“Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение мотивировано
собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребёнок воспринимает
обучение как насилие над собой, ему не интересно, он не видит смысла в учении”.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук
Главной заботой родителей детей 6-7 лет является подготовка к обучению в школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать. Они уверены, что ребенок, овладевший этими навыками полностью готов к обучению в школе.
Последние два года дошкольного детства ребенок, кроме детского сада, посещает лингвистические центры, классы предшкольной подготовки (а иногда - репетитора), что ведет к тому, что дети раньше становятся маленькими школьниками. Однако раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой. А “ненаигравшиеся” дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью учебной мотивации и познания. Поэтому на вопрос “Ты хочешь в школу?” такой ребенок отвечает отрицательно. Ведь те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новому виду деятельности – учебной, а, значит, психологически к школе не готовы. Следовательно, школа для таких детей может стать не увлекательным процессом, а “трудовой повинностью” уже с первых недель пребывания в школе.
Важная задача, стоящая перед родителями и воспитателями детского сада – создание общей установки, общей позиции ребенка по отношению к основному виду предстоящей деятельности – учению. Создание такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни, приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном этапе навыками учебной деятельности.
Педагоги и психологи констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:
- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.
- Неполноценная мотивация к обучению влечёт разрушающие личность ребёнка последствия:
- отсутствие (потеря) интереса к учебе;
- школьная дезадаптация;
- угнетённость, страх из-за негативного отношения педагога;
- нежелание идти в школу;
- негативные межличностные отношения;
- неврозы.
Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включает несколько направлений:
- улучшение системы отношений ребёнка с родителями, сверстниками, воспитателями,
- стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
- формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
- создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности.
Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:
- обогащение и расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребности дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
- развитие у родителей и педагогов эмоционального принятия ребёнка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией.
Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны и творческие задания.
В процессе формирования мотивации дошкольника должны “участвовать” сказочные герои и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка задания должны быть интересны ребёнку, а информация должна помогать ему решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо в них стимулировать.
Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребёнка преодолевать страх, выдавать авансы успеха (“у тебя получится”), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключить и личную исключительность (“только ты сможешь это сделать”), усиливать мотивацию (“это нам необходимо для ...”)
Позитивная мотивация к обучению в детском саду, её комплексное развитие - это условие дальнейшего успешного обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности.
Литература.
- Вераксы Н.Е,.Комаровой Т.С,.Васильевой М.А. “От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования”.. Мозаика – Синтез. М. 2014.
- Гербова В.В. “Развитие речи в детском саду”. Мозаика – Синтез. М., 2014.
- Гризик Т.И., Л.Е.Тимощук “Развитие речи детей 6-7 лет”. М., “Просвещение”, 2007.
- Л.Б.Фесюкова “От 3 до 7”. Р-на-Д., 1997.
- “Вундеркинд? Это очень просто!” Рига, “АВОТС”, 1991.