Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Но прежде, чем предложить детям эти замечательные игры, необходимо подготовить воспитателей – познакомить их с играми, показать, как на практике можно применять при проведении НОД и в культурных практиках, предложить самостоятельно освоить правила этих игр. Этому и посвящено наше районное методическое объединение.
Цель: знакомство педагогов города с игровыми технологиями В.В.Воскобовича, направленное на реализацию задач по сенсорному и интеллектуальному развитию детей младшего и среднего возраста.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я приветствую вас на нашем втором районом методическом объединении для воспитателей младшего и среднего возраста. Нашу встречу я хотела бы начать с игрового упражнения “Ваша ассоциация”.
Я вам называю слово, а вы отвечаете тем словом, которое первым в ответ приходит вам в голову. Главное и едва ли не единственное правило – отвечать нужно сразу, не задумываясь, не анализируя, не вдаваясь в поиски логически оправданного варианта.
Эти слова мы будем записывать в столбик.
- Первое слово “Тренинг”,
- второе слово “Сенсорика”,
немного усложним правила игры, и третьим я предлагаю словосочетание “Культурная практика”.
А теперь давайте с вами посмотрим, какое же определение этих слов дают нам словари.
Большой энциклопедический словарь.
Тренинг - Система, режим тренировок.
Сенсомрика (от лат. sensus, “восприятие”) — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий
Культурная практика - К сожалению, не найдено ни одной записи, удовлетворяющей запросу.
Обратимся к специальной литературе.
Тренинг - один из видов интерактивного обучения. Тренинги, как правило, включают в себя ролевые игры, командную / групповую работу, выполнение практических заданий, провокации, мозговые штурмы. Это самая лучшая форма приобретения навыков, взгляда “со стороны”, обмена практическими наработками. И в ходе тренинга люди имеют возможность не только получить новые знания, но и применить их на практике, понять, стоит ли пользоваться новыми наработками и в каком виде.
Сенсорика.
В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии раздражителей, выполняемая при помощи сенсорной системы.
В соционике сенсорика — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов “белая сенсорика” (информация об ощущении) и “чёрная сенсорика” (информация о форме).
В технике сенсорика — совокупность первичных преобразователей, сенсоров, преобразующих внешнее воздействие, являющееся контролируемым параметром, в удобный для обработки сигнал.
В педагогике - сенсорика –
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Культурная практика - – разнообразные виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности, основанные на текущих и перспективных индивидуальных интересах воспитанников.
Виды культурных практик:
- Совместная игра воспитателя и детей
- Творческая мастерская
- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг
- Детский досуг
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
Давайте сделаем вывод, так чем же сегодня мы с вами будем заниматься?
Какова форма нашего объединения? Конечно - это тренинг по сенсорному развитию с использованием культурных практик на основе технологий В.В.Воскобовича.
План нашего тренинга:
- просмотр сенсорного и интеллектуального тренинга в средней группе
- на тему: “Приключения на Таинственном острове” воспитатель Фирстова В.В.
- мастер-класс на тему: “Использование развивающих игр Воскобовича для сенсорного и интеллектуального развития детей младшего и среднего дошкольного возраста” воспитатель Ягодарова С. А.
- обсуждение просмотренных мероприятий.
- решение РМО.
Цель: Формировать становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений).
Задачи:
- Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов).
- Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Материал и оборудование: медийное оборудование для показа , видео – попугай, путешествие по морю, пират.
коврограф, карточки: “7 гномов”, “Лев, Павлин, Лань, Пони”, игра “Кораблик “Брызг-брызг”, игра “Квадрат Воскобовича”, игра “Черепашки”, картинка –пазл “Ключ”, ключ, сундук, шоколадные монеты.
раздаточный материал по количеству детей: “Игровизор”, схема “грибок”, шнуровальный планшет “Малыш”.
Ход игры
- Ребята, сегодня такое замечательное утро, у нас гости и мне захотелось, чтобы вы научили их играть в игру “Выходи подружка””, вы помните правила игры?
Верно, вначале нам надо выбрать ведущего. Выберем мы его с помощью нашей любимой считалки про гномов. Алиса, вставай около коврографа и расставляй гномов, чтобы мы никого из них не забыли. А Ярослава будет выбирать ведущего, ну а мы хором будем говорить считалку.
Начинаем считалку “Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе....”
- Что случилось, Алиса? Нет гнома Фи? А куда же он подевался?
Ищем с детьми карточку с гномом.
