Источник истинного знания - в
фактах.
П.Буаст
Учитель призван воспитывать и развивать учащихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за новым материалом по воспитательной работе, постоянно совершенствовать профессиональную подготовку и углублять свои знания, а все это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
Данное внеклассное мероприятие представляет собой развивающую игру. Такая форма выбрана не случайно, т.к. именно в игре органически сочетаются образовательная, развивающая и воспитательная функции учебного процесса. Данный турнир проходил как одно из мероприятий для учащихся 8-х классов на предметной неделе, посвященной естественным наукам.
Цели:
- повторить и систематизировать знания учащихся по предметам естественного цикла;
- закрепить навыки работы в команде, умение разделять труд и оказывать помощь друг другу;
- продолжить формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
- провести в занимательной форме смотр знаний учащихся;
- способствовать расширению кругозора учащихся по предметам естественного цикла.
Техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Вступление
Звучит музыка, и ведущий объявляет о начале игры ( приложение №1,слайд №1)
Вдруг неожиданно открывается дверь, и входит мужчина, одетый, как путешественник в средние века: на плечах у него плащ, на голове большой берет.
Путешественник. Прошу прощенья, благородный дон. Куда же я заплыл?
Ведущий. Кто Вы и откуда явились к нам на вечер?
Путешественник. О... Я великий путешественник родом из Португалии. Мою страну омывает Атлантический океан, поэтому я всегда стремился покорить водную стихию. И в 1519 году отправился в великое плавание, которое стало кругосветным. Во время этого путешествия я дал самому большому на нашей планете океану название “Тихий”. А в мою честь назвали пролив между Южной Америкой и островом Огненная Земля.
Ведущий. Ребята! Как вы думаете, кто перед вами?
Учащиеся должны ответить, что это Фернан Магеллан (приложение №1, слайд №2) .
В школьный зал входит второй незнакомец. В руках у него микроскоп.
Незнакомец. Я сегодня рассмотрел простую каплю воды из лужи. И знаете, кого я там увидел? Маленьких зверьков аниманкулюсов. Да там их больше, чем людей во всем Соединенном королевстве!
Ведущий. Извините, а Вы, собственно, кто?
Незнакомец. Простите, забыл представиться...Может быть, школьники знают, как меня зовут? А я помогу им. В мире я считаюсь изобретателем микроскопа, за годы работы открыл более двухсот видов мельчайших организмов.
Учащиеся должны назвать имя ученого. Это Антони Ван Левенгук (приложение №1, слайд №3) - голландский учёный, создатель микроскопа, первооткрыватель микромира, основатель микробиологии.
Ведущий, обращаясь к гостям, предлагает им сесть на почетное место за стол. Вслед за Левенгуком появляется новый незнакомец – бородатый мужчина в дорожной одежде с чемоданом в руке.
Ведущий. Позвольте, а Вы кто?
Бородач. Я чемоданных дел мастер, а по совместительству – химик. Без преувеличения могу сказать, что моим открытием сейчас пользуется весь мир, вносит в него изменения и уточнения. А оно лишь приснилось мне...
Ведущий. Ребята, кто же это?
Школьники должны ответить, что перед ними сам Дмитрий Иванович Менделеев (приложение №1, слайд №4).
Ведущий. Ну вот, все как будто в сборе. Нет, не хватает ученого-физика.
И тут входит мужчина в черной мантии с конфедераткой на голове. Вошедший произносит следующую речь: “Я, сэр Исаак Ньютон (приложение №1, слайд №5), английский физик и математик. Рад, что законы природы не оставили вас равнодушными. Спорьте! В споре рождается истина. И если вы ее отыщите, то перед вами откроются двери в удивительный мир науки. Вы сможете постичь невероятные тайны природы. Итак, вперед, друзья! К знаниям!”
Ведущий приглашает путешественников стать членами жюри и справедливо оценить ответы команд по темам: географии, биологии, химии и физике.
Предварительно каждый из капитанов получил флажки с цифрами 1,2,3 и 4. Поэтому из предложенных 4-х ответов во время игры капитан поднимает тот флажок, цифра на котором соответствует верному ответу. Возле столика, за которым сидит команда, находится ученик-счетчик, который четко фиксирует правильные ответы.
