Технологическая карта урока
Тема: Выпиливание изделий из древесины лобзиком. Правила безопасной работы лобзиком. | Тип: комбинированный | ||||||
Цель | Дидактическая цель:
Деятельностная цель:
Образовательная цель:
|
||||||
Задачи | Образовательные – создать
условия для овладения новым опытом деятельности:
Развивающие – создать условия для развития познавательных действий:
Воспитательные:
|
||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные:
|
Метапредметные:
|
Личностные:
|
|||||
Межпредметные связи:
|
|||||||
Ресурсы урока | |||||||
Для учителя:
|
Для учащихся:
|
||||||
Ход урока |
|||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | ||||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||||
1. Приветствует и обращает
внимание учащихся на предметы, находящиеся на
демонстрационном столе и технологическую
документацию, закрепленную на классной доске. 2. Знакомит учащихся с обучающими стендами, инструментами и приспособлениями для выпиловочных работ, создает положительный эмоциональный настрой. 3. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал находящийся на их рабочих местах (приложение). 4. Демонстрирует образцы деталей, выполненные учащимися 5-х классов прошлых лет. 5. Как бы Вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? 6. Помогает учащимся справиться с технической терминологией. |
1. Наблюдают за показом учителя,
рассматривают предметы, находящиеся на
демонстрационном столе, технологическую
документацию, закрепленную на классной доске. 2. Рассматривают обучающие стенды, раздаточный материал, инструменты и приспособления, рассуждают о предстоящей деятельности. 3. Вспоминают материал предыдущей темы, высказывают аргументы. Пытаются представить характер предстоящей работы. 4. Рассматривают образцы деталей выполненные учащимися 5-х классов. Задают вопросы. 5. Пытаются сформулировать свою точку зрения о предстоящей деятельности. Аргументируют ответы. |
||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||
1. Подводит учащихся к постановке
целей урока и предлагает примерную модель
действий, наметив траекторию деятельности
(работа в бригадах по 2 человека и индивидуально). 2. Предлагает ознакомиться с раздаточным материалом на рабочих местах учащихся (I этап. Последовательность выполнения самостоятельной работы по разметке заготовки). 3. Спрашивает, что необходимо подготовить для реализации первого этапа самостоятельной работы. |
1. Высказывают предложения о том,
что они сегодня должны сделать, какую деталь
изделия могли бы изготовить и что для этого
необходимо использовать в качестве инструментов
и приспособлений. 2. Знакомятся с последовательностью выполнения самостоятельной работы на первом этапе. Рассматривают обучающий стенд по изготовлению туловища “волчонка”. 3. Соизмеряют свою готовность к реализации первого этапа работы. Готовят чертежи и шаблоны для разметочных работ. |
||||||
Открытие нового (I этап) | |||||||
1. Во фронтальном режиме
демонстрирует последовательность выполнения
самостоятельной работы по разметке заготовки
(приложение, I этап). 2. Указывает учащимся на необходимость самопроверки правильности разметочных работ по эталону-шаблону (по обучающему стенду). 3. По мере завершения I этапа самостоятельной работы предлагает учащимся вспомнить Правила безопасной работы с лобзиком (Правила размещены на каждом рабочем месте). |
1. Наблюдают за показом учителя,
рассматривают инструкцию для выполнения I этапа
практической работы: “Последовательность
выполнения самостоятельной работы по разметке
заготовки”. Задают вопросы. 2. Обращают внимание на наличие обучающего стенда по разметке и выпиливанию наружного контура туловища “волчонка”. Определяют позиции на стенде для самоконтроля разметочных работ. |
||||||
Первый этап самостоятельной работы | |||||||
1. Предлагает форму работы по
бригадам и индивидуально, назначает
