Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является формирование навыка чтения, как фундамента последующего образования. В связи с этим остро возникает проблема коррекционно–логопедической работы по формированию предпосылок к обучению чтению и выявлению предрасположенности к дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
По мнению, С.С. Мнухина (1968) из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, чаще других встречаются при специфических нарушениях школьных навыков. В частности было обнаружено, что у школьников с нарушением письменной речи наблюдались нарушения сукцессивных операций. Дети затруднялись в воспроизведении графических и звуковых ритмов, допускали ошибки при воспроизведении последовательности изображений, движений, автоматизации речевых рядов.
В чем же сложность формирования данных процессов? Ответить на этот вопрос, поможет рассмотрение их природы.
Сукцессивные процессы это есть анализ и синтез последовательных сигналов и стимулов. Иначе говоря, “сукцессивные операции – это операции различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений”.
В работе “Формирование сукцессивных функций у дошкольников с нарушениями речи” А.М. Горчакова (2003), приводит следующие онтогенетические принципы формирования закономерностей каких-либо умений и навыков у ребенка в норме (в соответствии с данными принципами идет и развитие сукцессивных функций):
- от простого к сложному;
- от конкретного к абстрактному (предмет —> изображение —> слово —> символ);
- от контраста к оттенкам, от элементарных дифференциаций к более усложняющимся;
- от общего к частному, от крупного к мелкому (например, общие движения —> мелкая моторика —> артикуляторная моторика);
- поэтапность;
- сформированные умения переводятся в навык;
- вовлечение в работу по мере развития как можно больше анализаторов;
Если сукцессивные функции развиты в соответствии с возрастной нормой, то процесс симультанизации проходит довольно легко. Любой навык на начальных этапах осваивается последовательно (сукцессивно), а затем воспроизводится целостно (симультанно). Это относится и к чтению: процесс увеличения языковых единиц происходит постепенно: от чтения по слогам к чтению целыми словами”.
Для успешного формирования навыка чтения, необходимо достаточное развитие следующих предпосылок:
- сформированность пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- сформированность зрительно-моторной координации;
- сформированность мелкой моторики, графомоторных навыков;
- достаточный уровень развития слухового, зрительного восприятия;
- сформированность произвольного внимания;
- развитие памяти, особенно слухоречевой и зрительной;
- сформированность сукцессивных функций, а именно: воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
- достаточный уровень развития устной речи (то есть ее фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя).
Сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навыков текстообразования, грамоты. И соответственно, при их недоразвитии ребенок задерживается на элементарном способе чтения – послоговом.
У детей с общим недоразвитием речи выделяются определенные особенности: сниженная способность к автоматизации речевых рядов, трудности установления причинно-следственных связей, низкий уровень способности воспроизводить различные варианты последовательностей, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Наблюдаются трудности удержания в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация. У большинства дошкольников с ОНР недостаточно развита двигательная память. При повторении двигательных комбинаций встречаются ошибки: пропуски, замены, перестановки частей двигательной программы. У них обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения рук.
Таким образом, о том, что на сегодняшний день необходимо в дошкольных образовательных учреждениях проводить комплексные мероприятия по формированию данных функций. В развитии навыков чтения и умении владения грамотой принимают участие все субъекты образовательного процесса (воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи, муз. руководители).
В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада”, можно делать вывод о том, в рамках данной программы, сукцессивные функции формируются не систематично, в большей части спонтанно.
В первом периоде данной программы уделяется внимание обучению умению последовательно воспроизводить автоматизированные ряды дней недели, осенних месяцев, составлять предложения по картинкам и серии картинок на основе предложенного плана. Во втором периоде уделяется внимание закреплению автоматизированных рядов: времен года, месяцев, дней недели; обучение умению устанавливать возрастные различия между людьми, умению производить анализ и синтез слов из пяти звуков. В третий период закрепляется последовательность дней недели, месяцев, временных отношений, совершенствуется умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина. Закрепляется умение делить на слоги одно-, двух- и трехсложные слова, проводится работа по членению на слоги четырехсложных слов.
В программе разработанной для детей с общим недоразвитием речи предусматривается перспективное планирование еженедельных заданий логопеда воспитателям.
Воспитатель в специально отведенное время проводит с детьми:
- логопедические пятиминутки
- игры и упражнения
Так как воспитатель закрепляет умения и навыки, полученные на логопедических занятиях, поэтому мы посчитали необходимым проанализировать и его работу по формированию сукцессивных функций в соответствии с программой.
На протяжении всех трех периодов обучения воспитатель закрепляет такие сукцессивные функции, как умение воспроизводить последовательность серии движений на материале координации речи с движением, умение воспроизводить автоматизированные ряды.
Включение упражнений и игр по формированию сукцессивных функций фронтальные и подгрупповые занятия логопеда, воспитателей и для работы с родителями. Необходимо начинать с упражнений, максимально опираясь на все сохранные анализаторы, работа должна проводиться по всем четырем направлениям. По мере успешного выполнения упражнений первого этапа постепенно рекомендуется переходить на следующий этап.
Следовательно, сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навыков текстообразования, грамоты. И соответственно, при недоразвитии данных функций, ребенок задерживается на элементарном способе чтения – послоговом.