Справка. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Их количество суммируется и определяет в дальнейшем команду-победителя (см. приложение №3).
Знакомство
В начале турнира команды знакомятся друг с другом. Каждая команда состоит из 5 игроков, включая капитана. На груди у всех бейджики с названием своей команды. При знакомстве команды должны дружно произнести свои названия и девиз.
Звучит горн, и команды приступают к игре (см. Приложение 1 “Презентация”)
1 тур “География”
Команды должны ответить на 10 вопросов по географии.
1 вопрос. Ока – Волги правая рука. А какая же у Волги рука левая?
Ответы:
1. Кама
2. Сура
3. Ветлуга
4. Свияга
2 вопрос. “У Печоры, у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки...” стоит город, который в переводе зовется “Красным городом”. Каково его географическое название?
Ответы:
1. Сыктывкар
2. Печора
3. Нарьян-Мар
4. Андег
3 вопрос. Почему Дон называют тихим?
Ответы:
1. По названию романа М.Шолохова
2. За медленное течение
3. За спокойный нрав.
4. По названию местного села 4 вопрос. Какое озеро попало в семь чудес России?
Ответы:
1. Онежское
2. Каспийское море
3. Байкал
4. Ладожское
5 вопрос. Шведы это море называют морем Норденшельда. А как это море называется по-русски?
Ответы:
1. Море Лаптевых
2. Восточно-Сибирское море
3. Баренцево море
4. Норвежское море
6 вопрос. Какой национальный парк находится в пределах крупного города?
Ответы:
1. Мещерский
2. Лосиный остров
3. Алханай
4. Самарская Лука
7 вопрос. “Остров прекрасен, как жаба в манжетах.
Отсюда с балконца,омытый потоками солнца ,
Он весел, и грязен, и ясен, как старый маркер”.
О каком острове так писал Саша Черный в 1909 году?
Ответы:
1. О Сахалине
2. О Кунашире
3. О Песчаном
4. О Васильевском
8 вопрос. “Закурили трубку мира зпт табак отличный тчк Авдеенко зпт Елагина зпт Хабардин тчк.” О чем идет речь в данной радиограмме?
Ответы:
1. О полете космонавтов на станцию Мир
2. О заключении мирных соглашений
3. Об открытии кимберлитовой трубки
4. Об исторической находке курительной трубки
9 вопрос. Какие горы России поэты называют Каменным поясом?
Ответы:
1. Уральские горы
2. Алтай
3. Саяны
4. Сихотэ-Алинь
10 вопрос. Какую республику России Тайвань считает своей территорией?
Ответы:
1. Хакасию
2. Тыву
3. Алтай
4. Бурятию
Для подведения первых итогов жюри необходимо некоторое время. Поэтому ведущий объявляет игру со зрителями.
Задание по географии для зрителей. Присутствующим в зале предлагается видеоролик без звука. Необходимо ответить, о каком городе идет речь (Приложение №2, видео №1). За правильный ответ зрители получают бонусные очки в количестве 5 баллов.
Подсказка. Учащиеся – болельщики должны узнать на видеоролике один из старейших городов мира, столицу Римской империи – город Рим.
Жюри подводит первые итоги игры между командами.
2 тур “Биология”
Команды должны ответить на 10 вопросов по биологии.
11 вопрос. Прежде при остановке сердца человека считали мертвым. Сегодня его можно спасти, если сразу после остановки сердца ввести...
Ответы:
1. инсулин
2. адреналин
3. глюкагон
4. димедрол
12 вопрос. В ротовой полости начинают расщепляться вещества, содержащиеся в ...
Ответы:
1. мясе
2. масле
3. карамели
4. капусте
13 вопрос. Соляная кислота вырабатывается железами ...
Ответы:
1. тонкого кишечника
2. поджелудочной железы
3. толстого кишечника
4. желудка
14 вопрос. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга человека?
Ответы:
1. 20 пар
2. 10 пар
3. 12 пар
4. 15 пар
15 вопрос. В клетке животных отсутствуют ...
Ответы:
1. ядро и цитоплазма
2. хлоропласты и оболочка из клетчатки
3. сократительные вакуоли
4.плазматическая мембрана и пищеварительные вакуоли
16 вопрос. К какому классу относится клещ?
