Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Описание ресурса: | |
Наименование программы, УМК | Программа курса “Растения.
Бактерии. Грибы. Лишайники. для 6-го класса
авторов И.Н. Понамарёва, В.С.Кучменко учебник
автор И.Н. Понамарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
Биология, растения, бактерии, грибы, Вентана-Граф,
2011г. Параграф 9, Ткани растений и их виды. Электронное приложение: Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Растения, бактерии, грибы. 6 класс, СД Лабораторный практикум Биология 6-11 класс, республиканский мультимедиацентр, 2004 г ЦОРы, биология 6 класс к авторскому коллективу Понамарёвой. Рабочая тетрадь №1 (И.Н. Понамарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. Вентана-Граф, 2014г), параграф 4 Ткани растений, задания 1,2 стр. 9-11. Задание 4 стр. 12-13 |
Материально-техническое обеспечение урока, занятия | На уроке используются: учебник автор
И.Н. Понамарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
Биология, растения, бактерии, грибы, Вентана-Граф,
2011г. Параграф 9, Ткани растений и их виды. Электронное приложение: Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Растения, бактерии, грибы. 6 класс, СД Лабораторный практикум Биология 6-11 класс, республиканский мультимедиацентр, 2004 г ЦОРы, биология 6 класс к авторскому коллективу Понамарёвой. Рабочая тетрадь №1 (И.Н. Понамарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. Вентана-Граф, 2014г), параграф 4 Ткани растений, задания 1,2 стр.9-11. Задание 4 стр. 12-13 |
Цели, задачи | Цель: создать условия для изучения
особенностей строения тканей растений. Задачи: Образовательные: объяснить и закрепить в сознании учащихся следующие понятия: ткань, виды тканей растений: покровная ткань, образовательная ткань, камбий, запасающая, проводящая. Функции тканей. Развивающие:
Воспитательные:
|
Этап | Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов | Предметные:
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Метапредметные: умение принимать цель и следовать ей, работать с текстом параграфа и его компонентами, находить общее и частное, выявление особенностей изучаемых объектов в процессе их рассматривания, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, осуществлять контроль за своей деятельностью, нахождение в тексте информации, составление небольшого устного монологического высказывания с логикой повествования. Цель: создать условия для изучения особенностей строения тканей растений. Задачи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Подбор видов учебной деятельности, соответствующих запланированным образовательным результатам | Формируются понятия следующим образом:
Беседа с учителем – демонстрация живого объекта,
проведение лабораторной работы. Работа с
учебником, с электронным диском, - ткань, виды
тканей растений: покровная ткань,
образовательная ткань, камбий, запасающая,
проводящая. Функции тканей. Применение понятийного аппарата проводится при выполнении в рабочей тетради заданий по заполнению таблицы: ткани их функции, выполнение заданий СД Лабораторный практикум Биология 6-11 класс, республиканский мультимедиацентр, 2004 г ЦОРы, биология 6 класс к авторскому коллективу Понамарёвой Контроль. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции. Оценка качества усвоения проводится следующим образом. Выполняются тестовые задания на СД биология 6 класс- тестовые задания в конце изучаемого урока. В рабочей тетради Подведём итоги. Даются ответы на вопросы, делаются текстовые задания по выбору правильного утверждения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Конструирование учебных ситуаций | 1 Создание проблемной ситуации. Так как
учащиеся шестого класса не обладают достаточным
уровнем развития для самостоятельного
формулирования проблемной ситуации, то ситуация
возникает в ходе предварительной беседы. Для
этого выдаются распечатанные таблицы: где части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
2. В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Отбор средств обучения для реализации видов учебной деятельности | На уроке используются: учебник автор
И.Н. Понамарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
Биология, растения, бактерии, грибы, Вентана-Граф,
2011г. Параграф 9, Ткани растений и их виды. Электронное приложение: Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Растения, бактерии, грибы. 6 класс, СД Лабораторный практикум Биология 6-11 класс, республиканский мультимедиацентр, 2004 г ЦОРы, биология 6 класс к авторскому коллективу Понамарёвой. Рабочая тетрадь №1 (И.Н. Понамарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. Вентана-Граф,2014г), параграф 4 Ткани растений, задания 1,2 стр.9-11. Задание 4 стр. 12-13 |
Развиваемые универсальные учебные действия на уроках комплексного применения знаний и умений
Вид урока Этап урока |
Урок изучения нового материала по теме “Ткани растений” | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап. | Регулятивные | Постановка учебной задачи на основе того, что известно, усвоено. Учитель сообщает – вы изучили внешнее строение растений, следующий этап- изучение внутреннего, т.е. клеточного строения растений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Выделяется необходимая информация - понятия: ткань, виды тканей растений: покровная ткань, образовательная ткань, камбий, запасающая, проводящая. Функции тканей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Учащиеся слушают, принимают участие в беседе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Учение осмысливает значение материала о внутреннем строении растений, объединение клеток в ткани, разнообразии тканей растений и их функций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Регулятивные | Постановка учебной задачи на основе того, что известно, усвоено. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Выделение необходимой информации о строении растений. Актуализация материала – строение клетки растений, воспроизведение навыков самостоятельной работы с учебником (через заполнение таблицы), актуализация навыков работы с лабораторным оборудованием. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Учащиеся слушают и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Ученик осмысливает значение материала о клеточном строении растений, совершенствовании клеток в ходе эволюции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Регулятивные | Постановка цели вместе с учащимися: изучить
