Образовательный цикл "Волшебные ладошки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Краткая аннотация образовательного цикла

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение.

Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Так и в нашей группе дети настолько любознательны и активны, что в течении всего года ощущали себя маленькими художниками. Все свое свободное время малыши переживали радость творчества. Они узнавали, что один и тот же образ можно рисовать разными способами. Использовали в изобразительной, продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

Был заметен эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельном творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в рисовании. Ребята с нетерпением ожидали этой увлекательной деятельности, интересовались: “А что мы сегодня будем делать? ”, “Когда будем выдувать трубочкой кляксу?”, “А с помощью чего можно еще нарисовать осьминога? А можно ли с помощью ладошек?”. В результате у детей повысился интерес в изобразительной деятельности, раскрылись творческие способности и возможности открыться в необычном для ребенка мире “Волшебных ладошек”.

Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения.

Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Поддерживать интерес детей к творческому освоению изобразительных материалов (краски гуашь и акварель, пастель) и художественных инструментов.
  • Создавать условия для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей.
  • Развивать чувство композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию.
  • Развивать творческое мышление.
  • Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Актуальность темы:

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Ладошка - первый и самый удобный инструмент, которым ребенок может начать свое художественное творчество. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными.

Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.

У леворуких детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Любая изобразительная деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.

Когда ребенок создает изображение, у него совершенствуется представление об окружающем мире. Он запоминает характерные особенности и детали предметов, овладевает изобразительными навыками, находит первые конструкторские решения.

Процесс рисования ладошками интересен и увлекателен, что дарит ребенку новые ощущения, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества.

Вид образовательного цикла: творческий.

Сроки реализации: март

Содержание образовательного цикла “Волшебные ладошки”

1 неделя
  Задачи Содержание работы
“Такие разные деревья” -Учить рисовать ладошками дерево – окунать в краску ладошку и ставить отпечатки на листе бумаги 

(с продвижением ладошки по листу бумаги вниз) для получения силуэта ствола дерева.

-Продолжать учить рисовать пальчиками – окунать в краску кончик пальцев и ставить отпечатки на листе бумаги, изображая листочки.

-Воспитывать интерес к красивым, ярким явлениям природы, аккуратность, желание доводить дело до конца.

Путешествие в гости к дедушке Лесовичку. Рассматривание иллюстраций леса, деревьев, беседа о правилах поведения в лесу, наблюдения на прогулках за деревьями в парке, на участке. Составление описательных рассказов о деревьях, заучивания стихов.

Станция “Лесная”. Дидактические игры: “Что было бы, если бы не было деревьев?”, “Составь узор”, “С какого дерева лист?”. Творческая мастерская – образ деревьев в детских рисунках.

“Весенние цветы” -Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаге.

-Способствовать формированию умения передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук.

- учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать недостающие элементы другими приемами рисования (стебель, листья, узоры, контур и т. д.)

- Закрепить умения детей работать в коллективе.

- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Станция “Весенняя поляна” Беседа “Зачем люди сажают цветы, какую пользу они приносят для человека”.

Рассматривание иллюстраций,

загадывание загадок о цветах,

пальчиковая гимнастика

“Наши алые цветы...”.

Дидактические игры: “Четвертый лишний”,

“Назови одним словом”.

Творческая мастерская – рисование цветов.

Коллективная работа “Ваза с цветами”.

Превращение гусеницы в бабочку -Познакомить детей с этапами превращения гусеницы в бабочку, особенностями их образа жизни. -Развивать интерес к жизни насекомых.

-Активизировать словарь ребенка новыми словами (куколка, кокон, хоботок, брюшко)

-Закрепить умение детей применять нетрадиционные техники рисования в своих работах.

- Закрепить умения видеть и дорисовывать недостающие элементы, учить создавать законченную композицию,

-Развивать фантазию и ручную моторику.

Станция “Волшебные превращения”. Просмотр мультимидийной презентации “Появление бабочки”, рассматривание иллюстраций и узоров на крыльях, беседа “Зачем нужны бабочки”, чтение художественной литературы, загадывание загадок, дидактические игры “Что было бы, если бы не было насекомых?”, “Летает — не летает”, малоподвижные игры: “Бабочки-гусеницы”, пальчиковая гимнастика “Наша бабочка взлетела...”. Творческая мастерская - рисование гусеницы и бабочки. Коллективная работа “На лесной поляне”
2 неделя
“Насекомые и их знакомые” - Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность о жизни насекомых, их строений, способах передвижения.

-Познакомить с нетрадиционной техникой рисования- рисование ступней ноги.

- Учить видеть в отпечатке образ насекомого и дорисовать недостающие элементы, учить создавать законченную композицию.

-Развивать фантазию и творческую индивидуальность.

-Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

Станция “Букашечки”.

