Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна и это видно на примере урока “Решение задач на растворы” в 8 классе, где явно видна связь таких предметов, как математика, химия и технология.
Цель: отработать навыки решения задач по математике и химии, расширить знания о роли растворов в повседневной жизни.
Девиз:
“В любой науке столько истины, сколько в ней математики”.
Эммануил Кант (1724 – 1804)
I). - При решении задач на растворы выделяют две части: химическую и математическую.
Химическая часть задачи включает действия:
- Чтение текста;
- Запись условия задачи;
- Исследование задачи – определение типа задачи;
- Анализ задачи – составление плана решения.
Математическая часть задачи включает действия:
- Выбор способа решения;
- Решение (расчеты);
- Запись ответа;
- Анализ (проверка) решения.
II). Решение задач и аналитическим (химический + математический) и практическим способами.
Задача 1. “Засолка огурцов”
Для засолки 2 кг огурцов необходимо приготовить 1 кг 7% раствора поваренной соли, 100 г крупно нарезанной зелени, 5 зубчиков чеснока.
На дно 3-х литровой банки уложить половину подготовленной зелени и добавить 2 зубчика чеснока. Уложить огурцы в банку и сверху добавить оставшуюся половину зелени. Залить банку с огурцами приготовленным раствором и оставить на 3-4 дня для брожения в теплом помещении.
Химический способ:
Математический способ:
Пусть х гр – соль. Составим пропорцию:
1000:х=100:7
Х=70
1000-70 = 930
(Ребята производят засолку огурцов)
Задача 2. “Молочный коктейль в блендере”
Какую массу сливок 10%-й жирности и пломбира 30% жирности необходимо взять для приготовления 100 г 20%-ного коктейля.
Решение:
%-е содержание Масса раствора (г) Масса вещества (г) Сливки Пломбир
10%=0,1 30%=0,3
х 100-х
0,1х 0,3(100-х)
Коктейль 20%=0,2 100 0,2*100
0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – сливок
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
(Ребята готовят молочный коктейль)
III). Рефлексия.
Рассчитали массы растворяемого вещества и растворителя;
Приготовили растворы по рассчитанным параметрам;
Получили необходимые смеси.
- Ребята, помогли ли вам знания по математике для быстрого и рационального решения задач по химии?
Итак, мы видим, что
“Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи” Антуан де Сент-Экзюпери.
IV). На уроке мы отработали умения и навыки применения математических методов при решении задач по химии. Решить задачу, как в жизни, так и на уроках химии – достаточно непросто. Необходимо разобраться в сущности этой задачи, выполнить определенные действия и получить желаемый результат. Решение задачи – это маленькое исследование, которое требует и химической логики и не всегда стандартного решения. Каждый раз надо спрашивать, почему я поступил именно так, а не иначе? Решение задач на таких уроках способствует развитию как предметных так и метапредметных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;3.составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Познавательные УУД:
- анализировать;
- строить логическое рассуждение;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой.
- Все это мы сегодня вам продемонстрировали фрагментом урока “Решение задач на растворы” (математика + химия + технология).
Спасибо за внимание!