Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Разделы: Работа с дошкольниками


“Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение мотивировано
собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребёнок воспринимает
обучение как насилие над собой, ему не интересно, он не видит смысла в учении”.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук

Главной заботой родителей детей 6-7 лет является подготовка к обучению в школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать. Они уверены, что ребенок, овладевший этими навыками полностью готов к обучению в школе.

Последние два года дошкольного детства ребенок, кроме детского сада, посещает лингвистические центры, классы предшкольной подготовки (а иногда -  репетитора), что ведет к тому, что дети раньше становятся маленькими школьниками. Однако раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой. А “ненаигравшиеся” дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью учебной мотивации и познания. Поэтому на вопрос “Ты хочешь в школу?” такой ребенок отвечает отрицательно. Ведь те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новому виду деятельности – учебной, а, значит, психологически к школе не готовы. Следовательно, школа для таких детей может стать не увлекательным процессом, а “трудовой повинностью” уже с первых недель пребывания в школе.

Важная задача, стоящая перед родителями и воспитателями детского сада – создание общей установки, общей позиции ребенка по отношению к основному виду предстоящей деятельности – учению. Создание такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни, приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном этапе навыками учебной деятельности.

Педагоги и психологи констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

  • обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
  • неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
  • неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.
  • Неполноценная мотивация к обучению влечёт разрушающие личность ребёнка последствия:
  • отсутствие (потеря) интереса к учебе;
  • школьная дезадаптация;
  • угнетённость, страх из-за негативного отношения педагога;
  • нежелание идти в школу;
  • негативные межличностные отношения;
  • неврозы.

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включает несколько направлений:

  • улучшение системы отношений ребёнка с родителями, сверстниками, воспитателями,
  • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
  • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности.

Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение и расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребности дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей и педагогов эмоционального принятия ребёнка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией.

Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны и творческие задания.

В процессе формирования мотивации дошкольника должны “участвовать” сказочные герои и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка задания должны быть интересны ребёнку, а информация должна помогать ему решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо в них стимулировать.

Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребёнка преодолевать страх, выдавать авансы успеха (“у тебя получится”), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключить и личную исключительность (“только ты сможешь это сделать”), усиливать мотивацию (“это нам необходимо для ...”)

Позитивная мотивация к обучению в детском саду, её комплексное развитие - это условие дальнейшего успешного обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности.

Литература.

  1. Вераксы Н.Е,.Комаровой Т.С,.Васильевой М.А. “От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования”.. Мозаика – Синтез. М. 2014.
  2. Гербова В.В. “Развитие речи в детском саду”. Мозаика – Синтез. М., 2014.
  3. Гризик Т.И., Л.Е.Тимощук “Развитие речи детей 6-7 лет”. М., “Просвещение”, 2007.
  4. Л.Б.Фесюкова “От 3 до 7”. Р-на-Д., 1997.
  5. “Вундеркинд? Это очень просто!” Рига, “АВОТС”, 1991.