Формирование и совершенствование лексических навыков на базе УМК "Звездный английский" (из опыта работы). 7-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 7


УМК “Звёздный английский” под редакцией К.М.Барановой, Д.Дули и др. – это серия современных учебников, имеющих много преимуществ. Во-первых, его создали носители языка, и он в основном содержит аутентичные материалы. Во-вторых, учебник “шагает в ногу со временем” и его содержание интересно детям. В-третьих, данный УМК, будучи ориентированным на формирование коммуникативной компетенции, готовит детей к межкультурной коммуникации. В-четвёртых, он несёт мощный воспитательный потенциал.

Я не знаю, могу ли назвать недостатком тот факт, на который хотела бы обратить внимание коллег, и который побудил меня написать эту статью. С моей точки зрения, учебник ориентирован исключительно на “звёздных” (сильно мотивированных) детей, ибо только они, возможно, способны усвоить то обилие лексики (примерно по 20 слов), которое прилагается к каждому тексту модуля. Если учесть, что в каждом модуле по 7 текстов, то в среднем учащимся предлагается усвоить по 140 лексических единиц плюс несколько фразовых глаголов за 5-6 недель работы над модулем. Это очень нелёгкая задача.

В данной статье я хотела бы поделиться с коллегами опытом решения этой проблемы.

Для формирования лексических навыков авторы УМК “Звёздный английский” для 7 класса предлагают в основном следующие языковые упражнения: заполнение пропусков слов в предложении и поиск синонимов, антонимов, соотношений отдельных слов и словосочетаний. В результате подобной работы слова запоминаются произвольно и изолированно. Истинное овладение словом требует высокой мыслительной активности учащихся. Требуются речевые упражнения, в которых слова используются для выражения своей мысли, своего отношения, своих чувств. Как я решаю эту задачу? Возьму в качестве примера работу над модулем 5 “Life Experiences”

Перед началом работы над модулем прочитываю его полностью, чтобы определить приоритеты и спланировать очерёдность усвоения материала.

Первая тема модуля “Life events” касается событий, которые происходят в жизни каждого человека. Авторы предлагают 14 словосочетаний, 9 из которых уже знакомы. Они перенесены в новую подтему из предыдущих модулей 6 и 7 классов. Оставшиеся 5 содержат новые слова: to get a promotion, to get divorced, to graduate from university, to retire, to get fired. Для совершенствования навыка работы со словарём прошу детей найти слова в вокабуляре и прочитать их по транскрипции. После фонетической отработки новых слов работаем в группах: дети расставляют события в той последовательности, как они обычно следуют в жизни. Затем группы поочерёдно (одна начинает, другая продолжает, третья заканчивает) рассказывают о том, как протекает наша жизнь. В качестве подлежащих используются слова people/we. Рассказ начинается со следующего предложения: First of all, people usually enter and graduate from universities, и заканчивается так: At the age of 60-65 they usually retire. They have grandchildren and look after them.

Как уже было сказано выше, истинное овладение словом требует высокой мыслительной активности учащихся. Я часто прошу детей составить рассказ с новой лексикой, исходя из личного опыта. Поэтому в качестве домашнего задания в данном случае прошу детей поделиться своими планами на будущее, включив в этот рассказ информацию о будущей профессии и личных качествах, которые поспособствовали выбору. Таким образом, происходит перенос лексики, усвоенной ещё в первом модуле (упр.1,2 стр.8), в новый контекст. Рассказ должен соответствовать следующим условиям: звучать не более 2х минут, содержать не менее 10 новых ЛЕ и включать около 13-15 предложений.

На следующем уроке мы слушаем три рассказа. При этом кто-то следит за временем, кто-то считает предложения, кто-то записывает употреблённые ЛЕ. После каждого рассказа ребята говорят, что нового они узнали об однокласснике, и выполнил ли он поставленные задачи. Обязательно задаются вопросы для выражения согласия/несогласия с мнением одноклассников. Затем выбираем самый интересный рассказ, аргументируя выбор. Всё происходит на АЯ, ребята к этому привыкли.

При работе над каждым текстом модуля (он соответствует подтеме модуля) важно сначала определить те несколько (до 10) слов и словосочетаний, которые имеют повышенную частотность и употребительность, которые можно легко переносить в подтемы различных модулей. Говоря о плохих привычках людей, мы выделили маркером следующие словосочетания:

There are plenty of things that annoy me.

