Сложение и вычитание в пределах 10. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме "Сложение и вычитание в пределах 10".

Задачи: закрепить знание случаев сложения и вычитания в пределах десятка, знание компонентов при сложении, вычитании; составлять и решать прямые и обратные задачи; повторить составные части задачи, состав чисел в пределах 10; формировать умение сравнивать предметы по длине; способствовать развитию критического мышления, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; пробуждать интерес к математике через игру; содействовать воспитанию культуры поведения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (набор полосок из бумаги разной длины, карточки с примерами), учебник "Математика" 1 класс (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова УМК “Планета знаний”)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Кто хозяин на уроке? (Ученик) Кто помогает школьнику на уроке? (Учебник, тетрадь, ручка, карандаш) Готовы ли ваши помощники к уроку?

II. Постановка учебной задачи.

Учитель показывает слайд, на котором написано "Числа от 1 до10".

- Прочитайте тему нашего урока. Чему будет посвящен наш урок? Что вы повторите? (Ответы детей)

- Сегодня мы оправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть чему вы научились? Умеете ли вы решать примеры, задачи? А как надо себя вести в гостях? (повторяют правила этикета)

- Ребята, мы с вами пойдём по сказочной улице, где в своих домиках живут герои сказки "Белоснежка и семь гномов". Они и будут нам сегодня помогать путешествовать.

III. Актуализация знаний.

- Мы с вами сейчас отправимся в домик на нашей улице. Первый гномик нам предлагает сказочные вопросы и задания.

слайд 2 Гном - в руке конверт.

- Посчитайте до 10 в прямом и обратном порядке. (1 ученик начинает, а второй - продолжает.)

- Игра "Молчанка"

- слайд 3 примеры

  • 3+2,
  • 8+2,
  • 5+2,
  • 7+2,
  • 8-3,
  • 2-2,
  • 4+3,
  • 9-3,
  • 6-2,
  • 10-10

(Ребята записывают ответы в тетрадь).

Проверка в парах.

- А теперь, когда мы решили с вами примеры, продолжим нашу игру. Я задаю вопрос, а вы записываете ответ.

- Какое число следует за числом 7?

- Какое число стоит перед числом 6?

- Какое число больше 3 на 2?

- Какое число меньше 8 на 2?

Проверка с помощью карточек.

- Давайте скажем 1 гномику спасибо, попрощаемся с ним и отправимся к гномику, который живет в домике под номером 7.

слайд 4

- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться по этой стороне? (1, 3, 5)

- 2 гномик нам предлагает вот такое задание:

слайд 5

слагаемое 1 4 2 3 5 . .
слагаемое 9 6 8 . . 2 1
сумма . . . 9 8 9 7

- Из скольких граф состоит таблица? Как называются эти графы? Посмотрите на 1 столбик. Что известно? Что неизвестно? Как найти?

Вывод Как называются компоненты при сложении? Как найти 1 слагаемое? 2 слагаемое? Сумму?

- Ребята, посмотрите около этого домика рассыпаны листики. Но они не совсем обычные. На обратной стороне написаны примеры, которые нам надо с вами записать и решить .

(1 ученик читает пример, а 2 - записывает на доске.)

4 плюс 2; 6 минус 4; 5 увеличить на 3; 9 уменьшить на 4;1 слагаемое 4, 2 слагаемое 4, найти сумму; сумма чисел 6 и 4.

- Поблагодарим нашего помощника и отправимся дальше по нашей сказочной улице. Мы пройдём через мостик и окажемся на другой стороне улицы.

слайд 6

- 3 гномик нас должен уже ждать. Домики с какими номерами нам надо пройти? Но ему ужасно некогда и поэтому он оставил нам записку с заданием.

Практическая работа с геометрическим материалом.

(на партах лежат 2 полоски: красная и голубая)

- Какая полоска длиннее? короче? Как определили?

Вывод  Можно сравнивать предметы, накладывая друг на друга, измеряя с помощью линейки.

слайд 7

- А возле следующего домика растут деревья. А за ними - ещё 1 гномик. Какой по счёту? (4) Он нам показывает на деревья. И, по-моему, предлагает составить задачу. Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)

(С учителем дети составляют и решают задачу)

- У дома росло 2 сосны, а у моста на 4 больше. Сколько сосен росло у моста?

- Сделаем рисунок к нашей задаче. (1 ученик у доски)

- Что нам надо найти в задаче? Как найдем? Какой ответ мы запишем? Решение и ответ задачи запишите сами.(Ученик - у доски)

Взаимопроверка.

IV. Физминутка.

(под веселую музыку)

Вышли гномы как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Гномы дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон
Побежали гномы вон.

- А следующий наш помощник задумался и не знает как справиться с заданием. Давайте ему поможем.

слайд 8 таблица

Уменьшаемое 10 10 9 9 9 9
Вычитаемое 3 4 5 6 7 8
Разность . . . . . .

- Как называются компоненты при вычитании? Если неизвестна разность, а уменьшаемое и вычитаемое известны, как найдем разность?

- Запишите самостоятельно эти примеры в тетрадь. Работа в группах (взаимопроверка, взаимопомощь)

- Вот мы и помогли этому гномику.

- А сейчас мы отправимся в домик под номером 4. Опять конверт с заданием.

- Решение примеров в группах на листках (№ 5 стр.5)

- Проверка у доски решения примеров каждой группы. Обсуждение.

- Идём дальше в домик № 2. Этот гномик нам также приготовил задание.

(На доске) Задача.

  • Надо - 10 пр.
  • Решил - ... пр.
  • Осталось - ? пр.

- Скажите, сможем ли мы сразу решить задачу? Каких данных нам не хватает?

- Вместо точек вставьте любое число и решите самостоятельно.

Проверка.

- Вот мы и подошли к последнему домику. Это домик № 6 и гномик нас здесь уже ждёт. Он предлагает выбрать самого быстрого счётчика.

Тесты по вариантам. Запишите только ответы.

1  вариант 6+4 7+3 8+2 9-6 4-4 10-1 5+5 3+4 8-5 0-0 7-6
2 вариант 7-5 8-8 4+6 10-7 3+5 9-3 3+3 6-5 1-1 6+4 6-3

Самопроверка. (Ответы на доске)

- Итак, кто же быстро и без ошибок выполнил задание?

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- А сейчас мы с вами вернёмся к Белоснежке, поблагодарим её за своих помощников, за интересную экскурсию по сказочному городу. А Белоснежка приготовила вам призы за активную помощь в выполнении заданий.