Цель урока: Создание условий для формирования универсальных учебных действий:
Задачи урока:
- обобщение имеющихся знаний;
- закрепление умения производить вычисления с многозначными числами;
- закрепление умения решать задачи .
Формирование УУД:.
Личностные:
- учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
- учиться определять свою позицию;
- мотивация к изучению предмета;
Коммуникативные:
- учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Регулятивные:
- учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
Познавательные:
- учиться находить информацию в предложенном тексте
- проводить анализ и синтез объектов
Оборудование:
- проектор, ПК, интерактивная доска
- ПК на каждую парту
- “лента времени”
- презентация (смотри приложение 1)
- “Гвоздики” для самооценки работы учащихся (смотри приложение 2)
Ход урока
I. Актуализация знаний. Слайд 1
Учитель: Ребята, прежде чем мы назовем тему нашего урока, я предлагаю вам найти значение выражения:
Учитель записывает на ИАД (интерактивная доска) : 2015
-1945
- Почему мы взяли число 2015 ? ( это текущий год)
- Какое важное событие произошло в 1945 году? (победа в Вов)
- Найдите значение выражения (70)
- Какое значение имеет цифра 70 в истории нашей страны? ( В 2015 году страна отмечает 70 лет Великой Победы над фашисткой Германией) слайд 2
Учитель: В 2015 году наша страна отмечает 70 лет Великой Победы над фашистской Германией.
В канун такой знаменательной даты, решая задачи и выражения, мы сегодня на уроке попробуем с помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества.
II. Числовая разминка:
Учитель. Война. Сколько раз о ней перечитано. Сколько песен спето, но каждый раз мы узнаем что-то новое о суровых тех годах. Из моего рассказа выпишите все числа в тетрадь.
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70000 сел и деревень. Это 100000 тонн бомб, падающих на мирных жителей. 141 раз немецкая авиация бомбила столицу нашей Родины, 652 раза звучала воздушная тревога во время блокады в Ленинграде. Это 642000 погибших от голода и холода. Было разрушено 84000 школ. Война – это по 20 часов в день у заводских станков. Это кровавые мозоли на ладонях похожих на вас мальчишек и девчонок. Война. От Бреста до Берлина 2600 километров – это если считать по прямой. Кажется, что это мало, правда? Самолетом примерно 4 часа лету, а вот перебежками, да по-пластунски – 4 года - 1418 дней и ночей.
1725, 70000, 100000, 141, 652, 642000, 84000, 20, 2600, 4, 1418 слайд 3
Учитель: слайд 4
- Назовите самое маленькое двузначное число ответ на доске
- Что оно обозначает? (20 часовой рабочий день).
- Назовите наименьшее 4-значное число. ответ
- Что оно обозначает? (1418 – длилась война).
- Назовите наибольшее 5-значное число ответ
- Что оно обозначает? ( 84000 – разрушено школ)
- Назовите число с наименьшим количеством сотен тысяч ответ
- Что оно обозначает? ( 100000 – столько сброшено бомб).
III. Работа по теме урока.
1. Устный счет
Учитель: Какая дата является началом Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 года)
Отметить на ленте времени.
Дорогой ценой досталась победа советским людям. Вы много знаете об этом факте истории , но сегодня мы с вами еще раз вспомним основные события Великой Отечественной войны:
ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ слайд 5
- 1941 год – ( октябрь – декабрь) - Битва за Москву.
- 1942 год ноябрь – 1943 год февраль - Сталинградская битва
- 1943 год ( июль – август) – Курская битва
- 1944 год январь - Ликвидация блокады Ленинграда
Один человек не может одержать победу. Только все вместе, поддерживая друг друга советский народ смог выиграть эту войну. Сегодня на уроке вы будете работать в маленькой группе. Каждое задание выполняется совместно с соседом по парте.