ответственных лиц. 2. Раздает бригадирам заготовки для разметки туловища “волчонка” и эталоны-шаблоны для самопроверки разметочных работ. 3. Указывает учащимся на место положения Последовательности выполнения самостоятельной работы по разметке заготовки (I этап). 4. Обращает внимание учащихся на точность и аккуратность выполнения пункта №5 указанной последовательности выполнения работы по разметке заготовки. 5. Контролирует действия учащихся по разметке заготовок из древесины, при необходимости оказывает помощь. |
1. Индивидуально готовят на
каждом рабочем месте карандаш, линейку и
собственный шаблон. 2. Получают от бригадиров заготовки из древесины для выполнения разметочных работ. 3. Накладывают шаблон туловища “волчонка” на заготовку и совмещают спину “волчонка” с кромкой заготовки. 4. Наносят рисунок туловища “волчонка” на заготовку по шаблону. Контролируют свои действия по обучающему стенду. 5. Выполняют разметку контурных линий на заготовке при помощи линейки и карандаша. 6. Проверяют по эталону-шаблону совпадение контурных линий туловища “волчонка” на заготовке, при необходимости делают исправления в разметке заготовки. |
||||||
Открытие нового (II этап) | |||||||
1. Во фронтальном режиме
демонстрирует последовательность выполнения
самостоятельной работы по выпиливанию лобзиком
(II этап). 2. Указывает учащимся на необходимость соблюдения Правил безопасной работы с лобзиком (Правила размещены на каждом рабочем месте). 3. Во фронтальном режиме демонстрирует правильные приемы работы по выпиливанию лобзиком. 4. Указывает учащимся на необходимость самопроверки выпиловочных работ по обучающему стенду. Обязательный объем выполненных работ до позиции №3 обучающего стенда. 5. По мере завершения II этапа самостоятельной работы предлагает учащимся по бригадам ознакомиться с двумя контрольно-измерительными заданиями, привязанными к параграфу 16 с.75 ЭФУ. Ноутбуки на каждую бригаду находятся в смежном помещении школьной мастерской. 6. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения контрольно-измерительных заданий. |
1. Наблюдают за показом учителя,
рассматривают инструкцию для выполнения II этапа
практической работы: “Последовательность
выполнения самостоятельной работы по
выпиливанию лобзиком”. Задают вопросы. 2. Анализируют готовность заготовки из древесины к выпиловочным работам. 3. Обращают внимание на организацию рабочего места для выпиловочных работ. 4. Определяют позиции на обучающем стенде для самоконтроля выпиловочных работ. Обращают внимание на обязательный объем выполняемых работ до позиции №3. 5. Под руководством учителя в смежном помещении школьной мастерской (в режиме работы по бригадам) открывают электронный учебник/приложение: Индустриальные технологии : 5 класс : параграф 16 с.75. Знакомятся с двумя контрольно-измерительными заданиями, привязанными к параграфу 16 с.75 ЭФУ. 6. При необходимости задают вопросы по условиям выполнения контрольно-измерительных заданий. |
||||||
Второй этап самостоятельной работы | |||||||
1. Предлагает в очередном порядке
по бригадам получить инструменты и
приспособления для организации рабочего места
по выпиливанию лобзиком. 2. Контролирует правильность закрепления выпиловочных столиков на рабочем месте с учетом роста учащихся. 3. Контролирует правильность выполнения приемов пиления лобзиком, при необходимости оказывает помощь. Обращает внимание учащихся на качество выпиливания лобзиком, а не на объем выполненных работ. 4. По мере завершения II этапа самостоятельной работы предлагает учащимся в смежном помещении школьной мастерской (в режиме работы по бригадам) выполнить два контрольно-измерительных задания привязанных к параграфу 16 с.75 ЭФУ. 5. Контролирует выполнение контрольно-измерительных заданий. |
1. Индивидуально готовят
выпиловочный столик, лобзик с закрепленной
пилкой, заготовку с выполненной разметкой
туловища “волчонка”. 2. Надежно закрепляют выпиловочный столик на рабочем месте с учетом своего роста. 3. Во время пиления постоянно контролируют горизонтальное положение рамки лобзика, осмысливают и соблюдают Правила безопасной работы с лобзиком. 4. Контролируют свои действия по обучающему стенду. 5. По мере завершения II этапа самостоятельной работы в смежном помещении школьной мастерской (в режиме работы по бригадам) выполняют два контрольно-измерительных задания привязанных к параграф 16 с.75 ЭФУ. |
