Использование мультимедийных презентаций на начальном этапе обучения в работе со слабослышащими детьми

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель труда сурдопедагога – оказание своевременной всесторонней помощи неслышащему ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Очень часто мы, педагоги, задаем себе вопрос: “Как правильно и гармонично развивать детей? ” Насколько мы уверены в том, что все наши усилия не пропадут даром и наши маленькие воспитанники, когда повзрослеют, станут успешным в жизни? Мы всегда получаем то, во что верим. Верим не на словах, а в душе. Мы получаем то, что чувствуем, что знаем в глубине своего сердца.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в младшем школьном звене – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной педагогике.

Личный опыт работы со слабослышащими детьми показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей младшего возраста. Перед практиками и учеными встала задача: применение компьютера для коррекционной работы с детьми.

В начальных классах I и II вида возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Для ребенка младшего возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности,  потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Применение компьютера для обучения младших школьников с нарушениями слуха – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, возможность понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроках нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дает мне возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и

повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Уроки в младших классах должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять учителя, а не заменять его.

0

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть урока, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение

всего урока, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В настоящее время я активно использую в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видео презентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:

- даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

- активизирует внимание младших школьников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.

Презентации я создаю в Microsoft PowerPoint. Презентацию можно создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на  основе ресурсов Internet. К созданию презентаций, особенно для занятий, мероприятий и праздников, можно привлекать родителей и детей. Их приобщение к поиску нужного материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей.

При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

В форме обучающей игры с детьми младшего школьного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.

Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности учителя начальных классов – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы школьников. Я практически в любой момент могу выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено начальным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Применяя в коррекционной работе готовые компьютерные программы, я увидела, как компьютер позволяет заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

Роль информационных инноваций в работе со школьниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Занятия с применением мультимедийных технологий проводятся с помощью ноутбука, проектора и экрана в классе, с соблюдением возрастных норм, санитарно-гигиенических правил.

На занятиях в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: “Учебные принадлежности”, “Осень”, “Зима”, “Овощи”, “Фрукты”, “Посуда”, “Животные”, “Помощь птицам” и другие.

В образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и тд. На занятиях по обучению грамоте, предлагается детям для лучшего усвоения звуков, презентации с изображением букв и дети могут не только увидеть букву, проговорить звук, но и так же услышать или пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране. У детей есть возможность самим поработать с буквой, при правильном выполнении работы ребенку дается возможность самому нажать клавишу и тем самым проверить правильность выполнения задания.

В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Использование аудио-видео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию, формируется адекватная, то есть осознанная, оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой.

Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение.

С помощью мультимедийных презентаций можно проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления (ссылки на данные презентации см. ниже). На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Можно использовать физкультминутки, почти в течение всего рабочего дня. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.

Ниже я привожу каталог презентаций, которые можно использовать в работе. В каталоге указаны темы и ресурсы Internet, по которым можно найти соответствующую информацию по презентациям.

Внимание!

При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенности развития ребенка. Учитывается непрерывная работа с компьютером не более 10 минут в соответствии с нормами Сан Пин.

Хотелось бы познакомить педагогов с современными “умными” технологиями для глухих - Субтитры в реальном времени в очках “Гугл гласс”.

Существует множество изобретений, которые могут помочь людям с ограниченными возможностями. Например, субтитры в реальном времени 24 часа в сутки могут быть очень полезны глухим. Такая технология уже есть. Это реально сделало бы жизнь глухих в мире слышащих немного легче. Скрытые субтитры по телевидению, СМС-сообщения, появление интернета и электронной почты – всё это открыло глухим возможности для более лёгкого общения с внешним миром. А сейчас вот – “Гугл гласс” (Google Glass). Изобретение представляет собой носимый аппарат в виде очков. Он имеет встроенный экран над правым глазом. Субтитры в реальном времени 24 часа в сутки и вызов на экране переводчика производится нажатием кнопки. И надо сказать, что это не просто рекламные обещания. Аппарат довольно лёгкий, но вначале было достаточно трудно установить стеклянные линзы прямо перед глазом. Как только линзы встали в нужное положение, в поле зрения появился небольшой прозрачный экран. Возникает ощущение, будто он находится в отдалении, но изображение на нем чёткое. Возможности этой технологии реально велики.

После некоторого времени чтения статей в интернете с помощью гарнитуры, можно протестировать программное обеспечение по созданию субтитров в реальном времени на практике. Этот сервис называется “MiCap”. Такой сервис субтитров в реальном времени работает на разных устройствах: ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга и, конечно, “Гугл гласс”.

Глухие устроились в тихой переговорной комнате. После некоторых манипуляций с Wi-Fi, подсоединив различные устройства друг к другу, они положили планшет в центр стола – в качестве “слушателя”. Надели гарнитуру и стали следить за тем, как трое их коллег были вовлечены в жаркую дискуссию. Программное обеспечение по субтитрованию услышанного начало работать, показывая текст, как оно это “слышало”.

Первой реакцией было изумление. Субтитры быстро бегут по экрану с незначительным отставанием в 1-2 секунды, предложения логичные и связные. Это даже лучше, чем субтитры на телевидении, не говоря уже о большинстве программ автоматического субтитрования, которые преобразуют речь в текст. Они могли следить за всем, что происходит в комнате. Еще больше впечатлило, что приложение протестировали в реальных условиях – на встрече, где идет оживленная беседа. Глухие могли смотреть вокруг, немного слушать и читать субтитры, если что-то упускали.

Первый опыт с “Гугл гласс” был приятным. Возможность смотреть прямо на собеседника и в то же время читать субтитры делает социальное взаимодействие более “естественным”.

Каталог мультимедийных презентаций, используемых в работе с детьми.

  • Презентации по лексическим темам - http://dompolnajachasa.at.ua
  • Создание презентаций - http://skyclipart.ru
  • Физкультминутки -
    http://www.kindergorod.ru
  • http://www.rusedu.ru
  • Занятия по здоровьесбережению -
    http://metodisty.ru
  • http://www.kindergorod.ru
  • Гимнастика для глаз -
    http://dompolnajachasa.at.ua
  • http://luchiki.ucoz.ru
  • Гимнастика для пальчиков и кистей рук -
    http://viki.rdf.ru
    http://www.uchportal.ru

Литература.

  1. Мириманова М.С., “Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды”, 2010.
  2. Журавлёв А.А., “Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..”, 2007.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М., 1968. – с. 217.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд.– СПб.: Питер, 2004.
  5. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38.
  6. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114.