Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.

Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся? (Презентация 1)

Современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • создание ситуации успеха;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • нестандартные формы проведения урока;
  • гибкая система поощрения и порицания;
  • использование информационных технологий;
  • использование игровых технологий.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.

Урок музыки – урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали, т.к. любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • «мозговой штурм» (поиск идей, путей решения творческой задачи);
  • метод размышления о музыке;
  • метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
  • метод музыкальных обобщений;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод проблемного изложения материала;
  • метод интонирования;
  • метод моделирования художественного процесса;
  • метод интонационно – стилевого анализа;
  • метод импровизации;
  • метод творческих заданий.

Формирование познавательной мотивации на уроке музыки происходит через различные виды музыкальной деятельности:

  • слушание музыки (осознанное её восприятие);
  • хоровое, ансамблевое, сольное пение;
  • музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, дирижирование; 
  • импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); 
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • инсценировка песен;
  • музыкальные игры.

Игровая деятельность

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность обучающихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу. Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем обучающимся независимо от их индивидуальных особенностей.
Во время игры происходит свободное общение обучающихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе.
Для обучающихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор.

Использование ИКТ

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Урок с использованием ИКТ всегда наглядный, красочный, информативный, экономит время учителя и ученика.
На помощь учителю приходят цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это объекты, предназначенные для образовательных целей, представленные в цифровом (электронном) виде, доступные для использования.
Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю сама или пользуюсь специальными сайтами (например: http://school-collection.edu.ru/).
В своей работе я использую:

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.);

Звуковые фонограммы песен («плюсовки» и «минусовки»);

Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения).

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Использование интерактивной доски также является средством, способствующим повышению мотивации к обучению у школьников. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами. С использованием интерактивной доски  уроки стали интереснее, дети внимательнее и поэтому лучше понимают и быстрее запоминают материал.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках музыки способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости обучающихся, умению самостоятельного поиска информации.
Стоит заметить, что процесс подготовки урока учителем стал трудоемким. Но все же это того стоит.

Также на своих уроках я использую такие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях проблемной ситуации:

  • Написание мини-сочинения, размышления о музыке;
  • Выполнение докладов, рефератов;
  • Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.
  • Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.
  • «Рисуем музыку» – изображение музыкального образа, наглядности к песням.
  • Составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты.
  • Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.
  • Проведение музыкально-дидактических игр.
  • Инсценирование песен, театрализация.
  • Сочинение инструментального сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах.
  •  Занимательная музыка – задания, способствующие развитию творческой фантазии (стихи, сказки, игры).
  •  Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа).
  •  Загадко-творчество (отгадать, сочинить).
  • Проектная деятельность.

Использование метода проектов

В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся  (индивидуальную, парную, групповую). Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, музыкальных игр и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).В ходе выполнения проекта ребенок оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.  Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.

Участие в конкурсах

Конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей детей. Конкурсы детского творчества способствуют развитию детского художественного творчества, повышению уровня художественно-эстетического воспитания учащихся, возможности демонстрации учащимися своих творческих результатов.
На протяжении нескольких лет, я вместе с учащимися участвую в конкурсах детского художественного творчества в номинациях «Вокал» и «Хор», подготовила победителей и призеров различного уровня.
Участие в конкурсах вызывает у обучающихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к изучению предмета, развивается художественно-творческое мышление, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку.
Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей работы и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя.