Формирование коммуникативной компетенции является первоочередной задачей креативно-деятельностного подхода в обучении родному языку. Коммуникативная компетенция в рамках концепции ФГОС определяется, как способность организовать своё речевое и неречевое поведение целесообразно задачам общения. Речевая, языковая, компенсаторная, социокультурная и учебно-познавательная компетенции являются основными составляющими коммуникативной компетенции .
Сочинение представляет собой материал первостепенной значимости для учителя на уроках развития речи, в частности, русского языка и литературного чтения. Сочинения позволяют не только исследуют внутренний мир учащихся, но и раскрывают имплицитный творческий потенциал всех учеников и, в особенности тех, кто на уроках предпочитает пассивно отмалчиваться. Сочинениям в начальных классах отведено особое место: им в высокой степени подчинены другие речевые упражнения, ориентированные на формирование коммуникативной компетенции. Если учитель начнет систематически реализовывать такой вид деятельности уже в первом классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, то сочинение постепенно трансформируется в серьёзную умственную деятельность для ученика.
Не стоит забывать, что сочинение служит действенным средством воспитания: такой вид творческой деятельности инициирует эмоциональный отклик, приучает детей осмысливать и оценивать свой жизненный опыт, учит выявлять причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию, получаемую посредством взаимодействия с объективной реальностью. Сочинения, как в устной, так и в письменной формах, различаются по степени самостоятельности, по источникам материала, по способам подготовки, по жанру и по языку.
При подготовке к устному рассказу или к его последующей письменной репрезентации (письменному сочинению), ученики учатся:
- понимать заданную тему или находить свою собственную, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления свой работы.
- оценивать объект своего сочинения, выражать свою позицию к явлениям объективной реальности.
- прорабатывать собранный материал,
- выделять приоритетный материал, относящийся к теме напрямую, осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
- располагать материал, соблюдая логическую связь между структурными элементами сочинения, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
- отбирать подходящие средства языка, строить корректные синтаксические конструкции;
- самостоятельно обнаруживать недочёты и ошибки в своем тексте, а также в речи других одноклассников, уметь исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанный текст, оттачивая своё лингвистическое чутьё.
В начальных классах широкие “общие” темы трудны для восприятия учащихся. Тема “Осень” настолько обширна, что ребёнок не может даже приблизиться к её раскрытию хотя бы потому, что объём его сочинения ограничен. Нельзя будет даже произвести целенаправленный отбор материала, т.к. цель сочинения не является ясной из формулировки темы. Поверхностное раскрытие темы – распространенный недостаток детских сочинений. Обратим внимание на то, что дети не всегда умеют найти границы темы. Они отражают в письменной работе всё, что ассоциативно связывается в их сознании с темой. Приведу пример сочинения, озаглавленного “Золотая осень”:
“Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и берёзе. По небу плавают серые тучи. Дни стали короче. Бывают нечастые заморозки.
Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко появляются грибы. Лес почти уже без листьев. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовит себе берлогу к зиме. Птицы улетают в жаркие страны, на юг”.
Про такое сочинение можно сказать, что в нём соблюдается последовательность, есть наличие точных наблюдений, но оно не соответствует теме. Учащийся не понял темы “Золотая осень”, не сумел верно идентифицировать эпитет, включенный в заголовок, не смог её ограничить, придать сочинению нужную стилистическую окраску, внести элемент экспрессии.
Работа над темой – это её обсуждение и отбор материала: выбор того, что относится к теме, и мотивированный отказ от того, что не имеет к ней отношения. Ясная и конкретная формулировка темы помогает школьникам полноценно раскрыть её.
Предложим вариант подготовки к сочинению на тему “Золотая осень” в третьем классе. За неделю до назначенного сочинения эффективно провести беседу об осени, предложив для обсуждения следующий набор вопросов: Почему говорится “золотая осень”? Можно ли назвать золотой всю осень; В каком месяце бывает пора, которую называют золотой осенью? Опишите признаки золотой осени. Какие вы знаете картины, на которых изображена данная пора? Знаете ли вы стихотворения об осени - о её золотой поре?
Еще один рекомендуемый этап подготовки – организованная прогулка в парк, во время которой дети бродят по желтеющей аллее, собирают листья, дышат осенним ароматом. Предложенные превентивные виды работы позволят учащимся избежать ошибок и с удовольствием отсортировать в сознании материал для работы.
Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная мотивация учеников к плодотворной работе над темой, к ее пониманию и последующему раскрытию.
При подготовке детей к написанию сочинений возникает другой животрепещущий вопрос, а необходим ли план рассказа, сочинения? В начальных классах роль плана обязательна при подготовке любой творческой работы. От предварительного составления планов можно отказаться лишь при подготовке рассказов-импровизаций, зарисовок картин природы, писем, а также сочинений-миниатюр. Но даже и эти рассказы, письма ребёнок априори намечает мысленно. В младших классах рекомендуется простой, компактный план из 3-5 частей. Формулировки пунктов можно оформить как вопросы, повествовательные предложения и назывные предложения. Учащиеся вначале учатся делать план на материале прочитанных произведений и пересказывать их в соответствии с планом, составлять картинный план, а после - составлять план изложения.
