Используемые ЭФУ: Химия. 9 класс (Г.Е. Рудзитис и др.), Просвещение, 2015
Цель урока: Сформировать наиболее полное представление учащихся об определении катионов, анионов, признаках этих реакций и закрепить умения, навыки по применению этих знаний при выполнении заданий повышенной сложности
Задачи:
- Способствовать систематизации понятий: вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, катион, анион, реакции ионного обмена, признаки химических реакций, условия, при которых реакции идут до конца;
- Способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять уравнения реакций ионного обмена, краткие ионные уравнения, проводить лабораторные опыты по изучению качественных реакций на катионы и анионы с соблюдением правил ТБ;
- Способствовать формированию общеучебных
умений:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
- учебно-информационных (работать с мини-справочником, учебником как шпаргалкой);
- учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для тестовых заданий и их проверки, проводить опыты, осуществлять самоконтроль);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в парную форму работы);
Тип учебного занятия: урок применения предметных умений (применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности с включением лабораторной работы);
Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
Результаты
Предметные:
- объяснять свойства изученных классов неорганических соединений;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты;
- структурировать учебную информацию;
- самостоятельно решать задания повышенной сложности
Метапредметные:
- использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций:
- формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;
- умение определять цели, задачи деятельности, выбирать средства реализации цели;
Личностные
- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Средства обучения
- Ноутбук, проектор, планшеты, электронная форма учебника Г. Е. Рудзитис Ф.Г, Фельдман “Химия-9”, М., “Просвещение” 2015 и учебник, мини-справочник Н.Е. Дерябиной, таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде, варианты ОГЭ по химии 2016, инструктивная карта урока;
- Реактивы: растворы серной, соляной, азотной кислот, гидроксида калия, индикаторов метилоранжа, фенолфталеина, растворов нитрата бария, карбоната натрия, нитрата серебра, сульфата меди (II), хлорного железа, сульфида натрия, хлорида аммония, спиртовка, держатель пробирок, штативы с пробирками, пипетки.
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи урока | Деятельность | Результат взаимодействия | |
учителя | ученика | |||
1. Организационный 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | Подготовить учащихся к уроку | Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание | Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку. | Полная готовность класса к уроку, организация внимания, быстрое включение класса в деловой ритм |
2. Постановка целей и задач (1-2 мин) | Организовать целенаправленную
познавательную деятельность. Повторить качественные реакции на катионы и анионы Использовать качественные реакции для выполнения заданий №18,19 КИМ ОГЭ |
Учитель: Ребята, у вас на столах варианты КИМ, реактивы и оборудование для опытов. Предложите ваш план урока, чтобы преодолеть те трудности, которые возникли при выполнении заданий повышенной сложности 18,19. | Предлагают: - использовать мини-справочник (Приложение 3) для усвоения качественных реакций - провести опыты на определение катионов, анионов - для экономии времени часть опытов посмотреть, используя ЭФУ (видеоопыты) |
Активность познавательной деятельности на последующих этапах. |
3. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном
действии 7-8 минут. |
Используя мини-таблицы закрепить
знания по определению катионов, анионов; Провести лабораторные опыты по определению сульфатов, карбонатов, хлоридов, ионов меди, железа (III), катионов водорода, гидроксид-ионов, иона аммония |
Учитель: Работаем по инструктивной карте (Приложение 3) | В соответствии с выданными реактивами
называют какие анионы и катионы можно
определить. Но сначала один из учеников напоминает правила безопасной работы с кислотами и щелочами. Проводят опыты на определение сульфатов, хлоридов, карбонатов, определение ионов меди(II), железа(III), иона аммония, катиона водорода и иона гидроксильной группы, сульфид-аниона Пользуясь таблицей растворимости, составляют краткие ионные уравнения. Работа в парах Отвечают на вопросы, заполняют таблицу. |
Составлена таблица: ион, реактив,
признаки реакций
Дана характеристика ионов по их определению, названы признаки реакций |
4. Выявление места и причины
затруднения, постановка цели деятельности 8 минут. |
Использовать электронный учебник для демонстрации свойств азотной, фосфорной кислот, обнаружения ионов алюминия, получение карбонатов, гидрокарбонатов | Поясняет демонстрируемые опыты, отвечает на вопросы | Смотрят видеоопыты, анализируют, задают вопросы. Отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников | Наблюдают, запоминают признаки реакций, записывают уравнения реакций |
5. Построение проекта выхода из
затруднения (открытие нового знания) 3-4 минуты. |
Использование таблицы 3 “Определение ионов” из базового учебника и мини-таблицы Н.Е. Дерябиной (Приложение 2) | Направляет деятельность учащихся | Составляют алгоритм действий при
выполнении заданий 18-19 повышенной сложности 1. Вспомнить качественные реакции 2. Начинать определение со знакомых анионов, катионов 3. Использовать метод исключений
|
Называют анионы , катионы, с которыми не успели провести опыты. Записывают их, указывая условия реакций (избыток-недостаток) и указывая цвет осадка и другие признаки реакций |
6. Контроль уровня понимания. Реализация построенного проекта Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 12-15 минут. |
Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний. | Раздает КИМы (Приложение 1) | Выполняют индивидуально задания КИМ, проверяют по образцу | Выяснен уровень осознания нового
материала, устранены пробелы. Выполнение заданий КИМ |
7. Включение в систему знаний и повторение. 3-4 минуты. | Предлагает для повторения использовать
тесты ЭФУ 09(1)-09(7) в разделе каталог |
09(1) Определение реактивов из аниона 09(4) Признаки реакций ионного обмена 09(5-7) Сокращенные ионные уравнения |
Выяснен уровень осознания материала, устранены пробелы. | |
8. Домашнее задание. 1-2 минуты | Домашнее задание. Выполнение вариантов сайта https://sdamgia.ru/Работа с мини-таблицей |
Инструктирует, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы. | Слушают, записывают, задают вопросы. | Правильное выполнение домашней работы всеми учащимися. |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог
урока) 1-2 минуты. |
Рефлексия психоэмоционального состояния | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействие с учителем и одноклассниками | - выражают свои мысли - оценивают качества своей и общей учебной деятельности |
Используемая литература
- Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия-9”, Москва, Просвещение, 2008
- Н.Е. Дерябина мини-справочник школьника “Неорганическая химия в реакциях”
- ЭФУ Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия-9”, Москва, Просвещение, 2015
- Примерные программы по учебным предметам “Химия 8-9 класс”, М., “Просвещение”, 2011
- Н.А. Разагатова, МОУ ДПО (ПК) “Центр развития образования г.о. Самара” “Урок в соответствии с ФГОС”
- А.С. Корощенко, Ю. Н. Медведев “Типовые тестовые задания по химии”, издательство “Экзамен” М., 2016
- А.С. Корощенко, А. В. Купцова “30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену по химии в 9 классе” М., Астрель, 2016
- https://sdamgia.ru/