Утренняя гимнастика “Насекомые”, пальчиковая гимнастика “Трудолюбивая пчелка”, рассматривание альбома “Насекомые”, загадывание загадок, чтение художественной литературы А. Бианки “Как муравьишка домой спешил”, просмотр мультфильма “Под грибом”, беседы, словесные и дидактические игры: “Какие части тела у божьей коровки”, “Сложи картинку”, подвижная игра “Медведь и пчелы”.

Творческая мастерская-рисование божьей коровки и пчелки. Коллективная работа - “На поляне”.

“Лесные животные” -Закрепить полученные знания об образе жизни диких животных.

-Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование ладошкой, рисование пальчиком.

-Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

-Воспитывать интерес к творчеству.

Станция “Что за звери!?”

Рассматривание альбома “Дикие животные”, загадывание загадок, беседа о диких животных, чтение художественной литературы Сутеев “Палочка-выручалочка”, дидактические игры “Чей хвост?”, “Чей дом?”, подвижная игра “У медведя во бору”, Творческая мастерская - рисование ежа ладошкой.

“Птички-невилички” -Продолжать учить детей создавать изображение с помощью отпечатка ладони.

-Учить дорисовывать отпечаток ладони характерными для птиц деталями: клюв, крыло, лапы..

- Закрепить навык рисования кончиком кисти.

-Развивать у детей воображение, фантазию, творчество.

-Воспитывать аккуратность, целеустремлённость – желание довести начатое дело до конца.

Станция “Наши любимые птицы”. Беседы о птицах, наблюдение за ними на прогулке, рассматривание альбома сюжетных картинок, просматривание мультимидийной презентации “Лебеди”. Творческая мастерская - рисование синички, петушка, коллективная работа “Лебединое озеро”.
3 неделя
“Слон”

“Лев”

“Черепаха”

-Закрепить умения дополнять изображение деталями, используя различные изобразительные материалы и техники.

-Уточнить знания о строении животных жарких стран, пропорциях, движении.

-Развивать творческое воображение, мелкую моторику.

-Вызывать позитивные эмоции в процессе рисования.

-Развивать интерес к выполнению работы.

-Узнавать и закреплять основные цвета. 

-Учить детей создавать сюжетную композицию - размещать животных на панораме африканской саванны.

-Продолжать развивать навыки и умения коллективной работы.

-Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

Путешествие в Африку. Станция “Животные жарких стран”

Беседа о животных жарких стран: обогащение представления о многообразии зверей в Африке. Знакомство с внешним видом животных (фотографии, картинки), отгадывание загадок, чтение художественных произведений о животных жарких стран, просмотр мультимидийной презентации “Животные жарких стран”, пальчиковые игры: “Я по Африке гулял”, сюжетно – ролевая игра “Зоопарк”, дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”.

Творческая мастерская - рисование слона, льва, черепахи, коллективная работа-панорама африканской саваны.

4 неделя
“Морской конек” -Формировать понятие у детей о месте обитания морского конька.

-Учить передавать в рисунке его образ, используя технику “рисование ладошкой”

-Закреплять умение располагать рисунок в центре листа, сочетать нетрадиционные техники рисования с рисованием кистью, вытирать руки салфеткой по окончании работы.

Станция “Подводная”. Рассматривание иллюстраций “Кто еще живет в глубине вод”. Дидактические игры: “Кто здесь живет?”, “О ком расскажу?, словесные игры: “Чьи детки? ”, “Найди предмет по описанию”, подвижная игра “Море волнуется раз”.

Творческая мастерская -рисование морского конька, коллективная работа

“На дне морском”.

“Осьминожки” -Обобщить и расширить знания детей об обитателях морского дна.

-Вызвать у детей интерес к образу осьминогов.

-Упражнять делать отпечатки ладошек и пальчиков, макая их в краски.

-Развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук.

-Развивать у детей диалогическую речь.

-Развивать творческие способности.

-Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции.

Погружение на морское дно. Рассматривание фотоальбома “Как прекрасен этот подводный мир”: (энциклопедии - “Море и его мир”, “Атлас морей и океанов”, загадывание загадок о морских обитателях, чтение художественной литературы “Семья осьминожков”, презентация “Кто обитает в морских глубинах?”.

Творческая мастерская-коллективная работа “Осьминожки”.

Погружение на морское дно.

“Золотые рыбки”

-Уточнить и расширить знания детей о рыбах.

-Формировать умения различать рыб по внешнему виду, называть их, находить части тела.

-Аккуратно делать отпечатки ладошкой на ограниченном пространстве.

-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

-Развивать творчество, фантазию.

-Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Путешествие к морским жителям. Станция “Подводное царство”.

Беседа о морских обитателях, рассматривание картин, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи “Шум моря”, дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Чья тень”, “О ком расскажу?”, “Опиши животное”, “Отгадай загадку”, “Кто, что слышит?”. Творческая мастерская - рисование рыб ладошками.