Ответы:
1. К классу насекомых
2. К классу ракообразных
3. К классу паукообразных
4. К классу сосальщиков
17 вопрос. Птицы не едят гусениц капустной белянки, т.к. ...
Ответы:
1. они ядовиты
2. птицы их просто не замечают
3. их окраска отпугивает птиц
4. они прочно прикрепляются к листьям капусты
18 вопрос. Где у человека располагаются самые маленькие косточки?
Ответы:
1. В наружном ухе
2. В среднем ухе
3. Во внутреннем ухе
4. Вне уха
19 вопрос. Что придает цвет нашим глазам?
Ответы:
1. Хрусталик
2. Зрачок
3. Сетчатка
4. Радужка
20 вопрос. Кто из ученых разработал принцип создания и применения вакцин?
Ответы:
1. И.Мечников
2. Л.Пастер
3. Н.Пирогов
4. И.Павлов
Для подведения итогов конкурса по биологии и общих промежуточных результатов жюри необходимо некоторое время. Поэтому ведущий объявляет игру со зрителями.
Задание по биологии для зрителей.
Присутствующим в зале предлагается видеоролик. Необходимо ответить, о чем идет речь в данном видеофрагменте (Приложение 2, видео №2). За правильный ответ зрители получают бонусные очки в количестве 5 баллов.
Подсказка. Учащиеся – болельщики должны понять из видеоролика, что речь идет о плесени.
Жюри объявляет предварительные итоги.
3 тур “Химия”
Команды должны ответить на 10 вопросов по химии.
21 вопрос. О каком веществе Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Ты самое большое богатство на свете...”
Ответы:
1. О золоте
2. О серебре
3. О воде
4. О кислороде
22 вопрос. Купоросным маслом называют...
Ответы:
1. льняное масло
2. серную кислоту
3. оливковое масло
4. азотную кислоту
23 вопрос. Гость из космоса пришел и в земле приют нашел. О каком веществе идет речь?
Ответы:
1. Песок
2. Железо
3. Водород
4. Кислород
24 вопрос. Какую кислоту прописывают при некоторых заболеваниях желудка?
Ответы:
1. Соляную
2. Уксусную
3. Лимонную
4. Борную
25 вопрос. Чем любил заниматься в свободное время Д.И. Менделеев?
Ответы:
1. Изучением растворов
2. Расчетом атомных масс
3. Чтением книг
4. Изготовлением чемоданов
26 вопрос. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?
Ответы:
1.Ртуть
2. Мышьяк
3. Золото
4. Селен
27 вопрос. Какая вода содержит меньше всего примесей?
Ответы:
1. Морская
2. Речная
3. Дождевая
4. Минеральная
28 вопрос. Назовите фамилию выдающегося русского химика и композитора – автора оперы “Князь Игорь”.
Ответы:
1. П.И.Чайковский
2. А.П.Бородин
3. С.В. Рахманинов
4. М.И.Глинка
29 вопрос. Какую водку не станет пить даже пьяница?
Ответы:
1. “Русскую”
2. Крепкую
3. Горькую
4. Царскую
30 вопрос. Какой металл может вызвать “лихорадку”?
Ответы:
1. Железо
2. Серебро
3. Олово
4. Золото
Для подведения итогов конкурса по химии и общих промежуточных результатов жюри необходимо некоторое время. Поэтому ведущий снова объявляет игру со зрителями.
Задание по химии для зрителей.
Присутствующим в зале предлагается видеоролик без звука. Необходимо ответить, о какой химической реакции идет речь в данном видеофрагменте (Приложение №2 , видео №3). За правильный ответ зрители получают бонусные очки в количестве 5 баллов.
Подсказка. Учащиеся – болельщики должны понять из видеоролика, что речь идет о реакции обмена между оксидом меди( II) и серной кислотой.
Жюри объявляет предварительные итоги.
4 тур “Физика”
Команды должны ответить на 10 вопросов по физике.
31 вопрос. Как происходит перенос тепла от Солнца к Земле?
Ответы:
1. С помощью солнечного ветра
2. За счет теплопроводности
3. С помощью конвекции
4. За счет излучения
32 вопрос. Чему равна среднегодовая температура на Земле?