  • annoying habits
  • to have bad body odour
  • to have bad table manners
  • to be late for an appointment
  • I can’t stand it/hate it when ...
  • to feel furious
  • to get on my nerves
  • to lose one’s temper
  • to feel sorry for smb.
  • to get stuck (его дети уже знают из 6 класса)

Они содержат лишь 8 новых слов. Дома ребята должны подготовить эти словосочетания к диктанту. Оформить их в рассказ помог следующий диктант:

There are plenty of things that annoy me. I can’t stand it when people have bad body odour. I hate it when I get stuck in a traffic jam because I may be late for an appointment. Annoying habits get on my nerves. They make me furious. I can lose my temper and hurt people’s feelings. But it’s all their fault. Should I feel sorry for people with bad habits? Далее каждый учащийся писал свой краткий ответ на вопрос. После текстового диктанта мы обычно пишем глаголы из приготовленных к диктанту словосочетаний в 4х формах, чтобы предотвратить их забывание.

Я чередую следующие формы письменного контроля усвоения новых ЛЕ: диктую текст на английском языке; ребята пишут по памяти, или диктую я, подготовленные дома словосочетания с дефинициями на английском языке; записываем русские словосочетания – дети радом пишут английские эквиваленты; диктую рассказ (или предложения) по-русски – дети пишут его (их) перевод на английский; дети по памяти пишут подготовленный накануне и выученный дома рассказ с новыми ЛЕ. Но никогда я не прошу детей выучить к диктанту все приблизительно 20 ЛЕ, которые авторы учебника дают к каждому тексту в разделе Check these words. Убеждена, что механическое зазубривание отдельных слов – путь в никуда.

Вернёмся к модулю 5 “Life experiences”. Дома ребята готовили следующий рассказ: Speak about an annoying situation that once happened to you. (упр. 8 стр. 81) Give a one-minute talk. Say 8-10 sentences. Дети постоянно создают свои собственные продукты в виде рассказов из своего опыта, что позволяет им активизировать как новую, так и пройденную лексику.

Выслушав и обсудив рассказы детей, на следующем уроке логичнее поговорить о плохих привычках соседей. Это раздел 5d Everyday English стр.85. Ввожу тему следующим образом: We all live in blocks of flats. We all live side by side with other people. But people are different. Do your neighbours have any annoying habits? Выслушав ответы учащихся, говорю: Let us see whether your complaints coincide with those on page 85. Все 6 словосочетаний, данных авторами учебника, уже знакомы детям. Они перенесены в новый контекст из ранее пройденных модулей. Можно лишь акцентировать внимание детей на словах rubbish – litter (What is the difference?), на глаголе to litter (Don’t litter anywhere.), на глаголах to damage – to ruin (Do they mean the same?) и формуле let smb. do smth. (Она встречается в словосочетании to let their dog bark all day and night). Полезно попросить детей оценить своё поведение в качестве соседей. Are you a good neighbour? What wrong things do you do? А затем перейти к работе над фразами Everyday English. Спрашиваю: What do people do if they’ve done a wrong thing? Дети не знают слова to apologise, и я обращаю их внимание на упр.3, которое содержит фразу I apologise. Мы смотрим произношение в вокабуляре и выделяем фразу маркером. Выделяем ещё 3 фразы из упр.2а): Oh, I’m really sorry about that. I’ll make sure it doesn’t happen again. Thanks, I’d really appreciate that. Обращаю внимание детей на разницу между to feel sorry for – to feel sorry about и предлагаю ответить на вопрос What else can people appreciate? Далее начинается коллективное творчество. Дети, работая в группах, пытаются вписать эти 4 фразы в короткий рассказик о себе. На подготовку даю до 3 минут. Вот что у нас получается: When we have done a wrong thing, we usually apologise. We say that we are really sorry about that. We promise to make sure it doesn’t happen again. The people we have hurt say that they would appreciate that. Ничего лишнего. Повторяем с помощью рассказа косвенную речь. Осталось обсудить, какие провинности могут совершать дети в школе и дома. Затем дети работают в парах: в течение 3х минут они разыгрывают извинение перед сверстниками, учителями и родителями:

- Oh, I’ve pushed you. I apologise/ I’m really sorry about it. I’ll make sure it doesn’t happen again. - Thanks. I’d appreciate that/ That would be great.

(Над диалогом, предложенным учебником, мы не работаем.) Начиная с этого урока, дети будут извиняться за проступки по-английски. Поэтому прошу выучить дома рассказик, составленный в классе, и уметь его писать за 2 минуты.

