Цель:
- создание условий для формирования представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире;
- совместное обсуждение и осмысление качеств для выбора данных профессий;
- формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Форма проведения: деловая игра
Ход занятия
1. Организация класса
У меня идут года
Будет и семнадцать
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
2. Вступительная беседа.
О чем этот отрывок из стихотворения? (о выборе работы, профессии)
Что такое профессия?
- Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
- Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
- Профессия – это одна из характеристик человека.
- Профессия – это деятельность, направленная на пользу обществу.
3. Основная часть занятия.
Учитель: Тема нашего внеклассного мероприятия “Профессий хороших на свете не счесть...”
Какие профессии вам известны?
А почему люди выбирают ту или иную профессию?
Любая профессия, любая работа – это творчество, поэтому общение с людьми требует от человека не только профессиональных знаний, но и добросовестного отношения к своему делу, знания правил межличностного общения в процессе трудовой деятельности.
А почему надо учиться работать с детства?
Что произойдет с ребенком, когда он станет взрослым, если он не привыкнет к любой работе относиться серьезно?
Что нужно делать для того, чтобы работать всем нравилось?
Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они прекрасны, важны и нужны.
1-й ученик:
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
2-й ученик:
А всё начинается в школе за партой,
И классной доски, и над контурной картой.
С нелёгкой задачки, с домашних заданий -
К вершинам труда и отважных дерзаний.
3-й ученик:
Сегодня ты школьник, а завтра - рабочий,
Геолог, учёный, моряк или зодчий.
Для каждого нужное дело найдётся,
Кто с детства всерьёз за работу берётся.
Учитель: В современном мире насчитывается около 40 тыс. профессий. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Но очень важно суметь разобраться в этом многообразии профессий. Нужно знать, чем занимаются люди данной профессии; познакомиться, какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии; учитывать собственные интересы и способности.
Все профессии ученые разделили на типы.
- Человек - техника
- Человек - природа
- Человек - человек
- Человек - знаковая система
- Человек - художественный образ
Учитель: попробуем угадать, к какому типу относится профессия. Я загадаю загадки, а вы внимательно прослушав их, дадите ответ - какая это профессия, и к какому типу мы ее отнесем.
Загадки:
1.
Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач; человек - природа)
2.
Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь; человек - техника)
3.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар; человек - человек)
4.
Цифры-расчеты.
Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек - знаковая система)
5.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Лестницы и двери. (Архитектор; человек - художественный образ)
Учитель: Когда вы подрастёте и станете взрослыми, придёт время и вам выбирать профессию. Перед вами откроется множество дорог, где вы сможете найти своё место в жизни. Выбор профессии сравнивается со вторым рождением человека:
может быть, ты станешь учёным и изобретёшь машину времени;
ты сможешь найти вакцину от опасных болезней;
а ты вдруг отправишься на межпланетном корабле исследовать просторы Вселенной;
а может твоё будущее – театральная сцена, аплодисменты и море цветов;
а ты когда-нибудь будешь шеф – поваром и откроешь своё кафе.
Дети читают строчки:
- Я хочу детей лечить.
- А я пойду в спецназ служить.
- Буду я юристом.
- Тогда я – программистом.
- Детективом буду я.
- Лётчик – вот мечта моя.
- А мне нравится детей учить.
- А мне в полиции служить.
- Зубы детям буду я лечить.
- Балериной хочу быть.
- Я б в механики пошёл.
- А я – трактористом.
- Тогда я – журналистом.
Вы всему научитесь, пока в школе учитесь.
Будет легче вам решать:
Кем же после школы стать.
4. Работа по выставке рисунков “Профессии наших родителей”
Это пока ваши детские мечты, но, может быть какие-то из них станут в будущем реальностью. А сейчас посмотрим на стенд с рисунками “Профессии наших родителей”.
- Кого ты изобразил? Профессия? Чем она важна?
5. Частушки.
Пропоем мы вам частушки,
Как мы здорово живем.
Любим мы, друзья, трудиться,
О профессиях споем!Одевает кто нас модно,
Кто костюм шьет выходной?
Девушка с названьем гордым,
А по имени – портной!Строить будем города,
Строить будем прочно,
Приезжайте к нам на стройку
Поучиться срочно!Из Москвы везут конфеты,
Говорят, что хороши:
Ждите, вот начнем работать,
Обойдем столицу мы!У кого больна корова,
У кого больна овца,
Наши их ветеринары
Вылечат за полчаса!Кто здоровье нам дарует
Кого так любит весь народ?
Ну, конечно, без сомненья –
Выпускник наш – пчеловод!
Обещать не будем много,
Скажем только мы одно:
“Вот окончим мы учебу,
Будет овощей полно!”Повар вкусный суп готовит,
Жарит вкусный антрекот,
И своим чудо-искусством,
Ох! Всюду радует народ!Мы пропели вам частушки,
Как мы здорово живем.
Любим мы, друзья, трудиться,
О профессиях поем!
6. Занимательный материал.
Игра “Самая-самая”
Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике.
Характеристики:
- самая сладкая профессия, (кондитер)
- самая детская профессия, (воспитатель)
- самая смешная профессия, (клоун)
- самая опасная профессия, (пожарный)
- самая гуманная профессия.(учитель)
А теперь посмотрим, сможете ли вы узнать профессию по вопросу.
Карточки с вопросами:
- Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
- Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)? (Пилот, лётчик, космонавт.)
- Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители.)
- Кто играет на публику? (Актёры.)
- Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы.)
- Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто? (Электрик.)
- Человек, работающий с огоньком, – это... Кто? (Пожарник.)
- Мастер “топорной работы” – это... Кто? (Дровосек, лесоруб.)
- Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик.)
- Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техперсонал.)
- Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.)
- Ухажер за деревьями – это... Кто? (Садовод, садовник.)
- Постовой вместо светофора – это... Кто? (Регулировщик уличного движения.)
- Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя.)
- Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник.)
- “Сумчатый” профессионал – это... Кто? (Почтальон.)
Пантомима
- Что такое пантомима?
Сейчас вам предстоит со стола взять листок с заданием, прочитать и необходимо показать, изобразить ту профессию, которая написана на листке:
- Учитель на уроке.
- В парикмахерской.
- Дворник подметает улицу.
- Повар варит суп.
- Водитель управляет машиной.
- Доярка доит корову.
- Маляр красит стену.
7. Итог
Вам ещё придётся много учиться, прежде чем вы окончательно решите, кем быть. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему вы будете возвращаться вновь и вновь: после прочитанных книг, после просмотра фильмов, в беседах с родителями, друзьями, на классных часах. Перед вами откроется мир профессий. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Не ленись и не старайся искать легких дорог, путь к успеху – всегда работа до седьмого пота.