Цели урока:
- Образовательные: создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации; на умение разрешать поставленные проблемы, проверить и закрепить приемы устного и письменного счета; совершенствовать умение решать задачи, закреплять умение формировать умение пользоваться математическими терминами.
- Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе, чувство отношения к своему труду и к труду другого человека.
- Развивающие: развивать мышление, его логику и скорость, сообразительность, культуру речи, память, развивать умение делать логические выводы, расширять общий кругозор.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: урок с применением ИКТ
Формируемые УУД:
формировать умение
самостоятельно выделять и формулировать тему и
цель урока, отдельного задания, отработать
умение определять взаимосвязь между действиями
сложением и умножением,
Оборудование: учебник “Математика. 2 класс”- автор Г.В. Дорофеев, рабочая тетрадь на печатной основе "Математика. 2 класс"- автор Г.В. Дорофеев, мульти медийный проектор, презентация, экран, доска, мел, карточки для индивидуального задания, магнитный демонстрационный материал, открытки, звёзды.
I. Организационный момент.
1.
Прозвенел опять звонок
Ты готов начать урок?
Настроение на 5,
Значит можно начинать.
Учитель. Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи на уроке.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (большой)
- успеха (указательный)
- большого (средний)
- во всем (безымянный)
- и везде (мизинец)
- удачи тебе на уроке! (рукопожатие)
Учитель. И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок у нас получится непременно увлекательным и интересным.
2. Проверим готовность к уроку.
На парте лежит: дневник, на дневнике учебник, на учебнике – тетрадь, линейка, ручка, карандаши, тесьма.
- Что необычного лежит на парте? (ножницы)
- Как вы думаете, для чего они нам нужны?
- Ножницы помогут нам познакомиться с новой темой.
3. Совместное построение плана урока.
Учитель. Что нужно, чтобы урок прошёл успешно?
Ученики. Для того чтобы урок прошёл успешно, нам нужно быть внимательными, слушать друг друга, уметь исправлять ошибки, дополнять ответы одноклассников.
Учитель. Сегодня мы с вами опять поднимаемся по “ ступенькам” знаний. Как нужно работать, чтобы достичь вершины? ( Работать дружно, сплочённо, не бояться ошибиться).
Но чтобы работать дружно и быстро нам нужно составить план работы.
Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания. Что самое главное в доме? (фундамент). Это у нас устный счёт. Без чего не бывает дома? (без стен). Это – новая тема. Что ещё должно быть в доме? (крыша). Это – закрепление знаний. А ещё? (труба). Это – выводы. По такому плану будем работать на уроке. Я думаю, что вы справитесь с поставленной задачей.
II. Актуализация знаний.
Итак, начинаем с первого пункта плана. Это устный счёт.
Продолжается работа
Устно мы считаем что-то
Сравниваем, размышляем
Без ошибок отвечаем.
1. Какое числовое выражение лишнее и почему?
- 3+3+3+3
- 2+2+2+2
- 3+3+4+2
- 4+4+4
2. Найди пару:
6+6+6+6 | 1 * 7 |
3+3+3 | 10 *2 |
10+10 | 6*4 |
1+1+1+1+1+1+1 | 3*3 |
3.
- Сколько ушей у двух ежей? ( 4 )
- Сколько дней в трёх неделях? ( 21 )
- Сколько ног у шести петухов? (12)
- Сколько лап у пяти зайчат? (20 )
- Сколько хвостов у 8 коров? ( 8 )
4. Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестнице? (На восьмую.)
5. Ваня разложил на столе камешки на расстоянии два сантиметра один от другого. Сколько камешков разложил он на расстоянии 10 см? (6 камешков.)
Оцените свою деятельность.
2. Гимнастика для пальцев.
Их, как хочешь, поверни. (Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцами провести по другой руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок — (Два пальца одной руки “скачут” по другой руке)
Скачет резвый табунок. (Повторить с другой руки)
3. Запишем число и классная работа.
Учитель. Сколько клеточек надо отступить?
Какие числа вы видите? 20 (необходимо прописать всю строку, в которой каждой следующее число на 2 единицы меньше предыдущего)
Какие числа у вас получились? (ответы 20, 18, 16, и т. д.)
