Родительское собрание на тему "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?"

Разделы: Работа с родителями


Цель: разъяснить родителям будущих первоклассников необходимость и важность своевременного определения уровня готовности детей к школьному обучению

Задачи:

  1. Ознакомить родителей будущих первоклассников со структурой психолого- педагогической готовности к школьному обучению
  2. Провести анкетирование родителей с целью оценки особенностей поведения детей

План-конспект собрания

Уважаемые родители, в сентябре вы планируете привести ваших детей в первый класс школы, что предполагает переход вашего ребёнка к учению как систематической, целенаправленной деятельности. Почему именно в 6-7 лет начинается школьное обучение?

К 6-7 годам отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют. Совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

В этом возрасте происходя также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие физическую выносливость ребёнка. Всё это создаёт благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Сегодня нам предстоит обсудить и оценить уровень готовности ваших детей к школьному обучению.

Проблема определения уровня готовности ребёнка к началу школьного обучения связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения.

Перечислим основные критерии готовности к школьному обучению, которые предлагают психологи:

1. Наличие у ребёнка такого новообразования как “внутренняя позиция школьника”, представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне

2. Умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнить инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

3. “Школьная зрелость” - соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.

У детей, неготовых к систематического обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения состояния здоровья.

Психологи в структуре школьной готовности выделяют три аспекта: физиологический, личностный и психологический.

Физиологическая готовность

Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе и определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья.

Оценку физической готовности детей к школьному обучению проводят медики по определённым критериям. Как правило, часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей могут столкнуться с серьёзными трудностями в период начала школьного обучения: испытывать чрезмерное нервно- психическое напряжение, что приводит к невротизации, психосоматическим заболеваниям.

Особого внимания заслуживают дети, которые имеют различные неврологические симптомы. Наиболее распространёнными являются синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В случае наличия данного диагноза у ребёнка рекомендуется согласовать со специалистами (неврологом и психологом) сроки начала систематического школьного обучения.

Раннее обучение в школе и повышенные школьные нагрузки также противопоказаны детям, страдающим различными хроническими заболеваниями и имеющим выраженные отклонения здоровья.

Оценивая уровень физиологической готовности будущего ученика, важно обращать внимание на наличие следующих факторов в истории развития ребёнка: наличие хронических заболеваний, частота заболеваний, и подверженность ребёнка сезонным инфекциям; неблагополучное течение беременности и родов у мамы.

При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребёнка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

Если же состояние здоровья и физические возможности ребёнка не учитываются, то это может не только привести к осложнениям периода школьной адаптации, но и нанести серьёзный вред состоянию ребёнка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и школе.

Таким образом, при оценке физиологической готовности к школе, важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребёнка. В случае, если прогноз неблагополучен, рекомендуется начать обучение как можно позже и выбрать программу обучения, которая соответствует возможностям самого ребёнка и не потребует от его организма чрезмерных энергетических затрат.

Социальная готовность к школьному обучению

Социальная готовностьэто готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.

Рассмотрим механизмы формирования социальной готовности через призму кризиса семи лет. Кризис сопровождается резкими, фундаментальными изменениями психики ребёнка, а развитие в этот период носит бурный, стремительный характер. В кризисный период ребёнок становится “относительно трудновоспитуемым” по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Трудновоспитуемость проявляется преимущественно в общении с близкими взрослыми. Она заключается в игнорировании привычных требований и правил.

Принято выделять семь симптомов кризиса.

Негативизм- нежелание что-то делать только потому, что это предложил взрослый независимо от содержания требования.

Упрямство – ребёнок настаивает на чём - либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении.

Строптивость – направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством на всё, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие – стремление ребёнка к самостоятельности, желание всё делать самому.

Эти основные симптомы кризиса имеют одну и ту же основу – потребность ребёнка в социальном признании, стремление к самостоятельности.

Выделяют ещё три дополнительных симптома кризиса.

Протест бунт – постоянно происходят ссоры с родителями по любому поводу; впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок с удовольствием произносит “плохие” слова, несмотря на запрет взрослых) и по отношению к вещам (рвёт книжки, ломает игрушки).

Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими. Подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.

Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребёнка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление к новой социально значимой деятельности.

