Цели:
- дать представления о стихийных явлениях в литосфере, раскрыть их причины и следствия;
- познакомить с распространением этих явлений на земном шаре;
- сформулировать правила личной безопасности в районах стихийных бедствий.
Задачи: познакомить учащихся с землетрясением; изучить причину землетрясения; сформировать понятия “эпицентр”, “очаг”; формировать представление о непрерывном развитии земной коры; изучить основные характеристики землетрясений, показать опасность землетрясений для жизни людей и хозяйственной деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Оборудование: Физическая карта мира, атлас, контурная карта, презентация, компьютер, проектор, экран, дидактический материал, справочники и энциклопедии.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. Я буду называть предметы, а вы проверьте их наличие: Учебник, тетрадь, атлас, дневник, пенал. Вы готовы!
II. Проверка домашнего задания географический диктант.
1. Географический диктант.
Используется интерактивная доска, вопросы написаны с левой стороны, а ответы с правой, закрытые шторкой, для проверки шторку открывают.
- Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)
- Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)
- Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)
- Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)
- Земля состоит из ... (трех) слоев.
- Внутри Земли находится ... (ядро).
- В раскаленном до 2000 °С и более находятся ... (мантия и ядро).
- Верхняя оболочка Земли. (Литосфера)
- Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)
- Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)
- Какой слой горных пород отсутствуют в океанической земной коре? (Гранитный.)
- Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)
- Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)
- Вычислимте температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000 : 100 = 10; 10 ? 3 = 30; 30 – 20 = 10°С.)
2. Изучение нового материала
Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:
“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные...Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.
3. Вопросы для обсуждения:
Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)
Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).
Сформулируйте тему урока. (тема урока – “Землетрясения”).
Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие вопросы нужно ответить?
В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока:
- Причины землетрясений.
- Как происходит землетрясение.
- Меры безопасности при землетрясениях.
Тема урока и вопросы плана вывешиваются на доску.
III. Работа в группах
У нас сегодня не простой урок, а научно-практическая конференция, на которой присутствуют ученые-сейсмологи. Кто такие сейсмологи? (ученые, изучающие движение земной коры).
Вопросами конференции являются вопросы плана, зафиксированные на доске.
Класс делится на группы:
1 группа – геологи - они рассказывают о причинах возникновения землетрясений, используя приготовленные справочники и энциклопедии.
План выступления:
- Что такое землетрясение
- Причины возникновения
- Что такое очаг землетрясения
- Что такое эпицентр землетрясения
2 группа – сейсмологи – они изучали землетрясения на местности, и расскажут о том, как они происходят, используя текст учебника, схему “Землетрясения”, вопросы с заданиями:
- Каким прибором измеряется землетрясение?
- Как известно, сила землетрясения оценивается в баллах. Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов.
- Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?
Как же предсказать грозящее бедствие?
Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.
Признаки близкого землетрясения:
- резкое изменение уровня воды в водоемах или ее помутнение;
- запах газа в районах, где раньше этого не было;
- беспокойство птиц и домашних животных;
- слабые толчки земной поверхности;
- нарушение работы радио, телеграфа, электромагнитных приборов;
- телевизоры берут программы других стран.
В Японии очень часто происходит землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно , мечутся, выбрасываются из воды.
В Индонезии растёт королевская примула – замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.
Перед выступлением представителей третьей группы включается видеосюжет об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.
Очень важно знать любому человеку правила безлопастного поведения во время землетрясения.
3 группа – спасатели они расскажут о том, как необходимо себя вести во время чрезвычайных ситуаций. Свой рассказ они иллюстрируют схематическими рисунками, которые показывают, что надо делать при землетрясениях, а что категорически запрещено.
На подготовку дается 5 минут.
4. Презентация материала группами
Учащиеся - представители от каждой группы делают сообщение по заданной теме, остальные участники конференции слушают и задают вопросы.
Перед выступлением представителей третьей группы включается презентация об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.
5. Закрепление изученного материала на практике
А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях).
Включается аудиозапись: “Внимание! Внимание! В районе нашего населенного пункта отмечаются подземные толчки! Примите меры предосторожности!”
Учащиеся должны продемонстрировать знания действий при чрезвычайных ситуациях.
После игрового момента необходимо проанализировать действия учащихся.
6. Рефлексия
- Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой вначале урока?
- Существуют ли живые сейсмографы?
- Где растет “Цветок смерти”?
- Я хочу узнать, как изменилось ваше настроение в конце урока? (смайлики)
Оценивание, выставление оценок за работу на уроке (дневники).
Домашнее задание: провести тренировочное задание дома с членами своей семьи.