Системная интеграция в преподавании – инновационная технология формирования интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира

Разделы: Математика, Химия, Общепедагогические технологии


Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна и это видно на примере урока “Решение задач на растворы” в 8 классе, где явно видна связь таких предметов, как математика, химия и технология.

Цель: отработать навыки решения задач по математике и химии, расширить знания о роли растворов в повседневной жизни.

Девиз:

“В любой науке столько истины, сколько в ней математики”.
Эммануил Кант (1724 – 1804)

I). - При решении задач на растворы выделяют две части: химическую и математическую.

Химическая часть задачи включает действия:

  • Чтение текста;
  • Запись условия задачи;
  • Исследование задачи – определение типа задачи;
  • Анализ задачи – составление плана решения.

Математическая часть задачи включает действия:

  • Выбор способа решения;
  • Решение (расчеты);
  • Запись ответа;
  • Анализ (проверка) решения.

II). Решение задач и аналитическим (химический + математический) и практическим способами.

Задача 1. “Засолка огурцов”

Для засолки 2 кг огурцов необходимо приготовить 1 кг 7% раствора поваренной соли, 100 г крупно нарезанной зелени, 5 зубчиков чеснока.

На дно 3-х литровой банки уложить половину подготовленной зелени и добавить 2 зубчика чеснока. Уложить огурцы в банку и сверху добавить оставшуюся половину зелени. Залить банку с огурцами приготовленным раствором и оставить на 3-4 дня для брожения в теплом помещении.

Химический способ:

Математический способ:

Пусть х гр – соль. Составим пропорцию:

1000:х=100:7

Х=70

1000-70 = 930

(Ребята производят засолку огурцов)

Задача 2. “Молочный коктейль в блендере”

Какую массу сливок 10%-й жирности и пломбира 30% жирности необходимо взять для приготовления 100 г 20%-ного коктейля.

Решение:

  %-е содержание Масса раствора (г) Масса вещества (г)
Сливки

Пломбир

10%=0,1

30%=0,3

х

100-х

0,1х

0,3(100-х)

Коктейль 20%=0,2 100 0,2*100

0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100

0,1х + 30 – 0,3х = 20

-0,2х = -10

х = 50

50(г) – сливок

100 – 50 = 50(г) – пломбира.

(Ребята готовят молочный коктейль)

III). Рефлексия.

Рассчитали массы растворяемого вещества и растворителя;

Приготовили растворы по рассчитанным параметрам;

Получили необходимые смеси.

- Ребята, помогли ли вам знания по математике для быстрого и рационального решения задач по химии?

Итак, мы видим, что

“Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи” Антуан де Сент-Экзюпери.

IV). На уроке мы отработали умения и навыки применения математических методов при решении задач по химии. Решить задачу, как в жизни, так и на уроках химии – достаточно непросто. Необходимо разобраться в сущности этой задачи, выполнить определенные действия и получить желаемый результат. Решение задачи – это маленькое исследование, которое требует и химической логики и не всегда стандартного решения. Каждый раз надо спрашивать, почему я поступил именно так, а не иначе? Решение задач на таких уроках способствует развитию как предметных так и метапредметных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;3.составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

Познавательные УУД:

  • анализировать;
  • строить логическое рассуждение;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой.

- Все это мы сегодня вам продемонстрировали фрагментом урока “Решение задач на растворы” (математика + химия + технология).

Спасибо за внимание!