Русские народные игры в семейном воспитании

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации необходимо убедить родителей в огромной важности повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное,

вникнуть в суть предметов и явлений. Большинство родителей осознает благотворное влияние устного народного творчества на формирование духовного мира детей, их здоровье, взаимоотношения со сверстниками.

Во все времена основы воспитания закладывались в семье, воспитательницей ребенка была мать. От нее дитя воспринимало первые слова родного языка, мелодию колыбельной песни, незатейливые народные игры и вместе с тем – обычаи семьи, правила поведения, традиции своего народа. [2, с.14]

Произведения устного народного творчества служат для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, развивают умственно, приобщают к заботам старших членов семьи, учат добродетели, скромности, верности.

Очень близки ребенку русские народные игры. Они разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, оказывают большое влияние на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества, создают определенный духовный настрой.

Отечественные учёные в разные годы и с разной целью изучали игру ребенка (В.Г.Яковлев, 1975; Л.В.Былеева, И.И.Коротков, 1987; В.Л.Страковская,1994; О.В.Козывева, 2007).

Они пришли к выводу, что загадка и ценность игры имеют глубокие корни. Русские народные игры отражают истинную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству. Среди них много игр, цель которых - развеселить, позабавить. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры незаменимы.

Необходимость соблюдения правил игры требует от ее участников

(взрослых и детей) равноправных отношений. Если родители играют с ребенком на равных, игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях. На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей можно поиграть в прятки, салочки, “колдунчики”, различные игры с мячом летом и в снежки, “снежную бабу” зимой. [1, с 28]

Чтобы игра проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. В игре “Летучий мяч” или “Собачки” можно играть как большим коллективом из нескольких семей, так и втроем. Играющие встают в круг, водящий, выбранный считалкой - в середине круга. По сигналу все начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот кому был брошен мяч, становится водящим. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч.

В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как “Чепуха”, “Летает - не летает”, “Крестики-нолики”, которые развивают память, внимание, быстроту реакции у ребенка и в то же время веселят всех. Участие в таких играх помогают взрослым переключиться от житейских проблем, снять напряжение. В игре “Узнай, кто” один из участников подкрадывается к водящему, выбранному считалкой, и закрывает ему глаза. Водящий по одежде на ощупь узнает, кто закрыл ему глаза, и называет его имя. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процессе узнавания: меняются деталями одежды, нарочно не узнают игроков. Игру продолжают, пока она не надоест детям. Игра “Холодно-горячо” проводится, как правило, дома. Один из играющих уходит из комнаты, другие прячут предмет. Затем вызывают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Когда он приближается к предмету, играющие говорят: “Тепло”, “Горячо”, если удаляется - “холодно”. Предупреждать можно не только словами, а также тихой или громкой игрой на фортепиано, сильным или слабым звоном колокольчика. Когда водящий находит предмет, выбирается новый водящий. Можно прятать любой небольшой предмет (билет, конфету, носовой платок) в одежде друг друга. [3, с. 61, 62]

Игра “Чепуха” всегда вызывает бурный восторг. Ее можно провести как дома, так и во время прогулок и путешествий. Играющие выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый из участников игры загадывает какой-нибудь предмет. Например: башенный кран, облако, самолет и т. д. Приходит водящий. Его цель назвать такое действие, которое могло случиться с заданными предметами. Он задает вопросы, играющие отвечают. - Чем ты сегодня умывался? - Башенным краном. - На чем летал?

- На облаках.

- Что ты сегодня утром съел?

- Самолет.

Тот играющий, чей ответ в большей степени сошелся с вопросом, становится водящим. В ходе игры важно соблюдать правила: играющие могут называть только загаданное слово, водящему нельзя повторить один и тот же вопрос. Использование русских народных игр в организации детских праздников в семье способствует созданию атмосферы радости и доброжелательности. Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры, такие как “Жмурки”, “Фанты”, “Молчанка”. Игры, в которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным. Для таких объединений хороши командные игры с большим количеством участников, такие как: “Палочка-выручалочка”, “ Утки охотники”, “ Бояре”, “ Золотые ворота”. Игра “Золотые ворота” проводится на свободной площадке. Выбирают двух игроков посильнее (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет “солнцем”, а кто “луной”. Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя “ворота”. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через “ворота”. Игроки, изображающие ворота говорят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А третий раз
Не пропустим вас!

“Ворота” закрываются при последних словах и ловят тех, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонечко, на чью сторону он хотел бы встать: “Луны” или “Солнца”. Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. При таких условиях игра становится подвижной и веселой. По правилам игры идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одним игроком. Кто бежит не держась, считается пойманным. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди. [5, с.125-126]

Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки. Родители могут быть организаторами игры, беря на себя роль водящего. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в этой роли. Смена водящих обеспечивает интерес к игре всех ее участников, способствует воспитанию организаторских умений детей.

Выбор водящих предполагает использование считалок. Чем забавнее считалки, тем быстрее они запоминаются и чаще и используются детьми.

Аты-баты
Шли солдаты.
Аты-баты
На базар.

Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.

Я пойду куплю дуду
Я на улицу пойду
Громче дудочка дуди
Мы играем, ты води.

Для разделения на команды в народных играх используется сговор. Играющие сговариваются между собой, берут названия птиц, растений, животных, и разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.

Что возьмешь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из леса ежа?

Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису
Или Марью-красу?
Таракана усатого
Или тигренка полосатого? [2,с.40,41]

Еще одна традиция народных игр - жребий. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал - его, правда, спору конец. Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам. Совместные игры с близкими взрослыми - огромная радость для ребенка. Однако нельзя доводить занятия играми до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, ее необходимо закончить. Заканчивая игры, оставляйте детям радостную перспективу: “Мы еще поиграем в другой раз”. Иногда целесообразно забыть игру на неделю, другую, даже месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть новой. [3, с.79-80]

Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости праздника.

Список литературы.

  1. Гришина Т. “Не забывайте народные игры”/ Дошкольное воспитание №6, 1990
  2. “Играем вместе с мамой и друзьями”. М. АСТ Минск Харвест, 2001
  3. Литвинова М.В. “Русские народные подвижные игры”. М.: Просвещение, 1986
  4. ЛялинаЛ.А. “Народные игры в детском саду” М.: Творческий центр,2008
  5. Петров В.М., Гришина Т.И., Короткова Л.Ф. “Весенние праздники, игры, забавы для детей” / Творческий центр, Москва 2000г.