Род имён существительных

Разделы: Начальная школа


Цель урока: освоение способа определения рода имён существительных.

Задачи урока: предметные ( составлять алгоритм определения рода имени существительного; актуализировать и упорядочить знания об имени существительном, других частях речи; научить определять другие части речи; учить видеть орфограммы корня, выделять их на письме, правильно писать слова, применяя соответствующие правила); метапредметные познавательные (способствовать развитию критического мышления; продолжить умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения отвечать на вопросы учителя; совершенствовать умение искать и находить информацию в различных текстах); регулятивные (формировать умения ставить цель и планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль, самооценку; адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей); коммуникативные (развивать умение общаться; развивать монологическую и диалогическую речь; умение работать в группах и парах); личностные (формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка; осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности).

Ожидаемые результаты: к концу работы над темой "Имя существительное" учащиеся должны: получить знания о части речи - имени существительном, о его роли; освоить алгоритм определения рода, числа, падежа, склонения имени существительного; уметь определять роль имени существительного в предложении; при работе в группе уметь анализировать свои ответы и своих товарищей; самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал, учебник "Русский язык" для 2 класса (автор Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина УМК “Планета знаний”), запись из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент, Психологический настрой.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть, видеть ваши улыбки и лица. Я думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. Какие звуки она обозначает? Давайте дадим характеристику этим звукам. Посмотрите из каких элементов состоит буква "эль". Запишите букву Л л, чередуя. А теперь посмотрите на следующую строку. Эта буква с другими буквами всегда пишется в нижнем соединении.

(записи на интерактивной доске)

2. Словарная работа.

слайд 1. (Л.сица, л.пата, лес.н.ца, лаг.рь.)

- Назовите словарные слова на букву л. Запишите их, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы корня. Устно задайте к ним вопросы. Какой частью речи они являются?

3. Знакомство с новым словарным словом.

- К нам пришел Человечек-Словарик и принес новое слово.

слайд 2 (д, е, б, о)

- Составьте из этих букв слово. Назовите его. Запишите в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную в корне. Проверьте ее. Значит, эту безударную гласную надо запомнить. Это словарное слово. Какой частью речи является это слово? Что вы о нем можете сказать? Придумайте однокоренные слова разных частей речи. (обед, обеденный, пообедать).

4. Дифференцированная работа обучающихся у доски.(3 чел.)

1) Разбери слова по составу, укажи части речи.

- Серенький, зашумела, кормушка, набежали, носик.

2) Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова. Найдите "лишнее" слово.

- Гр.за, п.ля, сн.жки, тр.ва, ос.нь, л.сной.

3) Вставь пропущенные буквы. Выдели орфограммы. Подчеркни имена существительные.

Пришла з.ма. (С) сев,ра (по)дул студёный вет.р. (С)неба (п.)сыпались сн.жинки.

5. Работа с предложением.

- Незнайка славится своей рассеянностью, то слова в предложении перепутает, то их рассыплет. Составьте из слов предложение.

Слайд 3 цветок весеннему потянулся к нежная солнышко

Потянулся в весеннему солнышку нежный цветок.

1. Выделите орфограммы.

2. Разберите предложение по членам предложения. Подпишите части речи.

д/в Как отличить предлоги от приставок?

6. Проверь себя!

- На партах у вас дидактический материал. Работаем в парах, а проверять будем в четверках. Будьте очень внимательными!

  • 1 вариант - укажите одушевленные имена существительные.
  • 2 вариант - укажите неодушевленные имена существительные.

Проверка работы в группах.

III. Целеполагание.

- Слова какой части речи у нас на уроке встречаются чаще? Что вы знаете о ней? Как вы думаете всё ли мы знаем об имени существительном? Мы с вами отправимся в путешествие по стране Морфологии вместе с Именем Существительным и научимся определять старинный род этой части речи.

IV. Открытие новых знаний.

1. - Послушайте сказку.

слайд 4

- Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его друзья, Гномики, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, а Существительное лежит и стонет.

- Что с тобой? - спрашивают они.

- Я заболело. А кто же поможет ребятам? Кто научит определять мой старинный род?

- Мы, - в один голос сказали Гномики.

- А как?

- Если это существительное женского рода, - сказал 1 Гномик, - нам помогут слова она, моя.

- Если мужского рода - он, мой.

- Если среднего рода - она, моя.

- Ой, друзья, большое спасибо, что вы меня выручили! Идите скорее и помогите ребятам разобраться!

2. Работа с таблицей.

слайд 5 таблица определения рода имени существительного (устно)

- Давайте Гномику поможем разобраться к какому роду относятся имена существительные.

V. Физминутка для глаз.

3. Игра "Забей мяч в свои ворота!"

слайд 6 (ворота - 3, а внизу слова - мячи, а над воротами написан род существительных)

- Забейте мячи в нужные ворота.

Проверка.

4. Вывод правила.

- А сейчас внимательно

Мы правило прочтём.
И всё, что мы узнали
Теперь мы назовём.

(на доске таблица с правилом)

5. Выполнение упражнений. (карточки )

- Закрепим с вами умения определять род имени существительного.

- Выпиши в каждый столбик по 3 имени существительного разного рода?

Проверка в парах.

- Как же определяли род имен существительных?

6. Творческая работа.

- Я предлагаю вам стать тоже сказочниками и составить предложение из 3-х слов, не связанных между собой. Можно добавлять другие слова, их изменять, но чтобы в одном предложении их было два.

слайд 7 мальчик, озеро, кисть

слайд 8 иллюстрации "Озеро"

- Посмотрите, какие красивые озёра. Где они находятся?

- А что может делать мальчик?

- Какие ещё можно взять два слова?

- Что можно нарисовать?

(на фоне музыки из цикла "Времена года" П.И.Чайковского дети в группах составляют предложения)

Презентация своих работ.

VI. Задание на дом.

- Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. Задание на дом тоже будет сказочным. Придумайте сказку на тему нашего урока.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- У вас на столе лежат лепестки ромашки. На белой стороне напишите часть речи, с которой вы работали на уроке, а на другой - напишите ответы на вопросы.

1. Что такое имя существительное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется имя существительное?