Возвращаемся на стр. 82 в раздел 5b – Culture Shock. Многие дети не раз бывал и за границей, в том числе с целью изучения языка, поэтому уместно задать им вопрос What do Russian students struggle with when they find themselves abroad for the first time (in the UK, for example)? What problems do they have to face? Дети высказывают своё мнение, а затем мы открываем учебник и смотрим, которые из 5 трудностей были нами упомянуты. Мы крайне редко выполняем упражнение Listen and say, которое вводит вокабуляр по подтеме, т.к. обычно этот вокабуляр содержит уже знакомые слова в новом контексте. Именно эти слова и словосочетания должны обязательно войти в активный словарь ребёнка. Что касается слов из раздела Check these words, то я обычно останавливаюсь на 3-6 и не более, если уверена, что обеспечу их перенос в другие модули учебника. Например, из списка слов к тексту на стр. 83 о Стивене Маршале мы выделили уже знакомое patient, а также новые слова outgoing (слово ввожу толкованием, а дети затем называют синонимы) и self-confident (толкование), которые ими будут востребованы, т.к. мы склонны постоянно давать оценку людям и их поступкам. Я также обратила внимание детей на глагол to treat. Этот глагол мы только что употребляли в модуле 4 в значении “лечить”. Сейчас же мы знакомимся с его вторым значением “относиться к людям”. Мы записываем на полях учебника словосочетание to treat people with love, care and respect и выделяем маркером. Исходя из опыта глагол to turn up тоже часто востребован, поэтому мы выделяем ещё два словосочетания прямо в тексте to turn up on time/ half an hour late.

Обсудив проблемы Стивена, я прошу детей продумать дома ответ на вопрос Is it worth studying abroad? Им необходимо будет встать либо на сторону защитников, либо на сторону противников и привести 3 аргумента (можно больше) в защиту своей позиции с помощью firstly, secondly, thirdly, finally.

Только выслушав мнение детей по этому вопросу, мы начинаем читать эссе Is it a good idea to study abroad? на стр. 91, который даёт прекрасную возможность познакомиться с ещё 4 полезными словосочетаниями. Это: to be beneficial to smb, advantages and disadvantages to, to consider all the pros and cons, to make/ take a dicision.

Сравнивая идеи автора эссе со своими идеями, мы активизируем эту новую лексику. Мы также формулируем “кусочек мудрости” или правило: Sensible people first think then do. They always consider all the pros and cons, advantages and disadvantages before making the dеcision. Дома ребята попробуют назвать 5 вещей, которые приносят им пользу и объяснить, почему они так думают. Например, classic novels are beneficial to me. They teach me to tell right from wrong. На уроке обсуждаем наиболее популярные вещи.

Контролирую знание лексики (7 ЛЕ) по этим двум подтемам следующим образом: учащиеся дома повторяют два рассказа (о том, как нужно извиняться – 4 предложения, и о том, что лично для детей полезно и важно – 6 предложений), они их будут писать по памяти. Учащиеся самостоятельно готовят третий рассказ о том, какие они: терпеливые?, общительные?, уверенные в себе?, разумные? (6 предложений). Предупреждаю их, что время у них будет ограничено (около 10 минут). Пример контрольной работы:

Sometimes I do wrong things. If my neighbor doesn’t like it, I apologise. I say that I’m very sorry about it and I promise it doesn’t happen again. Then he usually says that he would appreciate that.

I don’t think that I’m an outgoing person because I’m friendly but very unsociable. I have a good sense of time. So I never turn up for an appointment late. I’m patient, I don’t mind standing in queues and waiting my turn. I always treat people with respect, love and care.

Studying is beneficial to me because it makes me clever. Classical music is beneficial to me. It helps me relax. Knowledge of English is beneficial to me. I’ll have a good job. I always try to consider all the pros and cons before making a decision. But sometimes I don’t follow this rule.

Тексты из разделов Culture Corner (5c) об английском этикете и 5f об индийской свадьбе я использовала для развития навыка чтения и совершенствования техники чтения. Они несут социокультурную информацию и расширяют кругозор учащихся. Я попросила ребят выписать из Check these words только те слова с транскрипцией и переводом, которые им не знакомы. Делаю это с двумя целями: во-первых, учащиеся должны совершенствовать навык чтения слов с помощью транскрипции; во-вторых, они будут выразительно читать, а затем и переводить, отдельные абзацы из текста, где встречаются новые слова.

