Информационные и коммуникационные технологии как средства повышения качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Главной целью своей деятельности считаем развитие творческих способностей каждого ребенка, оказание помощи личности в познании себя, развитие потребности к самоопределению и самореализации. В своей работе опираемся на личностно ориентированные технологии А.Г. Яхина, А.З. Рахимова, на педагогику сотрудничества, игровые и компьютерные технологии.

Личностно ориентированное обучение.

Личностно ориентированное образование основывается на признании за каждым учеником выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Личностно ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности , интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности. Проводя уроки на основе личностно ориентированного подхода к учащимся, максимально создаем условия для развития интеллектуального уровня и творческого роста школьников. Работа в группах помогает каждому ученику раскрыть свои возможности и показать знания по татарскому языку и литературе. Словарная работа в виде соревнования, выразительное чтение диалогов, пересказ понравившегося эпизода, устное рисование помогает закрепить знания, сформировать навыки учащихся в области устной речи, образного мышления, развивать творческие способности.

Игровые технологии в обучении.

Чтобы сделать обучение наиболее эффективным, поддерживать у детей интерес к учению, мы стремимся увлечь их своим предметом. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, используем элементы занимательности в обучении. Наиболее эффективными считаем те методы, которые позволяют усваивать новые знания путем самостоятельного поиска, требуют анализа материалов, а это возможно при построении урока в виде игры, путешествия, соревнования. Урок в занимательной форме позволяет раскрыть способности учащихся, инициативу, развить творческое мышление.

Как средство обучения и воспитания игра используется с незапамятных времен. Игра позволяет реализовать потребности в самоопределении, саморегуляции. Именно в пространстве “внутренней социализации” обучаемого в современной школе, где основными становятся активизация интексификация учебного процесса, игровое обучение используется чаще как элемент более обширной развивающей технологии. Использование игры в учебном процессе во многом зависит от понимания ее функций.Так, например, чтобы научить правильно говорить и вести себя в определенной ситуации общения, для учеников используем игру в речевые стили. Вместе с учениками придумываем сюжет какого-нибудь происшествия. А задача учеников – рассказать об этом событии от лица выбранного ими героя: болтуна, ребенка, пессимиста, оптимиста, врача, пенсионерки, работника радио или телевидения. При этом каждый из персонажей выбирает соответствующий стиль повествования. Завершающим уроком может быть заочная экскурсия под руководством гида по Казани, проводимая учениками. Компетенция учеников в социально-культурном аспекте формируется при проведении состязаний между группами на знание татарских пословиц и умение найти им эквиваленты в русском языке. Во время занятий по сопоставимости пословиц в разных языках дети получают огромное удовольствие, знакомятся с тем, как интерпретируют те или иные пословицы люди разных национальностей, учатся быстро сопоставлять сходные метаморфические образы.

Проектный метод обучения.

В учебном процессе широко используем проектную деятельность. В ходе проектной деятельности совместно с другими учениками школьник трудиться не только над проектом, но и над самим собой, познавая собственные психологические процессы и вырабатывая ответственное, мотивированное отношение к процесу и результатам работы, а также к себе и окружающим. Проектный метод активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует креативные компоненты мышления, такие как быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Наша роль заключается в индувидуальных консультациях. Оценивая процесс и результаты проектной деятельности, мы обращаем внимание на значимость и актуальность выдвинутых проблем, глубину проникновения, умение аргументировать свои выводы, отвечать на вопросы оппонентов, эстетику оформления результатов выполненного пректа.Учащиеся старших классов с удовольствием выполняют проекты по следующим темам: “Школа, в которой я хотел бы учиться”, “Татарстан – мой родной край”.

Одним из лучших средств развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся в современном мировом информационном пространстве является создание тематических слайдовых презентаций. Через практику создания таких слайдов расширяется кругозор школьника, стимулируется интерес к учебе, развивается творчество, фантазия, пробуждается желание больше узнать.

Информационные технологии обучения.

Использование информационных технологий на уроках перед учениками открывает широкие возможности для реализации своих творческих способностей, подталкивает к исследовательской и поисковой работе. Поэтому мы стараемся проводить уроки татарского языка и литературного чтения, внеклассные мероприятия с использованием компьютера. В своей работе мы ИКТ рассматриваем как способ постижения мира, как возможность личностно ориентированного подхода к ребенку, как источник дополнительной информации, как способ раскрытия индивидуальной активности младшего школьника. Уроки с использованием ИКТ проходят очень интересно, прививают интерес к изучаемому языку, развивают логику ученика, дают возможность творить. Дети на уроках включаются в познание окружающего мира, реализации своих идей, развивают творческие способности, выполняют задания по составлению диалогической и монологической речи по татарскому языку.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, облегчает овладение сложным материалом. Компьютерные технологии позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, привлекают большое количество дидактического материала, обеспечивают высокую степень дифференциации обучения, они используются на различных этапах урока.

Деятельностный подход к обучению.

В школе ребенок готовится к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

Использование интерактивных средств обучения позволяет нам осуществить деятельностный подход к обучению. При самостоятельной работе учащихся с тренажерами интенсивность их работ существенно увеличивается. Число и объем выполненных заданий возрастает в два-три раза по сравнению с традиционным уроком. При этом особенно возрастает эффективность работ у слабых и средних учащихся. Использование электронных средств обучения способствует устранению конфликтных ситуаций между учителем и учеником, являясь средством объективного мониторинга успеваемости учащихся.

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивизации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разноообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода больших и малых задач. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.Е.С.Полат. - М. Academia, 2005

2. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы специалиста образовательного учреждения. - СПб.: КАРО, 2001. - 68б