Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: информационно - практико – ориентированный
Цель, направление деятельности: Формирование экологической культуры, экономного, бережного отношения к природе. Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям детей старшего дошкольного возраста.
Краткое содержание проекта: Проект направлен на формирование экологической культуры детей.
Срок проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: (взрослые и дети) 3 человека.
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения: фронтальная
Ожидаемые результаты: Оформление плакатов “Сделай мир вокруг себя прекрасней”.
Проблема: Основу требований, предъявляемых к новому поколению, составляют категории социальных переживаний. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая личность, обладающая милосердием, гуманностью, умением оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с волонтерским движением, развитию таких важных качеств личности, как милосердие, сочувствие, сострадание.
- Приобщать семьи к совместному решению поставленных задач (разработке атрибутов детского волонтерского отряда, участие в его деятельности).
- Установить волонтерскую деятельность как обязательную составляющую программы духовно-нравственного воспитания. Развивать практические навыки детей дошкольного возраста в этом направлении.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас действительности.
Форма презентации: мультимедийная
Актуальность: Необходимость формирования “здорового” поколения людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми.
Гипотеза: Невозможно жить радостно, при унынии окружающих тебя людей. Только тогда, когда в твоем доме, районе, городе будет мир и покой, чистота ты сможешь облегченно вздохнуть и почувствовать жизнь полностью, чтобы не пришлось на улицах встречать нуждающихся людей, чьи тяготы касаются и тебя, и что не может оставить равнодушным, заняв твои мысли.
Модель трех вопросов
Что мы знаем?
- Мы знаем, что природу надо беречь. (Вика Ш.)
- Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым. (Ярослав К.)
Что мы хотим узнать?
- Кто такие волонтеры? (Ваня И.)
- Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края? (Таня К .)
- Кто может стать волонтером? (Леша К.)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Можно спросить у родителей (Арина Ч.)
- Собрать материал из различных источников (Маша М.)
- Поискать в интернете (Таня К.)
Этапы реализации проекта
Этапы | Форма работы (с наименованием) | Задачи | Срок реализации | Время в режиме дня | Место проведения |
I этап | Рассматривание картинок, иллюстраций об окружающем | Вызвать интерес к изучению математики | 1 день | Утренние часы | Группа |
Знакомство с волонтерским движением по материалам интернета | Создать план своей работы | 1 неделя | Утренние и вечерние часы | Группа | |
II этап | Подбор материала для плакатов“Сделай мир вокруг себя прекрасней”. | Расширить кругозор детей проявлять творчество | 1 день | 1 половина дня | группа |
Беседа на тему: “Кто такие волонтеры?” “Чем занимаются эко волонтеры? | Создать мотивацию к деятельности через беседу о значении волонтерского движения | 1 день | НОД | группа | |
Проведение цикла занятий “Путешествие в мир добрых дел и поступков”, “Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть”, “Каждый человек имеет право на помощь и поддержку” | Развивать познавательный интерес в процессе выполнения заданий | 1 день | НОД | группа | |
III этап | Составление с детьми рассказов “Что я могу сделать ,чтобы окружающим было хорошо”. | Расширять кругозор детей | 1 неделя | - | семья |
Поделки из природного материала | Создавать условия для творческого развития детей | 1 месяц | Утренние и вечерние часы | Группа | |
Дидактические игры: “Съедобное-несъедобное”, “На лесной полянке”, “Животные планеты”, “Растения”, “Дары лета”. | Продолжать знакомить детей с природой в процессе игровой деятельности. | 1 неделя | Утренние и вечерние часы | группа | |
Чтение и знакомство с рассказами В.Бианки, “По следам любимых зверят” Р.Киплинг “Сказки”, “Зеленая планета” | Привить интерес к содержанию прочитанного | 1 неделя | Утренние и вечерние часы | семья | |
Чтение пословиц и поговорок о взаимопомощи, гуманности милосердии, об отношении человека к природе и окружающему. | Обогащать словарный запас детей. Формировать интерес к изучаемому. | 1 неделя | Группа Семья |
||
Рисование на тему “ Покормите, птиц” “Не ломайте, веток” “Я помогу сделать свой город чище” | Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности. | 1 неделя | НОД, утренние вечерние часы. | Группа | |
IV этап | Презентация: представление плакатов “Сделай мир вокруг себя прекрасней”. | Формировать умение представлять продукт своей деятельности. | 1 день | I половина дня | Муз. зал |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения традиций народа;
- Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОО;
- Привлечь воспитанников для участия в добровольческих мероприятиях по охране окружающей среды.
