Корень слова. Однокоренные слова

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Метапредметная: расширить изучение понятия “однокоренные слова”
  • Предметная: обобщить знания обучающихся о корне слова

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решения проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных:

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

Коммуникативных:

1. Проявлять любознательность при получении знаний;

2. Проявлять интерес к изучению родного языка;

3. Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных:

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

Предметные задачи

Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся.

Задачи: привить учащимся интерес к урокам русского языка, показать его богатство, выработать желание быть образованными людьми

Наглядности: раздаточный материал, Толковый словарь В.И.Даля, С.И.Ожегова, раздаточный материал

Необходимое техническое оборудование: презентация

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Структура и ход урока

I. Организационный момент. (По сингапурской методике 3 хлопка в ладоши – знак внимания и тишины). Эмоциональный настрой

II. Частичная проверка домашнего задания. Токин Мэт. Морфема - это (наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значения)

  • что может входить в морфему? (приставка, корень, суффикс, окончание)
  • какие морфемы могут не входить в слове (не обязательно приставка, окончание)
  • пример – антипример (нет слов без морфем) Союзы, предлоги некоторые

Приставка и суффикс служат для образования новых слов. Окончание меняет форму слова. Но нулевое окончание тоже имеет грамматическое значение.

III. Актуализация знаний. Двигатель культуры критического мышления. (Учащиеся заполняют 1-2 колонки) Самостоятельная работа на листочках

Слайд 1

– Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах? Начните заполнять 1 колонку таблицы “Что знаю”, Запишите все свои мысли, знания на листочках

Знаю Хочу узнать Узнал новое, научился
Корень - это главная морфема в слове.

Морфема, в которой заключено лексическое значение слова

Стоит после приставки. Слово может начинаться с корня

В слове может быть 1 или 2 корня

Я хочу узнать...

Мне надо учиться...

Я хочу развивать...

 

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (корень слова)

Слайд 2 Корень слова

- Открыли тетради, записали тему урока: “Корень слова. Однокоренные слова”

IV. Изучение нового материала.

Заполните 2 колонку таблицы “Хочу узнать”

- Что вы хотите узнать о корне, что не изучали, незнакомо для вас?

Хочу узнать

Я хочу узнать...

Мне надо учиться... (отличать однокоренные слова от родственных слов)

Я хочу развивать... (орфографическую зоркость)

- Вернемся в конце урока к этой записи, когда будете заполнять 3 колонку.

V. Групповая  работа над ассоциативным рядом со словом “корень” ( Класс делится на 2 группы ) 2 альбом листа

- Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово “КОРЕНЬ” ( Дети записывают у себя на листочке (примерно - корни дерева, корень слова, корень цветка, однокоренные слова и т.д.)

Слайд 3 (после сам работы уч-ся)

- О каких понятиях корня идёт речь? (зачитывают свои ответы). Учитель мелом записывает на доске ответы детей. Если не записали, то подсказать.

Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое

- Задание: записать однокоренные слова Работа в тетради (дети называют)

Ботаническое Грамматическое
  корень дерева, корень цветка корень слова, однокоренные слова

VI. Работа со словарями.

Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

 Каждая группа находит информацию со словом корень из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Слайд 4

Словарь С.И. Ожегова Портреты. Словари (на одном слайде)

Словарь Ожегова

1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. В математике: математический квадратный корень
4. В грамматике: основная часть слова без приставки и суффикса
5. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).

Словарь В.И. Даля

Корень –

1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
3. Математический корень
4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
5.. Мой корень – родина.

Диагностика (степень личного приращения знаний). Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

- Скажите, какое значение слова “КОРЕНЬ” из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка? (грамматическое)

VII. Физкультминутка.

Сингапурская методика Тейк-Оф-Гат-Даун (встать/ сесть)

Одно ли или разное значение у следующих слов? Если неверно, -  встаете

1. Вода, водичка, водитель, подводный
2. Гусь, гусеница, гусыня, гусята (встать)
3. Улыбка, улыбаться, улыбающийся
4. Ложь – положить – сложу – приложить (встать)
5. Узнать – узко – узенький – поуже (встать)

VIII. Создание проблемной ситуации (образовательной задачи)

- Вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов Слайд 5 Подумай!

Найдите в каждой строке однокоренные слова, запишите их в отдельные столбики

Выделите корень, объясните его написание

1. Гора, горе, гористый, пригорок, горный, горевать

2. Водитель, водяной, водить, вода, водный, подводить, подводный

3. Делит, делец, дело, разделить, деловой

4. Гусь, гусята, гусеница, гусиный

X Целеполагание. Двигатель культуры критического мышления

- В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное

- Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (знать лексическое значение слов)

– В какой морфеме заключено основное лексическое значение слова? (в корне)

Тема урока “Корень слова. Однокоренные слова”

- А разве эта тема для вас новая?

- Каковы же тогда цели нашей работы?

Цель на уроке - это.. (определять однокоренные слова)

X. Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебник Ч.2 стр. 17 прочитайте правило. Посмотрели в свои листочки

- Подходит к таблице №1 “Что я знаю?” (да)

- Записали в тетрадь (к доске выходит ученик)

примИрять друзей - примЕрять платье

- Поставить пропущенные буквы (разные буквы).- Выделить корень. Произнесите громко вслух слово. (звучат одинаково, но разные буквы)

Вывод: одни корни звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение

д Е лать добро - д Е лить поровну

- Выделить корень. – Чем различаются? (корень один, но разное лексическое значение)

Вывод: одни корни и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение

- Откройте учебник стр. 18 прочитайте правило про себя. - Подходит к таблице №2 “Что я хочу узнать?”

Слайд 6

XI. Взаимодиктант.

Запишите в тетрадь только слова, выбрать нужную букву и выделить корень.. Устно объяснить свой выбор

На скалу набрасывались яростные ва/олы.

- На лугу пасутся большие ва/олы.

Ветер разве/ивает яркие флаги.

- Чтение разве/ивает грамотность.

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

- Нужно подобрать проверочное слово.

ГОРОД (упр. 26 стр.18)

пригород (нул оконч), пригородный, городской

XII. “Билетик на выход” (по сингапурской методике(на листочках) Проверяем себя . Тест по теме урока.

1. Прочитай. Отметь в словах корень.

Садовник, гром, домашняя, мастерская, лесник, морозить, сторожка, мостик, холодильник, жарко, низко, труд, работа, поход, повозка, помощник.

2. Допиши однокоренные прилагательные и глаголы к данным существительным. Корень выдели.

Свет - _________________________________

Цвет - _________________________________

3. Прочитай.. Подчеркни слово, которое не является однокоренным с двумя другими словами.

Рис, рисунок, рисовое (поле).

 4. Прочитай. Подчеркни слова, близкие по смыслу.

 Глаз, глазунья, яичница, омлет.

XIII. Рефлексия.

- Заполните таблицу №3 “Что я узнал”.

Узнал новое, научился
 

XIV. Задание на дом Ч.1 параграф 3 правило, ВСЕМ: стр. 19 словарный диктант, “Проверяем себя” всем № 3-4. упр. 25 или 27 по выбору сами.

XV. Комментирование оценок