Цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи:
- формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
- формировать умение работать в группе;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путём целенаправленного общения их с окружающей средой;
- воспитывать эстетические и патриотические чувства;
- развивать умения детей рассуждать, наблюдать;
- учить собирать информацию, размещать её, использовать в самостоятельной деятельности;
- развивать память, мышление через игры и упражнения;
- развивать связную речь у детей;
- создать продукт – лэпбук “Земля – наш общий дом”. Буклет
Этапы занятия | Ход занятия | Формирование УУД |
Актуализация занятия | Эмоциональный настрой. Дети входят в класс. “Лесная песенка” (музыка В.Витлина, слова Т.Кагановой). На полянке среди деревьев сидят дедушка, внучка Маша, собака Жучка улеглась рядом. Мелодия “Звуки природы, пение птиц”. Дедушка: — Как прекрасен лес дремучий! Жучка: — Гав! Мир бесконечен, Маша: — Хочу я все об этом знать! Дедушка: У жизни есть начало, Жучка: — Живут живые в вечности Маша: — Значит, природа и есть вечность! Только, в отличие от вечности, природу мы можем видеть. И какая она замечательная! Жучка: — Гав! Я — часть природы, и лес, и муравей, и небо — части природы... Дедушка: — И камень, и песок, и вода — части природы! Это всё, что нас окружает. И живое, и неживое, и то, что когда-то было живым: спиленные деревья, пожухлая трава — весь огромный мир вокруг нас. Учитель: Мир есть вокруг букашки, - Ребята, что это за даты? (экологические даты). Презентация 1. Слайд 2. -А что их между собой объединяет? (Они относятся к окружающей среде: вода, земля, птицы, животные...) -Почему эти даты так важны для нас? (Чтобы защищать нашу природу, животных...) -Можно ли догадаться, какая тема урока? (ответы) -Наша земля – огромная планета. Её надо беречь, сохранять, защищать. А чтобы это реализовать, нужно о ней много знать. А как нам эти знания объединить в одно целое и чтобы об этом узнали другие? Что для этого нужно сделать? (найти информацию) -А где её можно найти? (в книгах, интернете, спросить у взрослых...) |
Познавательные УУД Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Формируем умение представлять информацию в виде схемы. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Формируем умения находить ответы на вопросы в иллюстрации. Формируем умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД Формируем умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей. Формируем умения работать по предложенному учителем плану. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формируем умение работать в группе. Выразительно читать, ставить вопросы. Формируем умение формировать собственное мнение и позицию. Личностные результаты Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать эмоции. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формируем умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, эстетические потребности, ценности и чувства. Духовно-нравственное развитие и воспитание Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. Гражданско-патриотическое воспитание. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. Воспитание здорового образа жизни. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. |
Сообщение темы урока, постановка
учебной задачи Открытие нового |
-А знакомо ли вам название ЛЭПБУК, это
английское слово? (по-английски БУК – это
книга). СЛАЙД 3. -Правильно, а вот слово ЛЭП – колени, дословно с англ. языка лэпбук – значит “наколенная книга”. СЛАЙД 4 (элементы лэпбука). -Сегодня мы создадим с вами лэпбук. СЛАЙД 5 (алгоритм). Просмотр алгоритма создания. -Как вы думайте, каким должен быть лэпбук? (ярким, интересным, развивающим, обучающим...) -Сейчас каждая группа подойдёт к своему центру и получит задание (правила группы, сигнальные карты). Приложение 1. -А чтобы составить план, давайте посмотрим задание, которое есть у каждой группы в конверте № 1. Приложение 2. Дети самостоятельно составляют поэтапно план на интерактивной доске. Презентация 2. |
|
Исследование объекта, понятие явления
Подготовка материалов к созданию ЛЭПБУКА
Составление плана |
План. 1. Дать название заданию. 2. Собрать информацию и создать продукт. 3. Представить продукт. -Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность). |
|
Распределение обязанностей и
выполнение работы. Работа по группам.
На столах у каждой группы лежит памятка “Правила работы в группе”, фломастеры, карандаши, клей, цветная бумага. В папках листы для выполнения творческой работы |
Работа в группах. 1 группа “Центр Математики”. Создать настольную игру “Экология + математика”. Дети составляют экологические задачи, связанные с математикой. Соединяют условие и вопрос. Приложение 3. 2 группа “Центр Языкознания”. Придумать викторину “Угадай-ка”. Дети выбирают вопрос, затем рисунок к нему, потом слово, потом задание. Приложение 4. Физминутка “Ёжик резиновый” 3 группа “Центр Технологии”. Составить правила игры “Звериная эстафета”. Из рассыпанных строчек составляют правила: Назвать одно животное. Каждое следующее животное должно начинаться с буквы, которой заканчивается название предыдущего. Участник, не назвавший животного, выбывает из круга. Повторять слова – нельзя! (правильный план из 4-х пунктов) Например: тигр – рысь – слон – носорог... Затем приклеивают картинки животных на внутренний круг. 4 группа “Центр Экологии”. Создать цветок. “Раскрой лепесток и назови цветок”. 1 Дети выбирают рисунки цветов и наклеивают на лепестки. Затем находят названия этих цветов —> легенду о цветке и вставляют название цветка в эту легенду. Приложение 5 |
|
Нахождение нужной информации и ответы на вопросы | Защита проектов. Создание лэпбука.
Презентация 3. - Ребята, а что мы с вами сделали для сохранения нашей природы? (Мы посадили пихтовую аллею, собирали макулатуру...) - Вспоминаются слова великого русского писателя М.М. Пришвина из сказки-были “Кладовая солнца”: Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. |
|
Итог | -Вспомните, что нового мы узнали на
уроке? -Что повторили из того, что знали? -Какое задание показалось наиболее интересным? -А самым трудным? -Все пункты плана выполнили? -Чему научились? -Кто доволен сегодня своей работой? |
|
Рефлексия, осознание собственной деятельности | -А сейчас мы повесим на дерево наших
птиц. Мне понравился урок, каждое задание мне было понятно, я научился работать с информацией, создавать лэпбук. Это птица зелёного цвета. Мне понравился урок. Понравилось работать в группе. Птица жёлтого цвета. Испытывал затруднения. Урок не понравился. Птица белого цвета. |
|
Оценка достижений обучающихся | Оценка достижений обучающихся Актуализация знаний. Отмечаем учеников, которые составили план урока. Постановка учебной проблемы. Отмечаем учеников, которые правильно читают, анализируют задания; аккуратно, красиво составляют игры, викторины. Развитие умения применять новые знания. Отмечаем учеников, которые правильно анализировали и правильно составляли задания, работая в группе. -Молодцы, вы все очень хорошо потрудились. Занятие закончено! |
Приложение 6 |