Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Краткая аннотация образовательного цикла
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Так и в нашей группе дети настолько любознательны и активны, что в течении всего года ощущали себя маленькими художниками. Все свое свободное время малыши переживали радость творчества. Они узнавали, что один и тот же образ можно рисовать разными способами. Использовали в изобразительной, продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
Был заметен эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельном творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в рисовании. Ребята с нетерпением ожидали этой увлекательной деятельности, интересовались: “А что мы сегодня будем делать? ”, “Когда будем выдувать трубочкой кляксу?”, “А с помощью чего можно еще нарисовать осьминога? А можно ли с помощью ладошек?”. В результате у детей повысился интерес в изобразительной деятельности, раскрылись творческие способности и возможности открыться в необычном для ребенка мире “Волшебных ладошек”.
Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения.
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Поддерживать интерес детей к творческому освоению изобразительных материалов (краски гуашь и акварель, пастель) и художественных инструментов.
- Создавать условия для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей.
- Развивать чувство композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию.
- Развивать творческое мышление.
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Актуальность темы:
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Ладошка - первый и самый удобный инструмент, которым ребенок может начать свое художественное творчество. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными.
Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.
У леворуких детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Любая изобразительная деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.
Когда ребенок создает изображение, у него совершенствуется представление об окружающем мире. Он запоминает характерные особенности и детали предметов, овладевает изобразительными навыками, находит первые конструкторские решения.
Процесс рисования ладошками интересен и увлекателен, что дарит ребенку новые ощущения, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества.
Вид образовательного цикла: творческий.
Сроки реализации: март
Содержание образовательного цикла “Волшебные ладошки”
1 неделя | ||
Задачи | Содержание работы | |
“Такие разные деревья” | -Учить рисовать ладошками дерево –
окунать в краску ладошку и ставить отпечатки на
листе бумаги (с продвижением ладошки по листу бумаги вниз) для получения силуэта ствола дерева. -Продолжать учить рисовать пальчиками – окунать в краску кончик пальцев и ставить отпечатки на листе бумаги, изображая листочки. -Воспитывать интерес к красивым, ярким явлениям природы, аккуратность, желание доводить дело до конца. |
Путешествие в гости к дедушке
Лесовичку. Рассматривание иллюстраций леса,
деревьев, беседа о правилах поведения в лесу,
наблюдения на прогулках за деревьями в парке, на
участке. Составление описательных рассказов о
деревьях, заучивания стихов. Станция “Лесная”. Дидактические игры: “Что было бы, если бы не было деревьев?”, “Составь узор”, “С какого дерева лист?”. Творческая мастерская – образ деревьев в детских рисунках. |
“Весенние цветы” | -Продолжать учить рисовать ладошкой и
пальчиком на листе бумаге. -Способствовать формированию умения передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук. - учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать недостающие элементы другими приемами рисования (стебель, листья, узоры, контур и т. д.) - Закрепить умения детей работать в коллективе. - Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. |
Станция “Весенняя поляна” Беседа
“Зачем люди сажают цветы, какую пользу они
приносят для человека”. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о цветах, пальчиковая гимнастика “Наши алые цветы...”. Дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Назови одним словом”. Творческая мастерская – рисование цветов. Коллективная работа “Ваза с цветами”. |
Превращение гусеницы в бабочку | -Познакомить детей с этапами
превращения гусеницы в бабочку, особенностями их
образа жизни. -Развивать интерес к жизни
насекомых. -Активизировать словарь ребенка новыми словами (куколка, кокон, хоботок, брюшко) -Закрепить умение детей применять нетрадиционные техники рисования в своих работах. - Закрепить умения видеть и дорисовывать недостающие элементы, учить создавать законченную композицию, -Развивать фантазию и ручную моторику. |
Станция “Волшебные превращения”. Просмотр мультимидийной презентации “Появление бабочки”, рассматривание иллюстраций и узоров на крыльях, беседа “Зачем нужны бабочки”, чтение художественной литературы, загадывание загадок, дидактические игры “Что было бы, если бы не было насекомых?”, “Летает — не летает”, малоподвижные игры: “Бабочки-гусеницы”, пальчиковая гимнастика “Наша бабочка взлетела...”. Творческая мастерская - рисование гусеницы и бабочки. Коллективная работа “На лесной поляне” |
2 неделя | ||
“Насекомые и их знакомые” | - Развивать познавательный интерес к
миру насекомых, поощрять любознательность о
жизни насекомых, их строений, способах
