Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи:
- Образовательные: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры
- Развивающие: развивать умение слушать и понимать речь говорящего; логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества; формировать самооценку собственной учебной деятельности; воспитывать уважение и сострадание к родным людям.
Планируемые результаты (предметные):
- ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.
Метапредметные:
овладевают приемами
понимания произведения, строят речевые
высказывания, выделяют существенную информацию
в тексте, строят рассуждения;
Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация, раздаточный материал, хрестоматия.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к
деятельности. Орг. момент СЛАЙД 1 3 мин. |
Цель: настроить учащихся на
работу, способствовать активизации
познавательной деятельности. - Начинаем урок литературного чтения “Лесенка успеха” Приложение 1 |
Подготовка к работе
Выставляют смайлик на лесенке |
Л: развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла
учения; Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
- Оцените свое настроение, с которым вы
пришли на урок. - Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку. Без чего на белом свете Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова |
Отгадывают загадку
Слушают песню и смотрят на экран |
||
СЛАЙД 2 | - Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой? | Отвечают на вопрос | |
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности 4 мин |
Цель: активизировать знания
учащихся., определить типичные недостатки. 1. На доске по щелчку появляется высказывание: - Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/ - Как вы понимаете слова Толстого? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? 2. Работа в группах по карточкам Приложение 2 - Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах. Задание: Прочитать отрывок из произведения, определить автора, название и жанр. |
Выполнение заданий, тренирующие
отдельные способности к учебной деятельности,
мыслительные операции и учебные навыки. 1 ученик зачитывает высказывание Отвечают на вопросы РАБОТА В ГРУППАХ
Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске |
К: планируют учебное сотрудничество: П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения |
СЛАЙД 3 | Проверка. | ||
3. Постановка учебной задачи. 2 мин |
Цель: создать проблемную
ситуацию для определения учащимися целей и задач
урока - Сколько карточек осталось не открытыми? - О чем это говорит? - Прочитайте в учебнике название и автора одного из них. - Что осталось не открытым? - Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? - Какие задачи поставим? |
Отвечают на вопросы. Читают в учебнике название и автора: Л.Н.Толстой “Отец и сыновья” Ставят цели, формулируют тему урока. |
Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К). |
4. Построение проекта выхода из
затруднения СЛАЙД 4 5 мин |
Цель: организовать деятельность
учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем. - Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение? |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | понимают, принимают и сохраняют учебную
задачу (Р), воспринимают на слух художественное
произведение в исполнении учителя (П), слушают и
извлекают нужную информацию (П) участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К) |
2. Работа над текстом. - О чем это произведение? - Объясните, почему сыновья ссорились? - Что тогда отец сказал сыновьям? - Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья? |
Ответы на вопросы (о том, что надо всегда жить в мире и согласии). |
||
3. Вторичное чтение произведения: - Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение? |
Жужжащее чтение. | ||
После чтения: - К какому жанру относится это произведение? - Докажите, что это басня. - Скажите, над чем же надо задуматься? - Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни? |
Ответы на вопросы |
||
5. Физминутка для глаз 2 мин |
Цель: обеспечить условия
для снятия усталости, оказать помощь детям в
переключении их деятельности. “Зонтики” СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru |
Выполняют упражнения для глаз | |
6. Первичное закрепление. 13 мин |
Цель: пробудить
интерес к перечитыванию текста, потребность
в аналитической работе, обеспечить более
глубокое целостное восприятие произведения,
развитие связной устной речи и логического
мышления. 1. Мотивация перечитывания и анализа произведения. Работа с деформированным текстом. Приложение 3 |
Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма вслух. поиск неточностей в тексте
РАБОТА В ПАРАХ |
понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К). |
Л.Н. Толстой. ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!” Сколько они ни старались, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”. - Изменился ли смысл текста с другими словами? - Почему не изменился? - Зачем нам автор рассказал эту историю? |
Один ученик читает текст с карточки,
другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.
Нет. Слова заменены синонимами |
||
2. Работа с пословицей. - Восстановите пословицу. ПРОВЕРКА на интерактивной доске. - Как понимаете смысл? - Подходит ли эта пословица к нашей басне? 3. Выразительное чтение Заслушивание 2-3 учеников. |
Индивидуальная работа на ноутбуках. Доброе братство милее богатства. Индивидуальная работа Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ |
||
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. 5 минут |
Цель: организовать деятельность
учащихся по применению новых знаний. Разгадывание кроссворда Приложение 4 По вертикали: 1. Автор прочитанного произведения. 2. Что велел принести отец? 3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие. 4. Счастье - это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая .......... . 5. Герои прочитанного произведения. 6. Продолжите пословицу: “Не надобен и клад, коли в семье ....” 7. Назовите жанр прочитанного произведения. |
РАБОТА В ГРУППАХ Самостоятельная работа по карточкам. |
осуществляют контроль своих действий
(Р), осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П), |
СЛАЙД 5 | ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на
кроссворд) - Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали. - А что такое легенда? |
Осуществляют самопроверку, сравнивая с
эталоном.
Высказывают свое мнение. |
|
8. Дополнительное чтение. 6 минут |
Цель: развитие
познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественного
произведения, развитие нравственных качеств,
уважения к женщинам. - Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях” Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ. |
формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К) | |
ВОПРОСЫ после прослушивания: - Какие чувства вызвало прочтение этого произведения? - Можно ли поступок матерей считать героическим? - Как же надо относиться к нашим мамам? - Кто уже может сказать, что такое легенда? Чтение определения в хрестоматии - Подтвердились ли ваши предположения? |
Слушают аудиозапись и отвечают на
вопросы после прослушивания
Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику |
||
9. Рефлексия деятельности(итог ) 3 мин |
Цель: предоставить возможность
детям осознать содержание пройденного, оценить
эффективность собственной работы на уроке. - Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились? Работа со слайдом презентации: - Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока? “Лесенка успеха” - Оцените свое настроение и свои знания, полученные на уроке. - Спасибо вам за урок! |
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.
Выставляют смайлики на лесенке |
высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К) |
СЛАЙД 6 | Что может быть семьи дороже? Что
может быть семьи дороже? |
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик | |
10. Домашнее задание. 2 мин |
- Дома предлагаю вам выполнить задания
по выбору: - составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная; - перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников; - нарисуете иллюстрации к понравившимся эпизодам. |
Записывают домашнее задание в дневник |