Урок русского языка по теме "Слова – синонимы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи.

Задачи:

предметные

  • сформировать умение называть признаки синонимов;
  • наблюдать за использованием синонимов;
  • расширить словарный запас обучающихся.

метапредметные

  • развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
  • развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
  • Развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Чистописание: К к Кл кл Кс кс Ка ка Ок ок

Работа со словарными словами.

Учитель диктует, дети записывают с проговариванием.

Карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.

Презентация.

Слайд 1 Проверка.

У: Какое слово лишнее?

Д: Прохлада, оно не словарное.

У: Каково лексическое значение этого слова? Что такое прохлада?

Д: умеренная или приятная теплота, когда ни жарко, ни холодно; летний холодок, тень и ветерок.

Слайд 2 (а)

У: Как по-другому можно сказать?

Д: Прохлада, свежесть, холодок

Слайд 2 (б)

У: Как можно назвать эти слова? Это слова - синонимы? Кто-нибудь знает, что это за слова?

3. Определение темы и целей урока, критериев оценки, планирование работы.

У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?

Д: Слова-синонимы.

Слайд 3.

У: Какие слова называются синонимами?

Дети выдвигают свои предположения.

В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.

Научиться определять и подбирать слова-синонимы.

Слайд 4.

У: Как мы поймем, что достигли цели? (ответы детей)

Да, для достижения нашей цели нам, как спортсменам, нужно тренироваться. Мы будем работать в таблицах. А каждый раз вы будете сами определять количество правильных ответов, набирая баллы. Высший балл сегодня – 13. Запомните.

У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану.

Слайд 5.

Итак, нам нужно:

1. Научиться находить и подбирать синонимы.

2. Закрепить это на тренировочных упражнениях.

3. Проверить, что получилось после тренировки.

4. Подвести итоги.

4. Основная часть урока. Реализация плана

У: Приступим к работе по нашему плану.

Какие же слова называются синонимами? Посмотрим правило в учебнике.

СИНОНИМЫ это слова, близкие по значению, но разные по произношению.

У: Подберите синонимы к слову малыши

Слайд 6.

Тренировочные упражнения.

У: Самостоятельно поработайте с таблицей №1. Нужно найти синонимы и составить пары слов. Запишите в тетрадь любые три пары.

Приложение.

Слайд 7.

Проверяем, кто сделал все правильно – поставьте себе 6 баллов на листочках.

Физминутка.

Слайд 8.

Тренировочные упражнения.

Предлагаю вам поработать с тектом.

Слайд 9.

Именно в тексте слова – синонимы играют очень важную роль. Они делают его ярче, интреснее.

У: Посмотрите на следующий слайд.

Слайд 10.

У:  К выделенным словам нужно подобрать слова-синонимы. Будем работать в парах. На листочках с текстом вставьте подходящие слова – синонимы, обсуждая это с соседом.

Проверка. Ребята зачитывают получившиеся предложения.

Слайд 11.

У: Текс украшен, преобразован. Давайте выберем для него подходящее название из предложенных.

Слайд 12.

У: Запишем в тетрадь первые 3 предложения (можно меньше, в зависимости от темпа работы класса)

Слайд 13.

У: Выделите в предложениях грамматическую основу.

Кто заметил в тексте слова, употребленные в переносном значении?

Д: Отшумело, оделись.

Слайд 14

У. Переходим к следующему пункту нашего плана. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Возьмите листочки с таблицей №2.. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу - это будет наше второе задание, которое вы оцените. Самостоятельно подберите пары слов-синонимов. На листочках, соединяя пары ручкой.

Слайд 15

У: Проверка. Если все верно – поставьте себе 6 баллов. По одному за каждую правильную пару слов.

5. Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.

У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?

Д.: Научиться определять и подбирать слова-синонимы.

У: Какие слова называются синонимами?

Д: Близкие по значению, смыслу, но разные по звучанию.

У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Д.: Результаты работы в таблицах.

У: Кто набрал в сумме 12 баллов, после работы в двух таблицах?

Это работа на “отлично”.

У: кого 10-11 баллов – отметка “хорошо”. Важно понять, где ошибаетесь, почему.

У: Кто запомнил правило? Поднимите руку. Добавьте себе еще 1 балл!

У: Домашнее задание.