Одна из важных целей обучения иностранным языкам это умение извлекать информацию из прочитанного текста, что позволяет нам использовать изучаемый язык в разных видах речевой деятельности. Чтение – это один из видов рецептивной речевой деятельности, направленный на понимание и восприятие письменного текста [5]. В современном мире существует большое количество факторов, которые влияют на успешность ученика, но самый главный и важный среди них – это чтение и его скорость. Чтение выступает видом самостоятельной речевой деятельности в том случае, когда мы читаем с целью получить необходимую информацию из текста. При этом, в зависимости от ситуации, полнота и точность извлечения информации могут быть различными [4]. Чтение имеет свою структуру:
- мотивационно-побудительная (появление потребности, заинтересованности в ее осуществлении);
- аналитико-синтетическая часть чтения происходит либо только во внутреннем плане (понимание при чтении про себя), либо во внутреннем и внешнем плане (понимание при чтении вслух) и включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала, и его узнавание к его осознанию и принятию смыслового решения, т. е. к пониманию смысла;
- контроль, который обеспечивает вынесение понимания во внешний план.
Говоря о механизмах чтения, следует отметить, что одним из самых важных является вероятностное прогнозирование. Вероятностное прогнозирование – “мысленный обгон в процессе чтения” как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения [1].
На сегодняшний день одна из главных целей обучения в школе – это сформировать личность школьника, умеющего высказывать свое мнение и стремящегося к саморазвитию и самопознанию. Для этого мы должны у учащихся формировать и развивать критическое мышление. Почему именно критическое мышление? Потому что критическое мышление помогает им добиться таких результатов как: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта, различных идей и представлений.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуктивные решения. Формирование критического мышления начинается с творчества. Развитие критического мышления возможно через чтение, так как чтение позволяет нам погрузиться в мир творчества, требует от учащихся самостоятельности и умения извлекать и использовать прочитанную информацию. Конечным итогом этого является умение высказывать свое мнение о прочитанном. Творчество – это способность использовать накопленный опыт, знания в новых ситуациях, не боясь отойти от шаблона [2]. Для того, чтобы мыслить нетривиально и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, что разрывая стереотипы, можно прийти к новой идее.? Шаги, которые совершаются учеником в процессе творчества: собирается информация, разбирается старый шаблон, в речь выводятся размышления.
Что же является источниками творчества?
- незнание – классический источник творчества детей.
- опыт;
- мотивация;
- “острый взгляд” (берется деталь и рассматривается тщательно)
- ошибка, случайность;
- стиль (стилизуем то что есть);
- освобождение (дети придумывают себе домашнее задание)
- латеральное мышление.
Приемы творческого мышления:
- творческая пауза – когда мы идем и останавливаемся на чем –то на минутку и фокусируемся на этом;
- фокусирование на определенном моменте (например, на играх);
- вызов – это оценка того правильно ли осуществляется действие, поиск уникальности, почему это так происходит;
- проект;
- метод случайного слова (от 1 слова отталкиваемся и строим урок)
При этом необходимо помнить, что критическое мышление – это мышление самостоятельное; информация это отправной пункт (знание создает мотивацию); постановка проблем и уяснение (мы учим детей алгоритму, мы даем им инструмент познания); убедительная аргументация (нахождение своего решения и подкрепление его различными доводами); обмен мнениями [3]. Результат обучения:
- учим ребенка формулировать вопросы;
- учим собирать информацию собственную;
- учим высказывать свое мнение по данному вопросу.
Библиография
1. Гальcкова Н. Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе. // Иностранные языки в школе. – 1990 – №1. – С. 15?16.
2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 223 с.
3. Поддубная Н.А. Книга для учителя “Gracie”. – М. : Изд. АМНТ ГРУП, 2013. – 65 с.
4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : пособие для студентов педвузов и учителей. – М. : Просвещение, 2006. – 239 с.
5. Утробина А. А. Методика преподавания и изучения иностранного языка. – М.: Приор-издат, 2006. ? 107 с.