Применение технологий модерации на уроках физики

Разделы: Физика


Моя достаточно большая практика позволяет сделать вывод о том, что технология модерации – это эффективная технология. Она повышает результативность, качество образовательного процесса, позволяет максимально вовлекать всех учеников в образовательный процесс. Основная цель технологии поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, и как результат гарантированное достижение целей урока. Следует сказать, что методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками  образовательного процесса. От каждого участника урока в равной мере зависит  успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая  активную позицию в образовательном процессе. Считаю, что такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений,  готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

При использовании технологии модерации изменилась и моя роль учителя. Теперь на уроке я - консультант, наставник, старший партнер, что принципиально меняет отношение обучающихся. Учитель и ученики играют в одной команде. Что вызывает рост доверия, авторитета и уважения.

В модерации применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.

В практике своей работы в последние годы широко использую метод мозгового штурма. “Мозговой штурм — это исходный метод модерации групповой работы. С помощью мозгового штурма можно быстро описать и представить предпосылки к углублению и дальнейшей разработке значимых идей.”[1]. Приведу лишь некоторые вопросы: каким образом законы Ньютона влияют на реальную жизнь? “Какое значение имеет теория относительности для науки”. Или, например, задачи типа: надо быстро охладить стакан с кипятком. Как сделать?

Эффективной работой является и составление кластера. Метод “Clustern” – специальный термин модераторской практики характеризующей процесс систематизации рабочего материала по принципу частного к общему. Определяется ключевое слово темы, к которому подбираются слова одной тематической группы. При изучении темы “Строение вещества” в 7 классе по физике ключевым словом является слово - молекула. Результат обобщения может выглядеть по-разному, например, один из вариантов - цепочка: атом – притяжение – отталкивание - малый размер - большое количество - разные у различных веществ - одинаковые у одного и того же вещества – частица вещества – движение – взаимодействие – броуновское движение – диффузия – свойства тел – кристалл – агрегатное состояние – строение – смачивание – капиллярность – микроскоп – природа. По теме : “Электрический ток” слово – ток. Обучающиеся в тетради или на формате в графической форме представляют информацию в виде схемы с обозначением связи между основными смысловыми единицами.

По теме “Свободное падение тел” можно предложить учащимся высказать все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например, нет действия других тел, ускоренное движение, тело движется вниз с изменением скорости. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Можно использовать и традиционные блок-схемы типа: Устройство, прибор, механизм - 1) назначение. 2) устройство. 3) принцип действия. 4) применение. 5) условия применения. Вызывает большой интерес техника использования малых листочков для записи обучающимися ассоциаций по теме урока, которые потом собираются на столе или крепятся на доске. Затем все приводится в какую-то схему.

Метод “Морфологический ящик” 

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе. Использую прием "Морфологический разбор" в 7-8 классах через уроки “Рисую физику” по темам: “Силы в природе”, “Давление”, “Виды теплопередачи”, “Электрический ток”. Так, например: “Построение сообщения по алгоритму”. Учащимся предлагается построить сообщение по алгоритму: Факт (что произошло?) - Причины - Повод - Сопутствующее событие - Аналоги и сравнения - Последствия.

Метод “Инфо-угадайка”.

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Называю тему своего сообщения. На доске в центре указано название темы. Остальное пространство разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Например,

1 2 Реактивное
движение
5 6
3 4 7 8

Затем раскрываю тему, а в сектор предлагаю учащимся вписывать наиболее существенные моменты раздела. Они вносятся по ходу сообщения. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. В конце презентации можно обсудить действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. Или, другой вариант выполнения: Кто? – Что? – Где? - Когда? - Как? - Зачем? - Какие? - Почему? - Что? количество вопросов зависит от рассматриваемой темы.

Метод “Шести думающих шляп”.

Два–три раза в год использую этот метод. “Одевая каждую из шляпок, человек может взглянуть на проблему с нескольких точек зрения. Использую согласно технологии модели шляп из бумаги следующих цветов:

  • Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
    Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
  • Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства.
  • Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций.
  • Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяем сильные стороны и преимущества каждого решения.
  • Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов.
  • Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики. Полное видение ситуации наступит, когда поочередно одеты все шляпы.” [3] Этот метод можно использовать при обобщении темы: “Энергия атома и ее применение”, “Электроэнергия”, “Оптические явления: отражение или преломление” и другие.

“Технология Workshop (дословно: цех, мастерская) – это некий микс теоретических презентаций, практических занятий и дискуссии по предложенным вопросам.

Workshop – это:

  • Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале. Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие.
  • Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга”. [3] Можно применять при выполнении лабораторных и практических работ с * по курсу УМК “Сферы” Издательство “Просвещение” и работе с тренажерами.

Учащиеся 9-11 классов активно участвуют в подготовке и проведении деловых игр по темам курса физики. Это: “Мы строим электростанцию”, Заседание конструкторского бюро (Тепловые машины), Суд над электризацией, Совещание аппарата правительства “Экологические проблемы края” и другие.

Так, например, ежегодное проведение в 11 классе конференции “Физика-мировоззрение-технология” позволяет привлечь всех учащихся класса и каждый выбирает сам форму и содержание участия. Вопросы для обсуждения: 21 век - век, в котором миром управляет физика? Прав ли был Прометей, давший людям огонь? Что важнее всего на Земле?

Использование активных методов обучения,  позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности,  командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего  урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми. Полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения.

Литература.

  1. Панфилова А.П “Мозговые штурмы в коллективном принятии решений” - Спб., 2005
  2. Семенюк Н.В., Романова Н.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 34-37.
  3. Ткаченко Г. “Методы модерации”
  4. http://www.moi-universitet.ru