УМК: система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Проблема, сформулированная обучающимися: Почему дети так много занятий пропускают по болезни? Возможно ли эту проблему решить своими силами?
Цель проекта для обучающихся: самостоятельное выведение правил здорового образа жизни.
Цель проекта для учителя: создание условий для реализации поставленной цели, способствование появлению желания вести здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Личностные: установка на безопасный здоровый образ жизни; знание правил здорового образа жизни; ориентация на успех в учебной деятельности.
Предметные: знания о мерах профилактики заболеваний, выведение составных частей здорового образа жизни, факторов, отрицательно влияющих на здоровье.
Метапредметные:
- Коммуникативные: обсуждение полученных результатов проектных групп и способов их объединения в одно целое открытие; умение взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль); грамотно задавать вопросы; строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; строить речевое высказывание в устной форме.
- Познавательные: способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах; уметь осуществлять анализ, выдвигать гипотезы, доказывать их и опровергать; устанавливать аналогии.
- Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планировать и осуществлять работу по реализации проекта; устанавливать причинно-следственные связи в объектах и явлениях; организовывать свою деятельность (постановка цели, составление плана действий по её реализации, распределение ролей, осуществление самооценки и взаимооценки).
Типология проекта, реализуемого в рамках урока
- По доминирующей в проекте деятельности — информационный
- По предметно-содержательной области — окружающий мир
- По продолжительности — урок
- По количеству участников: коллективный
- По продолжительности: краткосрочный
Оборудование: таблицы, иллюстрации, дополнительная информационная литература, компьютерная презентация
Краткий комментарий к этапам урока:
1 этап – мотивационный, погружение в проект
Целью подготовительного этапа является мотивация обучающихся на изучение темы значимости и укрепления здоровья.
Задачи этапа:
- выяснить первоначальные представления обучающихся о том, что такое здоровье;
- погрузиться в проект.
На данном этапе организуется обсуждение слов Сократа «Здоровье – не всё, а всё без здоровья – ничего». Детям в ходе парной работы предлагается подумать о том, что такое здоровье. По ходу выступлений пар составляется кластер «Здоровье – это»).
Далее учитель сообщает, что существует наука о здоровье – валеология. Тем не менее, больных людей много, практически каждый страдает какими-то заболеваниями. Врачи нашей гимназии регулярно проводят осмотры обучающихся. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней. Детям предлагается проанализировать данные школьных врачей и составить список самых распространённых болезней среди гимназистов. В ходе групповой работы обучающиеся выявляют, что 1-2 места в «школьном списке болезней» занимают болезни позвоночника и нервные расстройства. 3-е место занимает нарушение зрения.
2 этап – планирование проекта
Цель этапа: пооперационная проработка проекта с указанием сроков, действий и результатов деятельности.
Задачи:
- ознакомить участников проекта с планом деятельности и сроками выполнения проектных заданий;
- определить источники информации, способы сбора и анализа информации, виды проектного продукта и способы его презентации;
- установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса проектной работы;
- распределить обязанности между участниками проекта.
Реализация данного этапа начинается с проблемного вопроса учителя: «Можем ли мы изменить ситуацию? Что необходимо сделать, чтобы люди меньше болели?» В ходе совместной беседы дети предлагают выяснить, что влияет на здоровье, что нужно, чтобы не болеть, какие правила ЗОЖ нужно соблюдать. Далее формулируется гипотеза проекта: если мы будем знать правила здорового образа жизни, то это поможет нам управлять своим здоровьем и быть всегда здоровыми. Учитель предлагает детям объединиться в группы, распределить роли и поразмышлять, что необходимо знать каждому, чтобы быть здоровым. В качестве проектного продукта решено вывести правила здорового образа жизни.
3 этап – реализация проекта
Цель этапа: разработка и решение проектных заданий.
Задачи:
- организовать самостоятельную работу обучающихся по решению задач проекта;
- организовать промежуточное обсуждение полученных данных в группе.
На данном этапе проектной деятельности каждая группа выбирает для изучения орган или систему органов нашего организма и выяснить, какие правила необходимо соблюдать, чтобы он (они) всегда был (были) здоровы. Для полноценной работы групп разрешается использовать любые информационные источники: учебные тексты, справочники, энциклопедии, памятки и брошюры, подобранные школьным библиотекарем.
4 этап – оформление результата
Цель этапа: подготовка результатов проектной деятельности к представлению.
Задача этапа: подготовить презентационный материал и его представить.
Дети обсуждают своё представление результата работы в группе (продукта), на листах А4 оформляют правила здорового образа жизни.
5 этап – презентация результата
Цель этапа: презентация результатов проектной деятельности.
Задача: организовать выступление обучающихся с презентацией результатов проектной деятельности.
Дети представляют результаты совместной деятельности. В результате сформулированы коллективные Правила здорового образа жизни. Делается вывод: важно помнить, что здоровье в руках каждого из нас, о нём нужно заботиться, начиная с юных лет. Правила, составленные в ходе коллективной работы, предлагается поместить в классный уголок.
6 этап – рефлексия
Цель этапа: оценить процесс и результаты деятельности.
Задачи этапа:
- обсудить результаты проектной деятельности в ходе итоговой дискуссии;
- организовать самоанализ проектной деятельности участниками проекта.
В ходе коллективной беседы обучающиеся осуществляют оценивание своей деятельности и её результативности с помощью вопросов учителя:
- Достигнута ли поставленная цель?
- Какой вопрос хочется задать классу?
- Какой вывод следует сделать каждому?
- Что расскажете своим близким о нашем проекте?
- Может ли наш проект помочь другим? Как?
- У кого появилось желание более подробно изучить своё здоровье?
Этапы работы |
Содержание работы |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
I. Подготовительный этап (погружение в проект) |
С помощью приёма «информационной недостаточности» организует парную работу обучающихся. Организует групповую работу для анализа информации школьных врачей. Наблюдает за работой групп. |
Обдумывают возникшую проблемную ситуацию, обсуждают её с соседом по парте. Составляют кластер «Здоровье – это». Анализируют информацию, полученную от школьного врача, делают выводы-предположения. |
Личностные: установка на безопасный здоровый образ жизни, ориентация на успех в учебной деятельности. |
II. Проектирование |
Ставит проблемный вопрос.
|
Формируются группы по реализации проекта. Обсуждают в группах проблемные вопросы, предлагают решения проблемы, планируют деятельность. Формулируют гипотезу. |
Регулятивные: планирование и осуществление работы по реализации проекта. |
III. Исследовательский этап (осуществление деятельности по реализации проекта) |
Наблюдает за работой групп, поддерживает и направляет процесс анализа информации. |
Осуществляют поиск информации из книг, учебников, Интернета.
|
Личностные: знание правил здорового образа жизни. |
IV. Оформление результата |
Организует представление результатов проектной деятельности
|
Обсуждают свое представления результата работы в группе |
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу. |
V. Презентация результата |
Выступает в качестве эксперта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов деятельности каждой группы на основе заполненных рефлексивных карт (Приложение 1) |
Представление работ, выполненных в группах. Каждая группа презентует результаты своей работы. |
Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать собеседника, грамотно задавать вопросы. |
VI. Рефлексивный этап |
Подводит итоги работы над проектом, указывает на положительные моменты, неиспользованные возможности, качество отчета |
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: |
Регулятивные: оценка, самооценка. |