Цели урока:
- Ознакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.
- Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
- Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
- Стимулировать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой и через игровые моменты.
- Максимально вовлекать учащихся класса в активную деятельность на уроке, опираясь на внутреннюю мотивацию каждого ученика, и создавать условия для ее развития.
Оборудование:
- проектор, ноутбук
- карта природных зон России
- атласы
- картины животного и растительного мира Арктики
- гербарий
Тип урока: Комбинированный
I. Организационный момент. Введение в тему.
Чтение отрывка из сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева".
Сравнение царства Снежной королевы с природной зоной арктических пустынь.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
Ответы на вопросы учителя по теме: “Природные зоны России”
III. Изучение нового.
Вступительное слово учителя об Арктике с использованием материалов дополнительной литературы. Выступления учеников.
IV. Фронтальный опрос.
Ответы учащихся на вопросы учителя.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.
Класс разделен на группы, им раздаются карточки с пропущенными словами. Надо вставить пропущенные слова и одному учащемуся из этой группы озвучить рассказ.
VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.
Рассказ ученика о деятельности человека в Арктике.
VIII. Закрепление изученного материала.
Выполняют задания учебника на стр. 84.
IX. Подведение итогов урока.
По ходу работы над новой темой на доске заполнялась таблица "Арктика - царство льда и снега".
X. Домашнее задание творческого характера.
Ход урока
I. Введение в тему. (Сл. 2 звук ветра)
"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые , блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!" (Г.Х. Андерсен "Снежная королева").
- Из какого произведения этот отрывок?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство Снежной королевы. (клик мыши 2 раза)
- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).
Итак, сегодня мы отправляемся в Царство вечной мерзлоты – Арктику.
- Найдите на карте и покажите то место, где могла бы жить Снежная королева. (Карта)
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
- Можно отправиться в путь. Но прежде угадайте имя таинственного героя, который будет нам помогать. Его имя мы будем узнавать так: я задаю вопрос, вы - ответ.
Игра “Найди лишний географический объект”. Объясни почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву.
На доске карточки с буквами.
- А вы можете назвать животного, который является символом Арктики, ярким ее представителем?
- Опишите его. Назовите его характерные особенности? (белая густая шерсть, широкие лапы, толстый слой жира)
Ответ: Мишка Слайд 3.
Вопросы:
- Что бы вы хотели узнать про Арктику? (ответы детей).
Я согласна с вами.
- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
- В какой природной зоне царство льда и снега?
- Узнать о растительном и животном мире Арктики
- Узнать, как связаны между собой живая и неживая природа
- Что мешает людям поселиться в этом краю?
- Как охраняют природу северного края?
- Ребята, мы сегодня совершим путешествие в Арктику. Познакомимся с растениями и животными этого края, поговорим о взаимосвязи человека и Арктики.
III. Изучение нового.
Вступительное слово учителя.
Амрктика (греч. — медведь (греч. arktikos — северный, от arctos — медведь (по созвездию Большой Медведица). Слайд 4.
Все вы, наверное, видели на небосводе красивую группу звёзд в виде ковша, по нему ещё в далёкой древности находили Коло-звезду (Полярную), под этой звездой находится Север. Звёзды ковша - путеводные звёзды. Слайд 4.
Наши далёкие предки - русичи - осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Москвы всё дальше на восток и север под созвездие Ковша. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними.
Полунощной стороной называли на Руси север, так как он расположен напротив "полуденной" стороны (полуденного Солнца - где полдень) - юга. Другие народы называли Север "Страной тьмы".
Древние землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Студёное море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди стали селиться на его суровых берегах, и стали называть этих людей поморами. Слайд 5.
Поморы строили из дерева небольшие, но удивительно крепкие корабли - ладьи и ладные шлюпки - кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студеноё море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кормило их рыбой, мясом животных и птиц, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир рыбий зуб, клыки моржа, по крепости и красоте не уступавшие слоновой кости.
Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей) Слайд 6.
- Белое море - за светлые летние ночи.
- Баренцево - по имени капитана Баренца.
- Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
- Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.
- Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.
- Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.
Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь. Слайд 7. - показ на карте. (щелчок мыши, Медведь показывает)
Ученик 1.
Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Слайд 8.
Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Слайд 9.
Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Слайд 10.
Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. Слайд 11.
Ученик 2.
В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Слайд 12.
Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно.
Слайд 13.
Но и к этим условиям приспособились обитатели Севера.
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира.
Слайд 14.
Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.
Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Слайд 15.
Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середины зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.
Ученик 3. Слайд 16.
На скалистых берегах - птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.
Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда. Растения, которые появляются летом, - основной источник питания многих животных.