передвижения. -Познакомить с нетрадиционной техникой рисования- рисование ступней ноги. - Учить видеть в отпечатке образ насекомого и дорисовать недостающие элементы, учить создавать законченную композицию. -Развивать фантазию и творческую индивидуальность. -Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. |
Станция “Букашечки”. Утренняя гимнастика “Насекомые”, пальчиковая гимнастика “Трудолюбивая пчелка”, рассматривание альбома “Насекомые”, загадывание загадок, чтение художественной литературы А. Бианки “Как муравьишка домой спешил”, просмотр мультфильма “Под грибом”, беседы, словесные и дидактические игры: “Какие части тела у божьей коровки”, “Сложи картинку”, подвижная игра “Медведь и пчелы”. Творческая мастерская-рисование божьей коровки и пчелки. Коллективная работа - “На поляне”. |
“Лесные животные” | -Закрепить полученные знания об образе
жизни диких животных. -Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование ладошкой, рисование пальчиком. -Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. -Воспитывать интерес к творчеству. |
Станция “Что за звери!?” Рассматривание альбома “Дикие животные”, загадывание загадок, беседа о диких животных, чтение художественной литературы Сутеев “Палочка-выручалочка”, дидактические игры “Чей хвост?”, “Чей дом?”, подвижная игра “У медведя во бору”, Творческая мастерская - рисование ежа ладошкой. |
“Птички-невилички” | -Продолжать учить детей создавать
изображение с помощью отпечатка ладони. -Учить дорисовывать отпечаток ладони характерными для птиц деталями: клюв, крыло, лапы.. - Закрепить навык рисования кончиком кисти. -Развивать у детей воображение, фантазию, творчество. -Воспитывать аккуратность, целеустремлённость – желание довести начатое дело до конца. |
Станция “Наши любимые птицы”. Беседы о птицах, наблюдение за ними на прогулке, рассматривание альбома сюжетных картинок, просматривание мультимидийной презентации “Лебеди”. Творческая мастерская - рисование синички, петушка, коллективная работа “Лебединое озеро”. |
3 неделя | ||
“Слон” “Лев” “Черепаха” |
-Закрепить умения дополнять
изображение деталями, используя различные
изобразительные материалы и техники. -Уточнить знания о строении животных жарких стран, пропорциях, движении. -Развивать творческое воображение, мелкую моторику. -Вызывать позитивные эмоции в процессе рисования. -Развивать интерес к выполнению работы. -Узнавать и закреплять основные цвета. -Учить детей создавать сюжетную композицию - размещать животных на панораме африканской саванны. -Продолжать развивать навыки и умения коллективной работы. -Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. |
Путешествие в Африку. Станция
“Животные жарких стран” Беседа о животных жарких стран: обогащение представления о многообразии зверей в Африке. Знакомство с внешним видом животных (фотографии, картинки), отгадывание загадок, чтение художественных произведений о животных жарких стран, просмотр мультимидийной презентации “Животные жарких стран”, пальчиковые игры: “Я по Африке гулял”, сюжетно – ролевая игра “Зоопарк”, дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”. Творческая мастерская - рисование слона, льва, черепахи, коллективная работа-панорама африканской саваны. |
4 неделя | ||
“Морской конек” | -Формировать понятие у детей о месте
обитания морского конька. -Учить передавать в рисунке его образ, используя технику “рисование ладошкой” -Закреплять умение располагать рисунок в центре листа, сочетать нетрадиционные техники рисования с рисованием кистью, вытирать руки салфеткой по окончании работы. |
Станция “Подводная”.
Рассматривание иллюстраций “Кто еще живет в
глубине вод”. Дидактические игры: “Кто здесь
живет?”, “О ком расскажу?, словесные игры: “Чьи
детки? ”, “Найди предмет по описанию”, подвижная
игра “Море волнуется раз”. Творческая мастерская -рисование морского конька, коллективная работа “На дне морском”. |
“Осьминожки” | -Обобщить и расширить знания детей об
обитателях морского дна. -Вызвать у детей интерес к образу осьминогов. -Упражнять делать отпечатки ладошек и пальчиков, макая их в краски. -Развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук. -Развивать у детей диалогическую речь. -Развивать творческие способности. -Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции. |
Погружение на морское дно.
Рассматривание фотоальбома “Как прекрасен этот
подводный мир”: (энциклопедии - “Море и его мир”,
“Атлас морей и океанов”, загадывание загадок о
морских обитателях, чтение художественной
литературы “Семья осьминожков”, презентация
“Кто обитает в морских глубинах?”. Творческая мастерская-коллективная работа “Осьминожки”. |
Погружение на морское дно. “Золотые рыбки” |
-Уточнить и расширить знания детей о
рыбах. -Формировать умения различать рыб по внешнему виду, называть их, находить части тела. -Аккуратно делать отпечатки ладошкой на ограниченном пространстве. -Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. -Развивать творчество, фантазию. -Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции. |
Путешествие к морским жителям. Станция
“Подводное царство”. Беседа о морских обитателях, рассматривание картин, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи “Шум моря”, дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Чья тень”, “О ком расскажу?”, “Опиши животное”, “Отгадай загадку”, “Кто, что слышит?”. Творческая мастерская - рисование рыб ладошками. |