Сейчас вам предстоит решить цепочки примеров, значение которых связаны с историей ВОВ:
Задания даны карточках: (дети получают один из вариантов) слайд 5
Проверка: №1 - 100 дней - битва под Москвой
Выставить на экране в таблицу “Хронология событий”
№ 2 - 200 дней – Сталинградская битва
Выставить на экране в таблицу “Хронология событий”
№ 3 – 50 дней - Курская дуга
Выставить на экране в таблицу “Хронология событий”
№ 4 – 900 дней - блокада Ленинграда
Выставить на экране в таблицу “Хронология событий”
2. Вычислительные навыки
Учитель: 1941 год - битва под Москвой слайд 6
(выставить на ленте времени )
Битва под Москвой 30 сентября 1941 год – 7 января 1942 год. Эта битва включает два периода: оборонительный и наступательный. Грудью встали москвичи на защиту своего города. Были созданы 12 дивизий народного ополчения, 56 истребительных батальонов. Сотни тысяч жителей столицы в осеннюю стужу возводили оборонительные сооружения, противотанковые рвы, лесные завалы, металлические ежи опоясывали столицу. Сотни огневых точек готовы были в любую минуту встретить противника.
Выполнив задание, Вы узнаете фамилию полководца, руководителя обороны Москвы.
Задание дано на мониторе компьютера: выполните в тетради вычисления в столбик.
83200:400 = 208
2306017-98425=2207592
4756*300=1426800
24112:8=3014
347507+83645=431152
Проверка.
Результаты расположите в порядке увеличения.
В Ж К О У
Под руководством генерала армии Георгия Константиновича Жукова битва за Москву была выиграна. В результате этой операции было положено начало наступлению советских войск.
(Фамилию Г. К. Жуков выставить на ленту времени) слайд 7
3. Решение задач
А). Учитель: 1942 год - Сталинградская битва слайд 8
(выставить на ленте времени)
Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной войны. Сталинград – это город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества. В сталинградской битве была взята в кольцо и пленена огромная армия фельдмаршала Паулюса. Двадцать две немецкие дивизии были разгромлены. А кто защищал Сталинград? Кто стоял железной стеной? Русские люди рядом с украинцами и белорусами, узбеками, грузинами, армянами, азербайджанцами… “За Родину! Ни шагу назад!” – с этими словами шли в бой защитники Сталинграда.
Выставить на ленту времени “Ни шагу назад!”
Учитель: Для того чтобы точно оценить силы противника необходимо совершить разведку. Вам сегодня предстоит отправить разведгруппу в поход. Необходимо надо точно рассчитать количество продуктов. Если взять больше еды, то тяжело будет нести, меньше – придется голодать.
Прочитайте задачу ( на мониторе копьютера). Дана задача с недостающими данными.
Хватит ли 33 кг 600 г продуктов группе из 4 человек на 12 дней похода?
Малая группа ( 2 человека) решают на ИАД.
В ходе решения дети должны придти к выводу, что в задаче не хватает данных.
Учитель: Из исторических архивов известно, что норма питания во время Вов составляла 700 г на человека.
Проверка.
700*4*12=33600 г
4*12*700 (если дети выберут такой вариант решения, то возможно, не все смогут выполнить умножение 2-значного числа на 2-значное , так как в разных программах разное время прохождения материала) Проблемная ситуация: обратись за помощью, воспользуйся вычислительной техникой.
Б). Учитель: 1943 год - Курская битва слайд 9
(выставить на ленте времени)
В сражениях на Курской дуге принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было. Во время сражений на Курской дуге, у деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее зрелище. Сражение на Курской Дуге продолжалось примерно 50 дней. За это время русская армия уничтожила 30 немецких дивизий, в том числе и 7 танковых, 1,5 тысячи самолетов, 3 тысячи пушек. Людские потери Вермахта на Курской дуге составили 500 тысяч человек.
Учитель: Дети не оставались в стороне. Они всячески старались помочь своим отцам, старшим братьям.