IV. Фронтальный опрос.
- Как вы представляете себе Арктику?
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
- Где находится Арктика? Покажите на карте ее границы.
- Нанесите границы Арктики на свои контурные карты.
- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Как вы думаете, почему они возникают?
Итог: В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета. Скудная растительность, животные приспосабливаются к условиям обитания.
- Отгадайте загадку:
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние?
- Это -... (северное сияние) Слайд 17.
- Какие растения растут в полярных районах? Почему?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?
V. Физкультминутка. "Арктический ветер"
- Ребята, представьте, что вы находитесь сейчас на острове в зоне арктических пустынь. Дует холодный арктический ветер и вы наклоняетесь от силы ветра. Команды учителя: ветер дует на восток, на запад, на юг, на север. (Ученики выполняют наклоны в ту сторону, куда дует ветер).
VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.
- Ребята, мы с вами попали в царство Снежной королевы. Она не выпускает нас из своего царства. Мы должны объединиться в группы и выполнить задания.
- Нужно вставить пропущенные слова и озвучить рассказ.
1 группа.
Арктика - это огромное пространство : (Северного Ледовитого) океана, с : (морями) и : (островами). Солнце направляет на это пространство : (косые) лучи. Оно : (светит), но не : (греет). Зимой в Арктике : (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и : (Северное сияние). Дуют : (ветры), бушует : (пурга). Температура опускается до : (минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике : (полярный день), но : (тепла) тоже нет. Это зависит от географического : (положения) арктической зоны. Температура лишь на : (несколько градусов) выше : (нуля). Рекомендации группе - см. учебник, стр. 78, 79.
2 группа.
На островах прямо на голых: (камнях) встречаются: (лишайники), они очень : (малы). Также приспособились к жизни на камнях : (мхи) и : (полярные маки). В толще воды, не покрытой: (льдом), большое количество : (планктонных растений водорослей).
Рекомендации группе - см. учебник, стр. 79, 80, 81.
3 группа.
Животных арктической зоны кормит : (море). Морскими водорослями питаются : (рачки), а ими - : (рыбы). Основная пища птиц и животных - это : (рыба). На скалистых берегах собираются : (чайки), : (кайры) и (гагарки). Птиц с необычными клювами называют : (тупики). Все звери - прекрасные : (пловцы). От холода их защищает : (слой жира). Это : (моржи) и: (тюлени). На тюленей охотятся : (белые медведи). У них длинная густая шерсть : (белого) цвета и : (широкие) лапы, чтобы удобнее было : (передвигаться по льду и снегу).
Рекомендации группе - см. учебник на стр. 79-82.
VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.
Ученик 4.
- Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Слайд 18.
Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. Там где люди, появляются – появляются и экологические проблемы. Какие? (Вот эти экологические знаки помогут нам рассказать о них). Слайд 19. Обсуждение проблем.
В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Слайд 20.
Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. Слайд 21.
VIII. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа в группах)
- Составьте две цепи питания, которые сложились в Арктике.
Ответ:
- водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы;
- рыбы —> тюлени —> белые медведи;
- водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени.
IX. Подведение итогов.
По ходу работы над новой темой на доске заполняется таблица: Слайд 22.
АРКТИКА - царство льда и снега.
- Географическое положение Северный Ледовитый океан
- северные моря
- острова
- Освещенность полярный день и полярная ночь
- северное сияние
- Растительный и лишайники, мхи, полярный мак, планктон
- животный мир рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь
- Деятельность человека научные станции;
- Северный морской путь;
- рыбный промысел;
- охота
- Итак, мы побывали на Крайнем Севере в Царстве вечной мерзлоты. Красива и сурова природа Арктики!
В замке Снежной королевы стены изо льда.
Не шумят в саду деревья, не журчит вода.
Замороженные травы, листья и плоды,
В бриллиантовой оправе мерзлые цветы.
Все спокойно в замке белом - блеск и тишина.
В зале тронном королева все сидит одна.
Как прекрасна там природа! Глаз не отвести !
Красивее в свете целом места не найти!
X. Домашнее задание Королевы. Слайд 23.
1. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
2. Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.
Источники информации.
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С.14-18.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. – М.: “ВАКО”, 2011, 368 с. – С.77-87.
- Занимательный атлас – Дикие животные (пер. с фр.). Издательство Атлас 2007 г.
- Колосов М.К. Охрана животных России.– М., 1992.
- Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегрированного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое для учителей начальных классов. – Псков, 2011. - С.28-49.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” / Е.М.Тихомирова – М.: Издательство “Экзамен”, 2009. – С.59-64.
- Ресурсы INTERNET.