Ожидаемые результаты.
После этого урока ученики смогут:
- называть хронологические рамки существования античной греческой цивилизации;
- показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгейского моря, основные области Балканской Греции, Эгейское и Ионическое моря;
- применять и объяснять на примерах понятия: “античный мир”, “эллины”, “цивилизация”, “миф”.
- приводить примеры влияния природно-географических условий на развитие цивилизации Греции.
- характеризовать природно-географические особенности Древней Греции;
- определять влияние природно-географических условий Греции на образ жизни и занятия ее жителей.
- рассказывать о занятиях древних греков, используя вещественные памятники.
Тип урока: Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков..
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА
Сообщение учащимся темы и цели урока, определение ожидаемых результатов урока; мотивация познавательной деятельности учащихся.
Проверка готовности класса к уроку.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Учитель истолковывает ученикам понятие “античность”, а дальше, рассказывает о том, что они будут изучать на уроках истории Древней Греции.
Проверка домашнего задания
Беседа
1. Что такое цивилизация?
2. Где возникли первые цивилизации?
3. Какие природные условия этому способствовали?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с картой
1. Покажите на карте Балканский полуостров.
2. Какие моря его омывают?
3. Где находится Балканский полуостров относительно Египта и Месопотамии?
4. Назовите города Северной, Средней и Южной Греции.
5. Какие острова населяли греки в Эгейском и Ионическом морях?
Игра
Для формирования картографических умений и навыков можно провести игру “Картографическая мозаика”. Учитель заранее тиражирует карту “Древняя Греция” по количеству учеников в классе, разрезает копии на части (элементы мозаики) и предлагает детям восстановить целостность карты. Игру можно провести как соревнование между отдельными учениками или рядами.
Работа с таблицей
• Работая с картой, составьте таблицу “Природно-климатические условия и географическое положение Греции”.
Задания:
• Зачеркните лишние слова и заполните пропуски.
1. На юге/севере Европы расположен Балканский/Синайский полуостров. По природным условиям Греция делится на Южную, Северную, Восточную, Западную, Переднюю, Среднюю.
2. Греция расположена на юге ... полуострова. С трех сторон Грецию омывают ...., ..... и ... моря. Наряду с Балканским полуостровом расположен большой остров ... .
3. Греция делится на три части — ..., ... и ... .
4. В Южной Греции расположена самая большая вершина — ... где, согласно мифам, жили боги.
Работа со схемой
По рассказу учителя составьте схему “Мифы Древней Греции”.
Работа с хронологией
Решите задачи и отметьте на линии времени исторические события, о которых идет речь.
Задачи:
1. 6000 года до н. э. на острове Крит появляются первые земледельцы, а 1100 года до н. э. крито-микенская культура прекратила свое существование. Сколько лет она просуществовала?
2. 1450 года до н. э. произошло извержение вулкана на острове Феба вблизи острова Крит. Большинство дворцов было уничтожено землетрясением и цунами. Сколько лет прошло между землетрясением и цунами?
Работа с визуальными источниками
Рассмотрите иллюстрации в учебнике и дайте матче на вопросы.
1. Каким занятиям способствовали природно-климатические условия Греции?
2. О чем свидетельствует тот факт, что греческий глиняный сосуд находят даже в Днепре возле Киева?
Работа с учебником
Прочитайте текст учебника “Население Древней Греции” и дайте ответы на вопросы.
1. Какие племена заселили Балканский полуостров в конце 3 тыс. к н. э.?
2. Откуда и когда пришли на Балканы дорийские племена?
3. Из каких племенных объединений состояла греческая народность?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Исторический диктант
1. Балканский полуостров расположен на юго-западе Европы.
2. Территорию Древней Греции покрывали густые леса.
3. Самая высокая вершина Греции - гора Олимп - расположена в Южной Греции.
4. Дорийцы были древнейшими племенами, заселившими Балканы.
5. Древние греки довольно рано освоили морскую торговлю.
6. Фермопильское ущелье связывает Северную и Среднюю Грецию.
7. Благодаря иригационной системе греки обеспечивали свои поля влагой.
8. Мягкие почвы способствовали распространению пахотного земледелия в Древней Греции.
9. Нехватка полезных ископаемых не давала возможности развиваться ремесам у древних греков.
Ответ: 1, 5, 6 — да; 2, 3, 4, 7, 8, 9 — нет.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Проработать параграф 24 учебника.
2. Усвоить новые понятия.
3. Составьте кроссворд по изученной на уроке теме из 7 слов.