Прочитайте задачу.
Учащиеся одной школы собрали 15132 кг металлолома, а учащиеся другой школы собрали 19308 кг металлолома. Танк легкого образца весит 6888 кг. Сколько танков можно было изготовить из собранного школьниками металлолома?
Проверка:
15132+1930=34440 (кг) – всего собрали
Дети не умеют делить многозначное число на многозначное. Проблемная ситуация: использовать вычислительную технику.
Показать детям мини-калькулятор на компьютере .
34440:5=6888 (кг) – столько весит один танк
Учитель: День окончания Курской битвы – 23 августа – день воинской славы России.
Выставить на ленте времени.
В). Учитель: 1944 год - блокада Ленинграда слайд 10
(выставить на ленте времени)
30 августа 1941 г. город оказался в тисках. Немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши.
Было приказано защищать Ленинград до последнего человека. Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду Начались долгие 900 дней блокады Ленинграда. В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту полной блокады удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую часть жителей (менее 500 тыс.). В городе остались 2,5 млн. граждан, среди которых 400 тыс. детей. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима.. Единственным путем снабжения города в зимний период оставалось Ладожское озеро. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи летом или мчались грузовики в зимнюю пору, был неизбежно уязвим для воздушных налетов немцев. Тем не менее, именно он получил название “дороги жизни”.
Учитель: Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки.
Условие задачи дано в таблице на мониторе компьютера.
Буханка хлеба вести 1 кг.
Дети, неработающие граждане | 1/8 | ? |
Работающие граждане | В 2 раза больше | ? |
Поверка.
1 кг = 1000 г
1000:8*1 = 125 (г) столько доставалось детям.
125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Сколько граммов выдавали взрослым?
125*2=500 (г)
(Показать учащимся, сколько выдавали хлеба) слайд 11
4. Решение уравнения
Учитель: Шла война. (слайд 12.) У детей почти не было возможности учиться в школе. Но для них это было одним из самых заветных желаний. И может быть они выполняли такое задание?
Учитель: Произведение чисел 521 и неизвестного равно разности чисел 7536 и 3889
521*х=7536-3889
Х=7
Прослушивание отрывка 7 симфонии Шостаковича. (приложение 3). В это время звучит рассказ учителя.
Учитель: Свой вклад в укрепление духа ленинградцев внёс композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович своей легендарной 7-й симфонией (“Ленинградской”), созданной им в основном в 1941 году в городе Ленинграде.
Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. “Моим оружием была музыка”, – скажет композитор позднее. В историю вошло легендарное исполнение в блокадном Ленинграде. Ноты вместе с медикаментами в осажденный город доставил спецсамолет. Вскоре на улицах Ленинграда появились объявления: “Дирижер Элиасберг собирает музыкантов”. Оркестрантов отзывали с фронта, искали по госпиталям. Концерт состоялся 9 августа. Именно на этот день фашисты назначили банкет, уверенные, что Ленинград уже будет взят. Вместо этого в Большом зале Ленинградской филармонии были зажжены все хрустальные люстры, и звучала великая музыка.
Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Как потом говорили, немцы обезумели, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Шостакович написал на партитуре: “Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию”.
(выставить на ленте времени )
5. Рефлексия, самооценка слайд 14
Учитель: 9 мая 1945 года – День Победы
(выставить на ленте времени)
Учитель: День Победы Советского Союза над фашистской Германией бы и остается одним из самых главных праздников не только в России, но и в других странах. В этот день повсеместно проходят церемонии возложения цветов и венков к памятникам героям Великой Отечественной войны.
Учитель: Давайте, каждый оценит свою работу на уроке. Выберите цветок нужного вам цвета:
- Желтый – все получилось
- Красный – испытывал небольшие затруднения
- Зеленый – мог справиться с заданием, только с помощью товарища
Составьте праздничный букет на доске из ваших цветов.
Звучит музыка (приложение 4)