||||||
Рефлексия. Итог урока | |||||||
1. Проверяет в режиме наблюдения,
как учащиеся справляются с освоением материала
по выпиливанию лобзиком. 2. Проверяет на рабочих местах качество выпиливания лобзиком по наружному контуру. Обращает внимание учащихся на обязательный объем выполненных работ (позиция №3 обучающего стенда). 3. Проверяет на рабочих местах по бригадам (в смежном помещении школьной мастерской) правильность выполнения двух контрольно-измерительных заданий, привязанных к параграфу 16 с.75 ЭФУ. 4. Демонстрирует учащимся через проектор на экран для общего просмотра контрольно-измерительное задание, привязанное к параграфу 16 с.73 ЭФУ (последовательность действий при выпиливании изделия из фанеры лобзиком). 5. Совместно с учениками выполняет контрольно-измерительное задание, привязанное к параграфу 16 с.73 ЭФУ. Делает выводы по изученному материалу. 6. Предлагает учащимся оценить факт достижения цели урока и воспринять следующие критерии оценки качества работы на уроке: - результаты выполнения двух контрольно-измерительных заданий - привязанных к параграфу 16 с.75 ЭФУ; - результаты выпиливания лобзиком по наружному контуру (обязательный объем выполненных работ – позиция №3 обучающего стенда); - результаты соблюдения правил безопасной работы. 7. Каждой бригаде (и индивидуально) выставляет комплексную оценку: - по результатам выполнения двух контрольно-измерительных заданий - привязанных к параграф 16 с.75 ЭФУ; - по результатам выпиливания лобзиком по наружному контуру (позиция №3 обучающего стенда); - по результатам соблюдения правил безопасной работы. |
1. Сопоставляют выполненную
работу (выпиливание лобзиком по наружному
контуру) с обучающим стендом: совпадение
выпиленных контуров с линиями разметки. 2. В режиме работы по бригадам осуществляют взаимоконтроль правильности выполнения двух контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 16 с.75 ЭФУ. 3. Совместно с учителем выполняют контрольно-измерительное задание, привязанное к параграфу 16 с.73 ЭФУ. Сравнивают условие задания (последовательность действий при выпиливании изделия из фанеры лобзиком) с объектом труда изготовленного из древесины (туловище “волчонка”). Делают выводы по изученному материалу. Рефлексия урока: Мне удалось справиться с комплексным заданием “качественно” или “я предполагал, что получится лучше”... Мне лучше удалось справиться с заданием теоретического характера (два контрольно-измерительных задания, привязанных к параграфу 16 с.75 ЭФУ) или с заданием практического характера работы (выпиливание туловища “волчонка”). Я узнал – что такое технология обработки древесины с помощью лобзика. Я научился – подготавливать рабочее место к выполнению практической работы по выпиливанию лобзиком. Я реализовал – первую попытку: выпиливать лобзиком заготовку из древесины по наружному контуру. Мне пригодится это – при выполнении дальнейшей практической работы по выпиливанию лобзиком до полного завершения модели “волчонка”. При необходимости я могу объяснить другу или папе как работают лобзиком и что для этого нужно. |
||||||
Дополнительные материалы: | 1. Правила безопасной работы
лобзиком. 2. Последовательность выполнения самостоятельной работы по разметке заготовки. 3. Последовательность выполнения самостоятельной работы по выпиливанию лобзиком. |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: | 1. Сделать обобщение – что такое
технология обработки древесины с помощью
лобзика. 2. Проявить навык подготовки рабочего места для выпиловочных работ на последующих уроках. 3. Демонстрировать приемы выпиливания лобзиком по наружному контуру с соблюдением Правил безопасной работы. |
||||||
Домашнее задание: | 1. Продумать ответы на вопросы по
правилам безопасной работы лобзиком: 2. Почему пилка лобзика должна быть упруго растянута между концами рамки? 3. Куда должны быть направлены зубья пилки, установленной в зажимах лобзика? 4. Почему при выпиливании стараются не менять положение лобзика, а двигают и поворачивают заготовку? |