Урок литературного чтения на тему "Л.Толстой. Отец и сыновья". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Урок с использованием электронного учебника, Конкурс «Электронный учебник на уроке»

Класс: 2


Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры
  • Развивающие: развивать умение слушать и понимать речь говорящего; логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества; формировать самооценку собственной учебной деятельности; воспитывать уважение и сострадание к родным людям.

Планируемые результаты (предметные):

  • ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.

Метапредметные:

  • познавательные: овладевают приемами понимания произведения, строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения;
  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие, адекватно воспринимают оценку учителя;
  • коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация, раздаточный материал, хрестоматия.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

СЛАЙД 1

3 мин.

 Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.

- Начинаем урок литературного чтения

“Лесенка успеха” Приложение 1

Подготовка к работе

 

Выставляют смайлик на лесенке

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

- Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок.

- Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (Семья.)

Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова

 

 

 

Отгадывают загадку

 

Слушают песню и смотрят на экран

 
СЛАЙД 2 - Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой? Отвечают на вопрос  
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

4 мин

Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки.

1. На доске по щелчку появляется высказывание:

- Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/

- Как вы понимаете слова Толстого?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

2. Работа в группах по карточкам Приложение 2

- Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах.

Задание: Прочитать отрывок из произведения, определить автора, название и жанр.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 ученик зачитывает высказывание

Отвечают на вопросы

РАБОТА В ГРУППАХ

 

 

Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске

К: планируют учебное сотрудничество:

П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

СЛАЙД 3 Проверка.    
3. Постановка учебной задачи.

2 мин

Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока

- Сколько карточек осталось не открытыми?

- О чем это говорит?

- Прочитайте в учебнике название и автора одного из них.

- Что осталось не открытым?

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какие задачи поставим?

 

Отвечают на вопросы.

Читают в учебнике название и автора: Л.Н.Толстой “Отец и сыновья”

Ставят цели, формулируют тему урока.

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).
4. Построение проекта выхода из затруднения

СЛАЙД 4

5 мин

Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем.

- Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)

участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)

2. Работа над текстом.

- О чем это произведение?

- Объясните, почему сыновья ссорились?

- Что тогда отец сказал сыновьям?

- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

Ответы на вопросы

(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

 
3. Вторичное чтение произведения:

- Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?

Жужжащее чтение.  
После чтения:

- К какому жанру относится это произведение?

- Докажите, что это басня.

- Скажите, над чем же надо задуматься?

- Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни?

 

 

Ответы на вопросы

 
5. Физминутка для глаз

2 мин

Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности. 

“Зонтики”

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Выполняют упражнения для глаз  
6. Первичное закрепление.

13 мин

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Работа с деформированным текстом.

Приложение 3

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

поиск неточностей в тексте

 

РАБОТА В ПАРАХ

понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).
Л.Н. Толстой.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
(Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни старались, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

- Изменился ли смысл текста с другими словами?

- Почему не изменился?

- Зачем нам автор рассказал эту историю?

Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет.

Слова заменены синонимами

 
2. Работа с пословицей.

- Восстановите пословицу.

ПРОВЕРКА на интерактивной доске.

- Как понимаете смысл?

- Подходит ли эта пословица к нашей басне?

3. Выразительное чтение

Заслушивание 2-3 учеников.

Индивидуальная работа на ноутбуках.

Доброе братство милее богатства.

Индивидуальная работа

Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ

 
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 минут

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.

Разгадывание кроссворда Приложение 4

По вертикали:

1. Автор прочитанного произведения.

2. Что велел принести отец?

3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие.

4. Счастье - это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая .......... .

5. Герои прочитанного произведения.

6. Продолжите пословицу: “Не надобен и клад, коли в семье ....”

7. Назовите жанр прочитанного произведения.

РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа по карточкам.

осуществляют контроль своих действий (Р),

осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П),

СЛАЙД 5 ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на кроссворд)

- Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали.

- А что такое легенда?

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

 

Высказывают свое мнение.

 
8. Дополнительное чтение.

6 минут

Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, развитие нравственных качеств, уважения к женщинам.

- Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях”

Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ.

  формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К)
ВОПРОСЫ после прослушивания:

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

- Кто уже может сказать, что такое легенда?

Чтение определения в хрестоматии

- Подтвердились ли ваши предположения?

Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы после прослушивания

 

 

 

 

 

Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику

9. Рефлексия деятельности(итог )

3 мин

Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

- Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились?

Работа со слайдом презентации:

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

“Лесенка успеха”

- Оцените свое настроение и свои знания, полученные на уроке.

- Спасибо вам за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

 

Выставляют смайлики на лесенке

высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)
СЛАЙД 6 Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
......................................
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
(Тараданова Дарья)

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик  
10. Домашнее задание.

2 мин

- Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору:

- составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная;

- перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников;

- нарисуете иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Записывают домашнее задание в дневник