Негативное поведение детей в критические периоды говорит об их потребности в признании взрослыми тех изменений, которые произошли в развитии ребёнка. Появляется стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнят новую, важную, не только для него самого, но и для других людей деятельность. Кризисы развития наиболее ярко проявляются в семье.

Симптомы кризиса говорят и об изменениях в самосознании ребёнка, о его стремлении к новым социальным ролям.

Самосознание – это система представлений, образов и оценок человека, относящихся к самому себе.

В самосознании выделяют две составляющие:

- содержательную (кто я?). Ребёнок готов рассказать о том, как его зовут. Сколько ему лет, как зовут его родителей, где он живёт.

- оценочную (какой я?). Большинство детей 6- 7 лет характеризуются завышенной самооценкой и могут аргументировать свой выбор.

Таким образом, уровень социальной зрелости характеризует готовность ребёнка к принятию новой социальной ситуации развития и к личностным самооизменениям.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе- это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности. Психологическая готовность есть ничто иное, как готовность к учебной деятельности (к учению), которая является ведущей в данный возрастной период и приходит на смену игровой деятельности.

По мнению психологов, деятельность ребёнка принимает форму ученой деятельности тогда, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

Учебная деятельность в упрощённом виде содержит в своей структуре такие компоненты, как мотив, цель и необходимые для достижения цели действия. Структура психологической готовности к учению должна соответствовать структуре учебной деятельности. У ребёнка должно быть желание (мотив), он должен осознавать, для чего ему это необходимо (цель), и он должен иметь навыки, достаточные для овладения учебной деятельностью.

Перечислим качества, которые имеют наибольшее значение для успешного начала обучения: мотивы учения, зрительный анализ, принятие учебной задачи, умение контролировать сои действия, речевые навыки, математические представления, графические навыки, вербальная механическая память, чувствительность к помощи взрослого.

На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда первоклассник очень хотел пойти в школу, с нетерпением ждал начала учебного года, но с началом самого процесса учения вдруг желание пропадает. В этом случае мы сталкиваемся с тем, что при наличии мотивов учения и при наличии принятия учебной задачи- “Я иду в школу, чтобы учиться” отсутствует прямая связь между этими компонентами структуры. То есть ребёнок мотивирован пойти в школу, но не мотивирован на учение, он не получил ответ на вопрос, чем для него лично, а не для родителей или учителя может быть привлекателен учебный процесс.

То есть психологическая подготовка к школьному обучению предполагает, что ребёнок не только хочет идти в школу, но и понимает, что означает учиться; имеет представления о том, как это делать, и обладает достаточным уровнем развития познавательных процессов; может управлять своим поведением и контролировать его.

Другая ситуация -ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться. Практика показывает, что чаще всего это бывает в трёх случаях.

Во-первых, когда ребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности. И у него сформировалась своеобразна установка на “отказ от усилия”.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома сформирован страх перед школой (“Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!”).

И наконец, в-третьих, у тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Анкетирование родителей

Для оценки особенности поведения вашего ребёнка за последние полгода-год предлагаем вам заполнить следующую анкету, ответив на вопросы и оценив результат в баллах.

Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0 баллов.

Анкета для родителей

Оценка особенностей поведения ребёнка 6-7 –летнего возраста

1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается “переговорить взрослого”.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6. Предпочитает общение с более старшими ребятами и взрослыми играм с малышами.

7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов

  • 20-11 баллов – трудности в воспитании вашего ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо перестроить своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.
  • 10-6 баллов –негативные реакции вашего ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.
  • 5-0 баллов – для этого возраста ваш ребёнок слишком спокоен, нужно приглядеться к нему повнимательнее, может быть, он отстаёт от сверстников в своём развитии.

Рекомендации родителям

- При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребёнка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

- При наличии признаков кризиса необходимо перестроить своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.

- Приучать ребёнка ограничивать свои желания и преодолевать трудности

- Не провоцировать у ребёнка страха перед школой и не рисовать школьную жизнь в радужных тонах

Литература:

1. Г.А. Стюхина, Психологические особенности и механизмы развития ребёнка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

2. Рабочая книга школьного психолога под редакцией И.В. Дубровиной, М., “Просвещение”, 1991.