Цели:
- Предметные: Познакомить с произведением Л.Н. Толстого “Косточка”, биографией писателя. Продолжить учить воспринимать на слух художественное произведение, прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заголовку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выразительно и внимательно читать, определять жанр, находить в тексте строки, которые могут стать подписью к иллюстрации, объяснить значение слова горница, задавать вопросы к произведению.
- Метапредметные: Продолжить учить организовывать своё рабочее место, формулировать тему, цель урока, осуществлять самопроверку и взаимопроверку на уроке, работать в паре и группе. Формировать умения работать с текстом. Развивать речь, логическое мышление (внимание, память, анализ, синтез, воображение, творческие способности). Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).
- Личностные: Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. Воспитывать честность, чувство сопереживания;
Тип урока: Урок рефлексии.
Методическое сопровождение:
- Жёлтые листочки для рисования солнышка.
- Мультимедиа, презентация.
- Тексты, разрезанные на части для работы в группах.
Структура урока
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой:
Учитель: Скажите, пожалуйста, какой объект неживой природы поднимает нам настроение? (Солнце)
Давайте нарисуем солнышко. Поднимите руки те, у кого хорошее настроение. Итак, мы начинаем урок с хорошего настроения!
II. Актуализация знаний.
На экране: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. (Слайд 1)
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ученики: Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.
Учитель: Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого.
III. Тема, цель урока.
На доске: Л.Н. Толстой ... (“Косточка”)
Учитель: Отгадайте ребус, и вы узнаете название произведения. (Слайд 2)
Ученики: Мы познакомимся с произведением Л. Н. Толстого “Косточка” (Слайд 3)
Учитель: Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроке литературного чтения?
Ученики: Учимся работать с текстом.
Учитель: Какие умения мы приобретаем, работая с текстом?
Учитель с помощью учеников составляет на доске кластер:
Учитель: На предыдущих уроках мы учились пересказывать текст, составлять план к произведению. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?
Ученики: Задавать вопросы к тексту.
Учитель: Какова цель урока?
Ученики: Продолжить учиться работать с текстом. Учиться задавать вопросы к тексту.
IV. Работа по теме урока.
Знакомство с автором произведения.
Учитель: Некоторые люди помнят произведение, но не помнят автора. Как вы думаете, обязательно ли знать автора?
Ученики: Это невежливо по отношению к автору, который учит нас чему-либо, воспитывает и доставляет нам удовольствие.
Учитель: Давайте поближе познакомимся с писателем Л.Н. Толстым.
Выступления учеников. Портрет писателя (Слайд 4)
1 ученик: Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.
2 ученик: По своему происхождению Лев Толстой принадлежал к дворянскому роду.
В семье Льва Николаевича было 7 человек: мать – Мария Николаевна, отец – Николай Ильич и три брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария.
3 ученик: Родители Льва Толстого рано умерли. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.
4 ученик: Первым произведением Льва Толстого была повесть “Детство”, в которой описывались события из его жизни.
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения.
5 ученик: Произведения Льва Николаевича Толстого учат детей добрым и честным поступкам. Учат уважать старших и помогать им, учат жить в согласии. Учат быть дружными и не оставлять друга в беде. Учат оберегать своих домашних питомцев.
Знакомство с произведением. Работа по учебнику.
Учитель: По заголовку и иллюстрации предположите, о чём этот текст?
Ученики: Текст о мальчике, который ел сливы. Возможно, он проглотил сливу с косточкой.
Чтение текста учителем.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения?
Ученики: Да.
Учитель: Как вы думаете, к какому жанру относится произведение?
Ученики: Быль.
Учитель: Некоторые из вас затрудняются задавать вопросы к тексту. Как вы думаете, почему?
Ученики: Невнимательно читаем текст.
Самостоятельное чтение.
Учитель: Прочитайте текст внимательно. Подумайте, где в словах нужно поставить ударение.
V. Физкультминутка.
Анализ текста.
Учитель: Толстой написал, что Ваня “не удержался, схватил одну сливу и съел”. Почему писатель сказал “схватил”, а не взял”?
Ученики: Потому что он сделал это очень быстро. Ваня боялся, что его кто-нибудь заметит.
Учитель: Отвечая на вопрос отца, кто съел сливу, Ваня покраснел, как рак, и произнёс: “Нет, я не ел”. А когда мальчик узнал, что тот, кто проглотит косточку, - умрёт, он побледнел. Почему в одном случае Ваня покраснел, а в другом – побледнел?
Ученики: В первом случае ему стало стыдно. В другом случае – страшно.
Работа в паре (Слайд 5)
Учитель: Почему все засмеялись, а не рассердились? Обсудите с товарищем.
Ученики: Все засмеялись, потому что Ваня неожиданно признался. Им не жалко было сливу. Они лишь хотели научить Ваню говорить правду и слушаться взрослых.
Работа в группе. Самоконтроль.
Учитель: Из скольких частей состоит произведение?
Ученики: Из пяти, потому что в тексте пять красных строк.
Учитель: Ваша задача расположить все части по порядку. Проверьте себя по учебнику.
Учитель: Какими строками из произведения можно подписать иллюстрацию?
Ученики: “Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел”.
Развитие умения придумывать вопросы к тексту. Взаимоконтроль.
Учитель: Что значит читать выразительно?
Ученики: Соблюдать паузы после знаков препинания, выделять голосом слова, менять интонацию, правильно ставить ударение в словах, читать громко.
Учитель: Что значит читать внимательно?
Ученики: Читать без ошибок, понимать текст.
Выразительное и внимательное чтение текста учениками.
Учитель: Давайте попробуем прочитать текст выразительно и внимательно.
Несколько учеников выразительно читают текст по частям, другие – оценивают их выразительное и внимательное чтение. По ходу чтения ученики задают и отвечают на вопросы к тексту.
Учитель: Какие вопросы можно задать к тексту?
Приблизительные вопросы:
- Кто купил сливы? (Мать)
- Когда мать хотела дать детям сливы? (После обеда)
- Как зовут мальчика? (Ваня)
- Что делал Ваня у стола? (Ходил мимо слив. Нюхал сливы)
- Почему мальчик нюхал сливы? (Он их никогда не ел. Ему хотелось узнать, как они пахнут).
- Сколько слив съел Ваня? (Одну)
- Что значит слово: горница? (Комната)
- Что сделала мать перед обедом? (Сочла сливы)
- Что спросил отец за обедом? (“А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?”)
- Что ответил Ваня на вопрос отца? (“Нет, я не ел”)
- Как папа заставил мальчика признаться? (Он сказал, что, если кто не умеет есть сливы и проглотит косточку, то через день умрёт)
- Почему Ваня заплакал? (Он испугался. Ещё ему было стыдно, что он сказал неправду)
VI. Итог урока.
Учитель: С каким произведением мы познакомились? Чему учит Л. Толстой в этом произведении? Какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, добились ли мы поставленной цели? Поднимите руки те, кто считает, что он умеет задавать вопросы к тексту.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
Учитель: Поднимите руки те ученики, кто желает на следующем уроке подготовить выразительное чтение этого произведения? А кто желает приготовить пересказ этого произведения? Нарисовать иллюстрацию к тексту?
- Пересказ
- Выразительное чтение
- Иллюстрация
VIII. Рефлексия.
Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на солнышке глазки и улыбку, если у вас хорошее настроение.
Солнышки вывешиваются на доску.
Учитель: Спасибо за урок! (Слайд 6). Предлагаю вам оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить отметку в дневник.