На экране появляется попугай :
“Вам послание от пиратов, ваш гном Фи у нас! Если хотите его спасти, отправляйтесь на Таинственный остров!”
- Что же нам делать? Вы не испугаетесь, путешествия на далекий остров?
А на чем же мы туда отправимся? Да, удобнее всего на кораблике “Брызг – брызг”. Для начала – поднять паруса!
Вы знаете, что паруса на кораблике расположены по цветам радуги, и отличаются высотой: первая мачта - самая низкая и парус на ней красный, вторая – низкая, паруса - оранжевые, третья – ниже средней, паруса желтые, четвертая - средняя, паруса - зелные, пятая – выше средней, паруса голубые, шестая - высокая, паруса синие, седьмая – самая высокая, паруса фиолетовые.
Последовательность цветов нам напомнят наши гномы: “Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи”.
Определяю детям, паруса какого цвета они будут прикреплять по ходу работы, спрашиваю у детей “Сколько парусов ты поставил?”
- Вот и здорово! Кораблю готов к отплытию! давайте возьмемся за руки, и вперед к приключениям!
Вот и Таинственный остров. И здесь нам встречают, наши старые знакомые – Лев, Павлин, Лань и Пони. Посмотрите, какой интересный сундук, что интересно в нем лежит?
Видеопослание “Вы оказались храбрыми детьми, раз не побоялись пуститься в далекое плавание. Теперь узнаем, какие сообразительные и умелые! Вам надо открыть сундук, в нем спрятан ваш друг гном Фи. А ключ от сундука я разделил на 4 части и получить их вы сможете, только если выполните задание от каждого жителя Таинственного острова”
Попробуем справиться с заданием? Докажем пирату, что мы умные и сообразительные?
Вы готовы? Для того, чтобы быстрее освободить Гнома, мы будем выполнять часть заданий все вместе, а часть только некоторые из вас.
Под сундуком конверты с заданиями.
Первое задание от Льва – Лев ждет гостей – летучую мышку и мышку норушку. Давайте выложим каждого гостя из двухцветного квадрата, задание выполняют все дети. Лев благодарит вас.
После выполнения каждого задания в конвертах находим части ключа в виде пазла, который собираем в центре коврографа.
А Павлин просит нас расставить черепашек по цветам радуги – отдельно больших, средних и маленьких. Выполнить это задание попробуют Лаура, Пакизат, Алиса. Выберите, какого размера черепашек вы будете собирать и не забывайте, что последовательность цветов вам напомнят гномы из считалки.
Пони очень любит собирать грибы и просит вас найти и нарисовать все грибочки с помощью Игровизора.
Дети обводят по контуру 4 гриба. Задание выполняют остальные дети.
Пальчиковая гимнастика с Гонзиками “Паучок”
А Лань готовится к празднику, ей надо много флажков для украшения. И она просит вас изготовить такие флажки с помощью шнуровального планшета “Малыш”. Задание выполняют все дети, сидя на ковре.
“Начинаем движение выныриванием из левого нижнего угла – два шага вверх, огибаем; один шаг вправо, огибаем; один шаг вниз ,огибаем; и один шаг влево – ныряем. Вот и флаги для Лани.
Посмотрите, все части ключа у нас давайте его соберем. Складываем ключ, превращаем его в настоящий.?
Открываем сундук – там гном Фи. Ура!
Молодцы, ребята. Алиса, поставь гнома к его товарищам. Вставайте в круг, считалкой выбираем ведущего и проводим игру “Выходи, подружка”.
Дети бегут по кругу, держась за руки. “Ведущий” - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – “ведущий” пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой “ведущий”:
Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
Нас в кружок приглашай
И меня выбирай!
Видеообращение от пирата.
“Ребята, вы такие дружные, умные и умелые. Мне очень стыдно, что я прятал вашего друга гнома Фи, простите меня. Я больше так не буду! И у меня для вас подарок, посмотрите в сундуке, лежат волшебные монеты. Возьмите по монете, закройте глаза, скажите свою волшебную считалку и вы попадете в ваш детский сад!”
Достаем монеты из сундука, произносим считалку“Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи”.
Посмотрите, ребята, мы опять в нашем детском саду, и гости наши тоже здесь. Кому из наших друзей вам больше всего понравилось помогать?
После просмотра культурной практики участникам РМО принимают участие в мастер классе.
Мастер-класс “Использование развивающих игр Воскобовича для сенсорного и интеллектуального развития детей младшего и среднего дошкольного возраста”
Презентация к мастер-классу - Приложение 3.
Затем происходит обсуждение увиденного и принимается решение РМО.