Текст из раздела 5е послужил поводом для того, чтобы задуматься, для чего они пришли в этот мир. Уже вступление содержит ответ, и я прошу ребят найти его: to make the world a much better place. Затем следует вопрос: Could you tell me, please, how personally you can change this world for the better? Do you think it is possible at your age? Если даются абстрактные ответы типа “не загрязнять окружающую среду” или “делать окружающих счастливыми”, прошу объяснить, что конкретно они должны делать, чтобы её не загрязнять, или как конкретно делают счастливыми близких, друзей, учителей. Таким образом, активизируется ранее изученная лексика. Затем мы знакомимся с вокабуляром по подтеме “Жизненные перемены”. 7 предложенных в учебнике словосочетаний содержат 4 новые ЛЕ (a scholarship, a caravan, to adopt, cosmetic surgery). Далее выполняем задание 1б) и делаем предположения относительно людей, изображенных на фотографиях: Make assumptions concerning people in these photos. Why do we see their pictures in our textbook? Таким образом, идёт активизация не только лексики, но и новой грамматики (модальные глаголы в значении предположения) из раздела 5b. Из списка слов к тексту я попросила ребят выделить лишь 4 слова: determination (вводится толкованием), to reach one’s goals, to achieve, social issues. Последние три слова уже вошли в активный вокабуляр учащихся – мы не раз говорили о достижении людьми целей, успеха, славы (модули 2b 2c 3f 4e). Остаётся объяснить детям употребление слова determination и его производной be determined to do smth. Делаю это на примере из собственного опыта: Student, every morning I wake up with the following thought in my mind. I’m determined to make this world a much better place today. I set this high goal daily and do my best to reach/ achieve it throughout the day. And you? Is it worth setting such a goal? Why/ why not?

На следующем уроке можно поинтересоваться, поставили ли они перед собой такую цель сегодня утром и какова была их первая мысль после пробуждения. По отношению к чему они будут проявлять упорство сегодня, завтра, в каникулы, в будущем.

Последний текст модуля в разделе Curricular (5i) тоже нельзя оставить без внимания, т.к. он о природе непроизвольных действий нашего организма и знакомит учащихся со словами to snore, to hiccup, to yawn, to blush, to have allergy to dust/pollen/ to irritate. Считаю, что их нужно обязательно знать, так как мы не можем не краснеть, не зевать, не икать ... Во вступлении к тексту дана фраза We can’t help it (мы ничего с этим не можем поделать), которая поможет нам употреблять эти глаголы в речи. Например, unfortunately, people can’t help blushing when they find themselves in an embarrassing situation. (Ребята знают слово embarrassing, так как часто употребляют его на уроках, рассказывая о событиях школьной жизни в речевой зарядке, например.) Или: People can’t help yawning when they watch a boring film./ { can’t help yawning if the lesson is dull. Можно дать лишь фрагмент предложения: ... can’t help yawning/ hiccupping when/ if ... У детей богатая фантазия и довольно богатый словарный запас.

Так как, к сожалению, большинство детей страдает от аллергии на что-либо, и слово allergy и его производное allergic to детям уже знакомы с 5 класса, мы повторяем его и знакомимся со словом pollen, а также обсуждаем проявления этого вида аллергии, активизируя лексику модуля 4а и 4б, VB11.

Не могу оставить без внимания раздел Skills 5g, который содержит 44 ЛЕ по теме “Внешность и характер”, половина из которых детям знакома. Ознакомиться с новыми и активизировать старые ЛЕ по такой важной теме за 1 урок, как предполагает планирование, прости невозможно. Поэтому приходится полностью пожертвовать разделом Skills на стр. 94-95, кроме аудирования – упр.2

Предлагаемую лексику по теме “Внешность” удобнее разбить на 3 группы: age, build, special features. В разделе “Age” ребята должны усвоить to be in one’s early/late/mid-twenties и middle-aged. В разделе “Build” – слова skinny, well-built и overweight. В разделе “Special features” – to wear a moustache/ a beard, to have pierced ears/ tattoos, bald. Всего 10 слов и словосочетаний. Активизируют эту лексику дети в рассказах о своих папах и мамах.

С помощью фотографий людей, напечатанных в разделе 5g, активизирую уже знакомую детям лексику по теме “Характер”. Прошу детей сделать предположения относительно характера этих людей. Например: It looks like he is selfish/ He seems selfish/ He must (may) be selfish. Спрашиваю What people do we call shy? Дети фронтально дают следующие ответы: They don’t like to grab people’s attention. They are not confident of their abilities. They have difficulty making friends with peers. They often feel embarrassed if they have to communicate with people. Таким образом можно активизировать все прилагательные, данные в упражнении 2.

Подводя итог работы над лексикой модуля, хочу отметить, что из 125 лексических единиц, предложенных в этом разделе (модуле), я выделила 35, которые и войдут в активный вокабуляр учащихся.

Результативность подобной работы показал экзамен. Из 26 учащихся, сдававших ЕГЭ по английскому языку в 2015 году 19 учащихся получили 19-20 баллов за письменную часть (личное письмо и эссе), и 16 учащихся – за устную часть (условный диалог, описание фотографии и сравнение двух фотографий).