Описание проекта
I этап. Подготовительный: Мы знакомились с понятием “волонтер”, волонтерская деятельность, развитие представлений о традиционных формах гражданского участия и взаимопомощи людей друг к другу. Организовывали “путешествие детей в мир добрых дел и поступков”. В рамках первого этапа применялись методы, повышающие познавательную, эмоционально-поведенческую активность; методы, способствующие установлению связей между поступком и чувствами, между поступком и оценкой. У наших детей появились конкретные и обобщенные представления о добрых поступках и полезных делах, желание помочь окружающим, что привело их к ориентации на определенные формы гражданского сочувствия. Данный этап работы с детьми можно назвать этапом осознания полученной информации. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания.
П этап. Аналитический: побуждение к добрым поступкам, организация самостоятельной деятельности детей в рамках волонтерской деятельности , обучение умению проявлять сочувствие, сострадание и милосердие в конкретной жизненной ситуации, накопление социального опыта оказания помощи и поддержки тем, кто в этом нуждается. В качестве методов воздействия нами использовались разъяснения, личный пример педагога, методы стимулирования к деятельности, словесные поручения, упражнения в проявлении сочувствия и сострадания, эмоциональные реагирования педагогов в различных ситуациях.
Под непосредственным воздействием взрослого дошкольник приобретает опыт взаимоотношения с малышами, престарелыми людьми, людьми с ограниченными возможностями (инвалидами), ветеранами. Учится замечать их проблемы, состояния, адекватно реагировать в конкретной жизненной ситуации. Дети принимают участие в акциях, экологических маршах, благотворительных мероприятиях, организуемых для детей-инвалидов, пожилых людей, ветеранов войны и труда. Оказывают помощь малышам, обитателям живого уголка.
III этап. Практический:
В ходе образовательной области “Познавательное развитие” и режимных моментах дети знакомились с играми экологического содержания: “Животные планеты”, “Растения”, “На лесной полянке”, “Съедобное–несъедобное”.
В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию дети рисовали рисунки на тему: “Покормите птиц зимой” “Береги лес” делали поделки из природного материала.
В ходе образовательной области “Познавательное развитие” Провели цикл занятий“Путешествие в мир добрых дел и поступков”, “Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть”, “Каждый человек имеет право на помощь и поддержку” .
Образовательная область “Речевое развитие”: Дети принимали участие в беседе “Кто такие волонтеры?”, “Чем занимаются эко волонтеры?”подбирали пословицы и поговорки о взаимопомощи, об отношении человека к природе составляли рассказы на тему “ Что я могу сделать, чтобы окружающим было хорошо”,читали и рассматривали книги о природе В.Бианки, энциклопедии.
Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”. Во время прогулки помогли взрослым убрать участок от опавших листьев, тем самым поучаствовали в городской акции “Сделай город чище”
IV этап: Презентационный
1. Приготовить продукт деятельности (плакаты “Сделай мир вокруг себя прекрасней”) к презентации.
2. Презентация проекта.
Список литературы:
- Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упр-ния. Из-во “ТЦ Сфера” 2003г.
- Кодрыкинская Л.А.. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во “ТЦ Сфера”, 2013.
- Микляева В.Н . Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013г.
- Степанов В.. Мы живем в России. Из-во “Оникс”., М., 2007г.
- Фесюкова Л.Б. . Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет. Из-во “ТЦ Сфера”, 2010г.
- Шевченко Л.Л. “Добрый мир”. Из-во “Подмосковье” 2012г.