Цель урока: освоение способа определения рода имён существительных.
Задачи урока: предметные ( составлять алгоритм определения рода имени существительного; актуализировать и упорядочить знания об имени существительном, других частях речи; научить определять другие части речи; учить видеть орфограммы корня, выделять их на письме, правильно писать слова, применяя соответствующие правила); метапредметные познавательные (способствовать развитию критического мышления; продолжить умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения отвечать на вопросы учителя; совершенствовать умение искать и находить информацию в различных текстах); регулятивные (формировать умения ставить цель и планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль, самооценку; адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей); коммуникативные (развивать умение общаться; развивать монологическую и диалогическую речь; умение работать в группах и парах); личностные (формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка; осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности).
Ожидаемые результаты: к концу работы над темой "Имя существительное" учащиеся должны: получить знания о части речи - имени существительном, о его роли; освоить алгоритм определения рода, числа, падежа, склонения имени существительного; уметь определять роль имени существительного в предложении; при работе в группе уметь анализировать свои ответы и своих товарищей; самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал, учебник "Русский язык" для 2 класса (автор Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина УМК “Планета знаний”), запись из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент, Психологический настрой.
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть, видеть ваши улыбки и лица. Я думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. Какие звуки она обозначает? Давайте дадим характеристику этим звукам. Посмотрите из каких элементов состоит буква "эль". Запишите букву Л л, чередуя. А теперь посмотрите на следующую строку. Эта буква с другими буквами всегда пишется в нижнем соединении.
(записи на интерактивной доске)
2. Словарная работа.
слайд 1. (Л.сица, л.пата, лес.н.ца, лаг.рь.)
- Назовите словарные слова на букву л. Запишите их, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы корня. Устно задайте к ним вопросы. Какой частью речи они являются?
3. Знакомство с новым словарным словом.
- К нам пришел Человечек-Словарик и принес новое слово.
слайд 2 (д, е, б, о)
- Составьте из этих букв слово. Назовите его. Запишите в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную в корне. Проверьте ее. Значит, эту безударную гласную надо запомнить. Это словарное слово. Какой частью речи является это слово? Что вы о нем можете сказать? Придумайте однокоренные слова разных частей речи. (обед, обеденный, пообедать).
4. Дифференцированная работа обучающихся у доски.(3 чел.)
1) Разбери слова по составу, укажи части речи.
- Серенький, зашумела, кормушка, набежали, носик.
2) Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова. Найдите "лишнее" слово.
- Гр.за, п.ля, сн.жки, тр.ва, ос.нь, л.сной.
3) Вставь пропущенные буквы. Выдели орфограммы. Подчеркни имена существительные.
Пришла з.ма. (С) сев,ра (по)дул студёный вет.р. (С)неба (п.)сыпались сн.жинки.
5. Работа с предложением.
- Незнайка славится своей рассеянностью, то слова в предложении перепутает, то их рассыплет. Составьте из слов предложение.
Слайд 3 цветок весеннему потянулся к нежная солнышко
Потянулся в весеннему солнышку нежный цветок.
1. Выделите орфограммы.
2. Разберите предложение по членам предложения. Подпишите части речи.
д/в Как отличить предлоги от приставок?
6. Проверь себя!
- На партах у вас дидактический материал. Работаем в парах, а проверять будем в четверках. Будьте очень внимательными!
- 1 вариант - укажите одушевленные имена существительные.
- 2 вариант - укажите неодушевленные имена существительные.
Проверка работы в группах.
III. Целеполагание.
- Слова какой части речи у нас на уроке встречаются чаще? Что вы знаете о ней? Как вы думаете всё ли мы знаем об имени существительном? Мы с вами отправимся в путешествие по стране Морфологии вместе с Именем Существительным и научимся определять старинный род этой части речи.
IV. Открытие новых знаний.
1. - Послушайте сказку.
слайд 4
- Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его друзья, Гномики, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, а Существительное лежит и стонет.
- Что с тобой? - спрашивают они.
- Я заболело. А кто же поможет ребятам? Кто научит определять мой старинный род?
- Мы, - в один голос сказали Гномики.
- А как?
- Если это существительное женского рода, - сказал 1 Гномик, - нам помогут слова она, моя.
- Если мужского рода - он, мой.
- Если среднего рода - она, моя.
- Ой, друзья, большое спасибо, что вы меня выручили! Идите скорее и помогите ребятам разобраться!
2. Работа с таблицей.
слайд 5 таблица определения рода имени существительного (устно)
- Давайте Гномику поможем разобраться к какому роду относятся имена существительные.
V. Физминутка для глаз.
3. Игра "Забей мяч в свои ворота!"
слайд 6 (ворота - 3, а внизу слова - мячи, а над воротами написан род существительных)
- Забейте мячи в нужные ворота.
Проверка.
4. Вывод правила.
- А сейчас внимательно
Мы правило прочтём.
И всё, что мы узнали
Теперь мы назовём.
(на доске таблица с правилом)
5. Выполнение упражнений. (карточки )
- Закрепим с вами умения определять род имени существительного.
- Выпиши в каждый столбик по 3 имени существительного разного рода?
Проверка в парах.
- Как же определяли род имен существительных?
6. Творческая работа.
- Я предлагаю вам стать тоже сказочниками и составить предложение из 3-х слов, не связанных между собой. Можно добавлять другие слова, их изменять, но чтобы в одном предложении их было два.
слайд 7 мальчик, озеро, кисть
слайд 8 иллюстрации "Озеро"
- Посмотрите, какие красивые озёра. Где они находятся?
- А что может делать мальчик?
- Какие ещё можно взять два слова?
- Что можно нарисовать?
(на фоне музыки из цикла "Времена года" П.И.Чайковского дети в группах составляют предложения)
Презентация своих работ.
VI. Задание на дом.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. Задание на дом тоже будет сказочным. Придумайте сказку на тему нашего урока.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- У вас на столе лежат лепестки ромашки. На белой стороне напишите часть речи, с которой вы работали на уроке, а на другой - напишите ответы на вопросы.
1. Что такое имя существительное?
2. Что оно обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как изменяется имя существительное?