Цель: Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи.
Задачи:
предметные
- сформировать умение называть признаки синонимов;
- наблюдать за использованием синонимов;
- расширить словарный запас обучающихся.
метапредметные
- развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
- развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
- Развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Чистописание: К к Кл кл Кс кс Ка ка Ок ок
Работа со словарными словами.
Учитель диктует, дети записывают с проговариванием.
Карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.
Слайд 1 Проверка.
У: Какое слово лишнее?
Д: Прохлада, оно не словарное.
У: Каково лексическое значение этого слова? Что такое прохлада?
Д: умеренная или приятная теплота, когда ни жарко, ни холодно; летний холодок, тень и ветерок.
Слайд 2 (а)
У: Как по-другому можно сказать?
Д: Прохлада, свежесть, холодок
Слайд 2 (б)
У: Как можно назвать эти слова? Это слова - синонимы? Кто-нибудь знает, что это за слова?
3. Определение темы и целей урока, критериев оценки, планирование работы.
У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?
Д: Слова-синонимы.
Слайд 3.
У: Какие слова называются синонимами?
Дети выдвигают свои предположения.
В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.
Научиться определять и подбирать слова-синонимы.
Слайд 4.
У: Как мы поймем, что достигли цели? (ответы детей)
Да, для достижения нашей цели нам, как спортсменам, нужно тренироваться. Мы будем работать в таблицах. А каждый раз вы будете сами определять количество правильных ответов, набирая баллы. Высший балл сегодня – 13. Запомните.
У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану.
Слайд 5.
Итак, нам нужно:
1. Научиться находить и подбирать синонимы.
2. Закрепить это на тренировочных упражнениях.
3. Проверить, что получилось после тренировки.
4. Подвести итоги.
4. Основная часть урока. Реализация плана
У: Приступим к работе по нашему плану.
Какие же слова называются синонимами? Посмотрим правило в учебнике.
СИНОНИМЫ – это слова, близкие по значению, но разные по произношению.
У: Подберите синонимы к слову малыши
Слайд 6.
Тренировочные упражнения.
У: Самостоятельно поработайте с таблицей №1. Нужно найти синонимы и составить пары слов. Запишите в тетрадь любые три пары.
Слайд 7.
Проверяем, кто сделал все правильно – поставьте себе 6 баллов на листочках.
Физминутка.
Слайд 8.
Тренировочные упражнения.
Предлагаю вам поработать с тектом.
Слайд 9.
Именно в тексте слова – синонимы играют очень важную роль. Они делают его ярче, интреснее.
У: Посмотрите на следующий слайд.
Слайд 10.
У: К выделенным словам нужно подобрать слова-синонимы. Будем работать в парах. На листочках с текстом вставьте подходящие слова – синонимы, обсуждая это с соседом.
Проверка. Ребята зачитывают получившиеся предложения.
Слайд 11.
У: Текс украшен, преобразован. Давайте выберем для него подходящее название из предложенных.
Слайд 12.
У: Запишем в тетрадь первые 3 предложения (можно меньше, в зависимости от темпа работы класса)
Слайд 13.
У: Выделите в предложениях грамматическую основу.
Кто заметил в тексте слова, употребленные в переносном значении?
Д: Отшумело, оделись.
Слайд 14
У. Переходим к следующему пункту нашего плана. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Возьмите листочки с таблицей №2.. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу - это будет наше второе задание, которое вы оцените. Самостоятельно подберите пары слов-синонимов. На листочках, соединяя пары ручкой.
Слайд 15
У: Проверка. Если все верно – поставьте себе 6 баллов. По одному за каждую правильную пару слов.
5. Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.
У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?
Д.: Научиться определять и подбирать слова-синонимы.
У: Какие слова называются синонимами?
Д: Близкие по значению, смыслу, но разные по звучанию.
У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?
Д.: Результаты работы в таблицах.
У: Кто набрал в сумме 12 баллов, после работы в двух таблицах?
Это работа на “отлично”.
У: кого 10-11 баллов – отметка “хорошо”. Важно понять, где ошибаетесь, почему.
У: Кто запомнил правило? Поднимите руку. Добавьте себе еще 1 балл!
У: Домашнее задание.