III. Формирование новых знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня на уроке мы попробуем разделить тесьму, которая нам пригодится для изготовления поделки. Возьмите её с парты.
- Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому? (её нужно разделить)
- Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну? (её нужно сложить пополам и разрезать)
- Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы. (вспомнить правило работы с ножницами)
- Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью линейки определите её длину. Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.
- Длина тесьмы – 10. Запишем в тетрадь: 10
(на доске: ------------------------)
- А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части.
- Как вы это сделаете? (наложим один конец на другой и согнём пополам)
- Сделайте это.
(на доске: ------------- | ----------------)
- Чему равна каждая часть тесьмы? Измерьте.
Вывод: - Какое действие вы использовали при разрезании тесьмы?
Что значит разделить?
- Как вы понимаете слово “разделить”?
В словаре Сергея Ожегова написано:
Делить - разделить на части, распределить.
- Может кто-нибудь записать решение?
- Кто может прочитать выражение?
- Продолжаем запись в тетради:
10 : 2 = 5
— Мы выполнили арифметическое действие, которое называется делением. Знак деления — две точки (:). С помощью этого знака мы можем записать решение данной задачи так: 10 : 2 = 5(см )
- Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги и т. д.)
- Вы справились с этим пунктом плана, рассмотрели новую тему.
- Молодцы!
Оцените свою деятельность
2. Постановка темы и цели урока.
- Сформулируйте тему и цели урока.
Тема: Деление.
Цель: научиться решать простые задачи на деление, развивать вычислительные навыки, логику, математическую речь.
IV. Физминутка для глаз.
Хорошо поработали, пора и отдохнуть.
V. Первичное закрепление нового материала.
Переходим к выполнению следующего пункта плана “Закрепление”.
- Первое время мы будем деление выполнять схематичными рисунками. Этому мы будем учиться сейчас, выполняя №2 на стр.72.
- Прочитай задачу.
- Сколько всего было тетрадей?
- По сколько тетрадей получил каждый?
Что нужно узнать?
- Составьте схематичный рисунок.
Возьмем 2 тетради, отодвинем в сторону. Их получил один ученик.
- Еще 2 тетради – второй ученик...
И так раздайте тетради до конца по 2 каждому..
- На сколько частей разделили тетради?
Вывод: - Сколько детей получили тетрадей?
- Сколько раз по 2 содержится в числе 10?
- 5 раз.
- Кто может записать решение на доске.
- Кто прочитает выражение?
VI .Физминутка.
VII. Самостоятельная работа.
РТ стр 64.№ 1, 2, 3
Проверка самостоятельной работы.
1.- Что мы делали в первом задании?
Раздали 12 помидоров по 2 помидора на каждую.
- Сколько раз по 2 содержится в числе 12?
- Сколько тарелок получилось?
Ответ: 6 тарелок.
2. - Что нужно было сделать во втором задании?
Разложить 9кубиков в пакеты по3 кубика в каждый.
- Сколько раз по 3 содержится в числе 9?
- Сколько пакетов получилось?
Ответ: 3 пакета.
3. – Что нужно было сделать в третьем задании?
Разделить колёса по 4 колеса для каждой машины.
- На сколько машин хватило 12 колёс?
- Сколько раз по 4 содержится в числе 12?
Ответ: на 3 машины
VIII. Групповая работа.
Нужно ответить на 4 вопроса, используя числовой луч. Действие, которое будете выполнять на луче показать выражением.
Результаты групповой работы.
- Сколько раз по 2 содержится в числе 8?
- Каким выражением это можно записать?
- Сколько раз по 5 содержится в числе 15?
- Каким выражением это можно записать?
- Сколько раз по 3 содержится в числе 13?
- Каким выражение можно записать?
-Сколько раз по 4 содержится в числе 20?
-Каким выражением можно записать?
IX. Домашнее задание.
РТ стр.64 65, задания по выбору.
X. Рефлексия.
- С каким новым арифметическим действием познакомились на уроке?
- Что обозначает слово “разделить”?
- Какое задание вызвало затруднение? Почему?
- Какое задание показалось самым интересным? Почему? Оцените свою работу.