Ответы:
1. 100С
150С
3. 170С
4. 120С
33 вопрос. Кто придумал первый планетарий?
Ответы:
1. Архимед
2. Пифагор
3. Аристотель
4. Галилей
34 вопрос. Какая из планет Солнечной системы может похвастаться самой высокой горой?
Ответы:
1. Меркурий
2. Венера
3.Марс
4. Юпитер
35 вопрос. Кто из ученых срезал верхний слой кожи на пальцах, чтобы лучше чувствовать электрический ток?
Ответы:
1. Г.Ом
2. В.Петров
3. А.Вольта
4. А.Ладыгин
36 вопрос. В огне не горит и в воде не тонет...
Ответы:
1. сера
2. железо
3. лед
4.уголь
37 вопрос. Какое из веществ при 00С находится в твердом агрегатном состоянии?
Ответы:
1. Ртуть2. Гелий
3. Свинец
4. Азот
38 вопрос. Переход вещества из твердого агрегатного состояния в газообразное, минуя жидкую фазу, называется...
Ответы:
1. плавлением
2. сублимацией
3. десублимацией
4. парообразованием
39 вопрос. Хорошему прыжку нужен хороший разбег. Это связано с явлением ...
Ответы:
1. невесомости
2. диффузии
3. дисперсии
4. инерции
40 вопрос. Кто из выдающихся ученых древности был воспитателем и наставником А.Македонского?
Ответы:
1. Птолемей
2. Демокрит
3. Сократ
4. Аристотель
Для подведения окончательных итогов участникам игры и зрителям предлагается видеоролик с вопросом по физике (Приложение №2, видео №4). Всем необходимо ответить на вопрос: “Лопнет ли воздушный шарик с водой, если держать его над свечой?”
За правильный ответ зрители получают бонусные очки в количестве 5 баллов.
Подсказка. Учащиеся – болельщики должны ответить, что шарик не лопнет, т.к. внутри него находится вода, которая не дает шарику нагреться выше 100 0С.
Снова звучит горн. Жюри объявляет окончательные итоги. Для этого слово берут его почетные члены.
Магеллан. Какие умные дети здесь собрались! В мое время таких не было, да и откуда...Наука была уделом самых любознательных и смелых людей. А сейчас ... Все чему-то учатся, стремятся знать больше, понимать глубже...Мне вспомнились стихи, которые я сам когда-то учил в школе:
“С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто не нуждался в знанье!
Какой мы ни возьмем язык и век –
Всегда стремится к знанью человек!”
Ньютон. Недостаточно только получать знания, надо обязательно находить им применение. Недостаточно только желать, надо обязательно при этом делать полезное, нужное для людей, себя и своей семьи.
Левенгук. У меня только одно пожелание нашим юным друзьям: “Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом”. Поэтому учитесь весело, жадно поглощайте знания, которые дает школа, и поверьте, пройдет немного времени, и вы поймете, что они совсем не лишние в вашей жизни”.
Менделеев. Однако путь к доброму знанию тернист, он не пролегает по шелковистой траве...Чтобы добиться результата, иногда приходится взбираться по голым скалам. Один из самых древних философов, известных всему миру, Сократ однажды сказал: “Я знаю только то, что ничего не знаю...” Знание бесконечно... Спасибо вам за ваши глубокие знания.
Литература
- Г.П. Пивоварова “По страницам занимательной географии”, М., “Просвещение”, 1983.
- Г.И. Якуш “Занимательная география”, Минск, “Народная света”, 1974.
- Л.Ю. Аликберова “Занимательная химия”, М,, “АСТ-ПРЕСС”, 1999.
- “111 вопросов по химии для всех, М., “Просвещение”, 1994.
- Н.Н. Рунов, А.В. Щенев “Кроссворды для школ. Химия”, Ярославль, “Академия развития”, 1998.
- Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике”, М., “Просвещение”,1985.
- 100 игр по физике. Книга для учителя, М., “Просвещение, 1995.
- И.Д. Агеева “Веселая биология на уроках и праздниках”, М., “ТЦ Сфера”, 2005.
- Интернет-ресурсы.