Интонации и ритмы марша

Разделы: Музыка


Цель: сформировать представление об особенностях интонации и ритма марша, показать на примерах значение этого жанра в жизни человека.

Задачи:

1.Обучающая – учить слышать интонационные особенности марша, определять виды маршей, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки.

3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, воспитывать культуру слушания музыки.

Оснащение урока: компьютер, презентация по теме урока, фортепиано.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Музыкальное приветствие

2. Актуализация знаний.

Сегодня вам придётся вспомнить наши самые первые уроки музыки (выйти на жанры).

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

О чём пойдёт сегодня речь? (о маршевой музыке)

3.Постановка учебной задачи.

На первой парте лежит знакомый вам словарь Ожегова. Как вы думаете, для чего он нам на уроке музыки? (узнать значение слова).

Какое из представленных в словаре значений необходимо нам сегодня на уроке:

Марш – способ строго размеренной ходьбы в строю;

Марш – музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для коллективного шествия;

Марш - команда, приказ двигаться, идти.

Но слово марш мы будем использовать на уроке в форме множественного числа, почему?

(марши бывают разные).

4.Построение проекта выхода из затруднения.

В чем же будет заключаться задача ваша на уроке?

(узнать о разных маршах и их интонационных особенностях).

К сегодняшнему уроку вы получили индивидуальные задания. Послушаем тех, кто их готовил.

1 ученик: Французское слово marche переводится как “ходьба”, “движение”. Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (военные основных 3 вида  - походныецеремониальные и траурные марши.

При всём разнообразии и отличии друг от друга все марши имеют общие черты, которые я предлагаю сразу хорошо запомнить: (слайд)

1). Размер  наиболее удобный для ходьбы

2). Чёткое деление мелодии на равные отрезки, как правило, по 8 тактов (или по 4). Такое строение называется квадратным.

3). Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбивающего каждую четверть и акцентирующего сильные доли.

4). Характерная ритмическая фигура, как бы подталкивающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным ( или ).

“День Победы” - исполнение, обсуждение, какие признаки маршевой музыки мы слышим в этой песне? (размер, квадратное строение, пунктирный ритм), работа над чистотой интонации.

Все эти признаки по отдельности могут встретиться в любой музыке, не обязательно в марше. Но, собранные все вместе, они обязательно придадут музыке характер марша.

2 ученик: Ещё в глубокой древности воины в походах взбадривали себя энергичными песнями. В XIV–XV веках в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Это потребовало специального музыкального сопровождения. Вначале таким сопровождением могла быть любая известная солдатская песня, сыгранная, например, на флейте под ритмичный аккомпанемент барабана. А вскоре стали писать и специальную музыку для строевой ходьбы — марши. Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты, самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать. А особые военные оркестры появились уже позже, в XVI–XVII веках. Основу этих оркестров составляли медные духовые инструменты

3 ученик: Есть и ещё один признак, который может встретиться в любом марше, но особенно характерен для основных его видов. Этот признак можно встретить в любой военной музыке. Он связан не только с музыкальной выразительностью, но и с техническими возможностями медных духовых инструментов, с особенностями их конструкции.

Так вот, пятый признак маршей — особый тип интонаций: часто встречаются ходы по трезвучиям с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.

(Фанфара — старинный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только натуральный звукоряд, в котором основное место занимают ходы по трезвучию)

- Сигнал — это ещё не музыкальное произведение. Но он обладает музыкальной интонацией. А, как мы знаем, любая музыкальная интонация имеет определённую выразительность. Бодрость духа, энергия, решительность — всё это есть в фанфарных интонациях. Сигнальные интонации настолько вросли в армейскую жизнь, что без них нельзя представить себе военной музыки (музыка)

5. Первичное закрепление

Походные марши

Походные марши отличает темп быстрого шага, бодрая, энергичная и очень простая мелодия. Эта мелодия должна легко запоминаться и не отвлекать от ходьбы.

Вот мелодия одного из первых русских маршей — “Марша Преображенского полка”. Это обработка солдатской песни “Славны были наши деды”. Этот марш появился в эпоху Петра I, то есть в самом начале XVIII века (звучит запись марша).

- В каком ладу, мажорном или минорном прозвучала музыка?

- А может быть марш написан в миноре? (ответы, аргументы)

Но бывают и минорные походные марши. И один из них вы все наверняка знаете. Это марш “Прощание славянки”. Его написал в 1912 году Василий Иванович Агапкин.

Агапкин не был профессиональным композитором, он был военным музыкантом — сначала трубачом, а потом дирижёром. В 1912 году шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Славянские женщины провожали близких на фронт. Этим женщинам и посвящён марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная мелодия, отсюда и минор(звучит марш).

Мы всё время говорили о “Прощании славянки” как о походном марше, хотя слышали его много раз на торжественных церемониях, и не только военных. Это не случайно. Главное требование к парадным, праздничным маршам — высокий художественный уровень. “Прощание славянки”, одно из выдающихся произведений своего жанра, вполне удовлетворяет этому требованию.

6. Самостоятельная работа

А теперь вам предстоит самостоятельная работа.

Прозвучит фрагмент музыкального произведения. Возможно, он кому-то знаком. Ваша задача на своих листочках проанализировать его: найти или не найти признаки марша, привести аргументы, отметить особенности музыки (звучит “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки).

Домашнее задание: найти информацию о маршах, звучащих в операх, балетах.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Что нового узнали? В чем была сложность?