особенностей строения тканей растений, связь
строения ткани с её функцией. Задачи: Образовательные: объяснить и закрепить в сознании учащихся следующие понятия: ткань, виды тканей растений: покровная ткань, образовательная ткань, камбий, запасающая, проводящая. Функции тканей. Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником (через заполнение таблицы), способствовать развитию логического мышления (через вопросы требующие логически мыслить) Продолжать формировать навыки работы с лабораторным оборудованием, в ходе выполнения лабораторной работы (микроскоп, предметное, покровное стекло и т.д.). научить сопоставлять строение ткани с выполняемой функцией. Воспитательные: продолжить работу по воспитанию бережного отношения к природе, уважительного отношения друг к другу (умение выслушивать, не перебивая ответ товарищей Мотивация – Вопрос: зачем нужны знания по клеточному строению растений, тканям растений и их функциям? Ответ: чтобы применять свои знания на практике при выращивании растений. Формулирование ключевых моментов: Беседа с учителем – демонстрация живого объекта (комнатное растение пеларгония зональная), проведение лабораторной работы. В результате учащиеся усваивают знания по внутреннему, т.е. клеточному строению листа растений. Работа с учебником, с электронным диском, - ткань, виды тканей растений: покровная ткань, образовательная ткань, камбий, запасающая, проводящая. Функции тканей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Отработка навыков проведения лабораторной работы, исследования природного объекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Ученик планирует свою деятельность в ходе выполнения предложенных заданий, лабораторной работы, участвует в обсуждении мотивации урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Устанавливается цель учебной деятельности и её мотивом. Решает вопрос –какое значение имеет изучение данного материала для него. Учитель подводит к ответу, данные знания пригодятся в определённых жизненных ситуациях. Наши ученики живут в сельской местности, особенно летом, возникает необходимость применения этих знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление: - в знакомой ситуации (типовые); - в изменённой ситуации (конструктивные |
Регулятивные | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Выделение необходимой информации при.
Применение понятийного аппарата проводится при
выполнении в рабочей тетради заданий по
заполнению таблицы: ткани их функции, выполнение
заданий СД Лабораторный практикум Биология 6-11
класс, республиканский мультимедиацентр,2004 г
ЦОРы, биология 6 класс к авторскому коллективу
Понамарёвой Переносит полученные знания в новую ситуацию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Ученик учитывает позиции других людей, товарища по парте, участвует в коллективном обсуждении проблем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Ученик осмысливает значение материала о клеточном строении листа, выполняет лабораторную работу (готовит микропрепарат , рассматривает объект, делает выводы, рисунки). Выполняет задания в рабочей тетради, выполняет проверочные и тестовые задания на СД Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Регулятивные | Ученик выделяет и осознаёт то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, идёт осознание качества и уровня усвоения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Создаётся проблемная ситуация. Так как
учащиеся шестого класса не обладают достаточным
уровнем развития для самостоятельного
формулирования проблемной ситуации, то ситуация
возникает в ходе предварительной беседы. Для
этого выдаются распечатанные таблицы: где части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Ученик учитывает позиции других людей, товарища по парте, участвует в коллективном обсуждении проблем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Устанавливается цель учебной деятельности и её мотивом. Решает вопрос – какое значение имеет изучение данного материала для него. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Регулятивные | Для выполнения задания ученик должен определить для себя задачу, спланировать своё время по поиску информации, выбрать способ получения информации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Учащиеся ищут дополнительную информацию с помощью книг, Интернета и применяют её в новой ситуации. Моделируют процесс фотосинтеза с помощью пластилина. Задание – составить кроссворд по теме лист, внешнее и внутреннее строение, функции листа, связанные с клеточным строением. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Ученик планирует сотрудничество с библиотекарем или учителем информатики (время работы в Интернете. В нашей деревне Интернет только в школе, в кабинете информатики.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Творческие учащиеся выбирают проект - электронную презентацию о функциях листа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Регулятивные | Эмоциональная оценка работы, соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, определение цели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные | Ученик ставит себе вопросы, при неудовлетворённости уроком, должен показать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Результат занятия должен побуждать ученика к деятельности, к осмыслению значения учёбы. |