Предложить ученикам готовый план будет ошибкой, это значит лишить их самостоятельности и творчества, создавать видимость успеха и в то же время воспитывать у детей стремление использовать чужую мысль.
Эффективным стимулятором детского речевого творчества служит картина. Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития речевого словаря, связной речи учащихся, ориентироваться на смысловую значимость языка, широко использовать его изобразительно-выразительные средства.
Ученики младших классов могут содержательно самостоятельно составить рассказ по картине при условиях:
1) Если они будут понимать содержание картины;
2) Если они будут обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства (жанр картины, композиция, роль цвета).
Среди сочинений по картине выделяют три вида:
1) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
2) повествовательные сочинения по одной картине, где картина даёт толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
3) описание картины.
Описание картины по праву считается одной из самых сложных форм творческой работы. В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя: во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, её композицию (передний план, задний план, расположение предметов); в-третьих: действующих лиц, действие, если оно есть, и, наконец, идейный смысл, “настроение” картины.
Начиная с первого класса, практикуется устное описание картины (“Расскажи, что ты видишь на картине”). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Приведем пример описания пейзажа И.Шишкина “Рожь”.
“На картине нарисовано золотое поле ржи. Рожь хорошая, высокая, густая, колосья тяжёлые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.
По полю проходит просёлочная дорога. По ней редко ездят, она поросла травой. По сторонам дороги растёт бурьян.
Местами во ржи растут огромные сосны. Наверное, здесь раньше был лес. Его вырубили, а землю распахали.
Сосны ветвистые, широкие. Они выросли на просторе. Сосны мешают ржи, но их не рубят, потому что они очень красивые.
Хорошо в этом золотом поле. Над головой – синее-синее небо”.
Читая данную работу, можно прийти к выводу, что ученик сумел понять картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги, сумел сделать умозаключения (по ней редко ездят; здесь раньше был лес). В конце сочинения учащийся выразил свои чувства, вызванные картиной.
Стоит обратить внимания на тот факт, что в процессе беседы по картине обогащается словарный запас учеников, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором соответствующей лексики, необходимой для выражения личного эмоционального восприятия. В течение беседы по картине учащиеся невольно проявляют интерес к раскрытию ее содержания, и именно такой интерес способствует усвоению новых понятий и номинаций.
В результате многолетней практики мы пришли к выводу, что основополагающий фактор успешности проведения данного типа работы - это наличие интереса воспитанников к темам сочинений. Творческие работы можно разнообразить по видам и характерам заданий: это и сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине, можно практиковать такой тип работы, как отзыв о прочитанной книге. Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве ученик даёт субъективную оценку прочитанному (или просмотренному) кинофильму или спектаклю. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчётливее уяснить идейное содержание и художественные детали.
На уроках русского языка, например, в 3-4 классах, в которых преобладают сильные, одаренные ученики, с врожденной орфографической зоркостью и творческой предрасположенностью, можно предложить написать сочинение – лингвистическую сказку, которая обеспечивает нестандартную методическую интерпретацию учебного материала. Например, “Сказка о знаках препинания”, “Семья слов”, “Бал местоимений в сказочной стране”, “Спор антонимов и синонимов”, “Падежные приключения окончания” и т.д. Такой вид работы продуктивен не только в плане развития коммуникативной компетенции и простору фантазии ребенка, но способствует более глубокому усвоению грамматического правила или явления.
Такой вид творческой работы, как сочинение, актуален не только на уроках словесности. Можно предложить творческую работу на уроках окружающего мира. Например, “Проект путешествия”. Вначале урока можно провести вводную беседу, включающую комплекс заданий: “Представьте себе, что вы начальник экспедиции, которая отправляется в большое путешествие по Земле. Составьте проект такого путешествия: наметьте маршрут, решите, какие вам потребуются виды транспорта; подумайте, какие места на вашем маршруте будут самые главные и интересные для экспедиции”. Или другой вариант: детям приходит письмо из Африки (от африканского друга) и требуется написать письма-ответы. Вызвала неподдельный интерес у учеников и такие темы: “Бурый Медведь в гостях у Белого Медведя” или “Как появились полезные ископаемые”.
Известно, что дети живут в мире сказок и фантазий, поэтому такие сочинения будут для них интересной, захватывающей работой. Главная задача учителя – подбирать или придумывать такие темы, которые будут актуальными для контингента учащихся.
Правильно подобранные учителем творческие темы являются эффективным средством нравственного воспитания учащихся, способствуют расширению кругозора школьников, способствуют активизации мыслительных процессов, выявлению причинно-следственных связей. Преимущества письменных творческих работ заключаются в том, что они формируют коммуникативный и словесно-творческий потенциал учащихся, зачатки которого начинают оформляться с начальной ступени общего среднего образования.