Организация проектной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа


УМК: система  Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Проблема, сформулированная обучающимися: Почему дети так много занятий пропускают по болезни? Возможно ли эту проблему решить своими силами?

Цель проекта для  обучающихся: самостоятельное выведение правил здорового образа жизни.

Цель проекта для учителя: создание условий для реализации поставленной цели, способствование появлению желания вести здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:

Личностные: установка на безопасный здоровый образ жизни; знание правил здорового образа жизни; ориентация на успех в учебной деятельности.

Предметные: знания о мерах профилактики заболеваний, выведение составных частей здорового образа жизни, факторов, отрицательно влияющих на здоровье.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: обсуждение полученных результатов проектных групп и способов их объединения в одно целое открытие;  умение взаимодействовать с учителем и коллективом (слушать собеседника, излагать своё мнение, уметь договариваться, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль); грамотно задавать вопросы; строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; строить речевое высказывание в устной форме.
  • Познавательные: способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах; уметь осуществлять анализ, выдвигать гипотезы, доказывать их и опровергать; устанавливать аналогии.
  • Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планировать и осуществлять работу по реализации проекта; устанавливать причинно-следственные связи в объектах и явлениях; организовывать свою деятельность (постановка цели, составление плана действий по её реализации, распределение ролей, осуществление самооценки и взаимооценки).

Типология проекта, реализуемого в рамках урока

  • По доминирующей в проекте деятельности — информационный
  • По предметно-содержательной области — окружающий мир
  • По продолжительности — урок
  • По количеству участников: коллективный
  • По продолжительности: краткосрочный

Оборудование: таблицы, иллюстрации, дополнительная информационная литература, компьютерная презентация

Краткий комментарий к этапам урока:

1 этап – мотивационный, погружение в проект

Целью подготовительного этапа является мотивация обучающихся на изучение темы значимости и укрепления здоровья. 

Задачи этапа:

  • выяснить первоначальные представления обучающихся о том, что такое здоровье;
  • погрузиться в проект.

На данном этапе  организуется обсуждение слов Сократа «Здоровье – не всё, а всё без здоровья – ничего». Детям в ходе парной работы предлагается подумать о том, что такое здоровье. По ходу выступлений пар составляется кластер «Здоровье – это»).
Далее учитель сообщает, что существует наука о здоровье – валеология. Тем не менее, больных людей много, практически каждый страдает какими-то заболеваниями. Врачи нашей гимназии регулярно проводят осмотры обучающихся. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней. Детям предлагается проанализировать данные школьных врачей и составить список самых распространённых болезней среди гимназистов. В ходе групповой работы обучающиеся выявляют, что 1-2 места в «школьном списке болезней» занимают болезни позвоночника и нервные расстройства. 3-е место занимает нарушение зрения.

2 этап – планирование проекта

Цель этапа: пооперационная проработка проекта с указанием  сроков, действий и результатов деятельности.

Задачи:

  • ознакомить участников проекта с планом деятельности и сроками выполнения проектных заданий;
  • определить источники информации, способы сбора и анализа информации, виды проектного продукта и способы его презентации;
  • установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса проектной работы;
  • распределить обязанности между участниками проекта.

Реализация данного этапа начинается с проблемного вопроса учителя: «Можем ли мы изменить ситуацию? Что необходимо сделать, чтобы люди меньше болели?» В ходе совместной беседы дети предлагают выяснить, что влияет на здоровье, что нужно, чтобы не болеть, какие правила ЗОЖ нужно соблюдать. Далее формулируется гипотеза проекта: если мы будем знать правила здорового образа жизни, то это поможет нам управлять своим здоровьем и быть всегда здоровыми. Учитель предлагает детям  объединиться в группы, распределить роли и поразмышлять, что необходимо знать каждому, чтобы быть здоровым. В качестве проектного продукта решено вывести правила здорового образа жизни.

3 этап – реализация  проекта

Цель  этапа: разработка и решение проектных заданий.

Задачи:

  • организовать самостоятельную работу обучающихся по решению задач проекта;
  • организовать промежуточное обсуждение полученных данных в группе.

На данном этапе проектной деятельности каждая группа выбирает для изучения орган или систему органов нашего организма и выяснить, какие правила необходимо соблюдать, чтобы он (они) всегда был (были) здоровы. Для полноценной работы групп разрешается использовать любые информационные источники: учебные тексты, справочники, энциклопедии, памятки и брошюры, подобранные школьным библиотекарем.

4 этап – оформление результата

Цель этапа: подготовка результатов проектной деятельности к представлению.

Задача этапа: подготовить презентационный материал и его представить.

Дети обсуждают своё представление результата работы в группе (продукта), на листах А4 оформляют правила здорового образа жизни.

5 этап – презентация результата

Цель этапа: презентация результатов проектной деятельности.

Задача: организовать выступление обучающихся с презентацией результатов проектной деятельности.

Дети представляют результаты совместной деятельности. В результате сформулированы коллективные Правила здорового образа жизни. Делается вывод: важно помнить, что здоровье в руках каждого из нас, о нём нужно заботиться, начиная с юных лет. Правила, составленные в ходе коллективной работы, предлагается поместить в классный уголок.

6 этап – рефлексия           

Цель этапа: оценить процесс и результаты деятельности.

Задачи этапа:

  • обсудить результаты проектной деятельности в ходе итоговой дискуссии;
  • организовать самоанализ проектной деятельности участниками проекта.

В ходе коллективной беседы обучающиеся осуществляют оценивание своей деятельности и её результативности с помощью вопросов учителя:

  • Достигнута ли поставленная цель?
  • Какой вопрос хочется задать классу?
  • Какой вывод следует сделать каждому?
  • Что расскажете своим близким о нашем проекте?
  • Может ли наш проект помочь другим? Как?
  • У кого появилось желание более подробно изучить своё здоровье?

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Подготовительный этап (погружение в проект)

С помощью приёма «информационной недостаточности» организует парную работу обучающихся.
Фиксирует ответы детей на доске.

Организует групповую работу для анализа информации школьных врачей. Наблюдает за работой групп.

Обдумывают возникшую проблемную ситуацию, обсуждают её с соседом по парте. Составляют кластер «Здоровье – это».

Анализируют информацию, полученную от школьного врача, делают выводы-предположения.
Составляют список самых распространённых болезней нашей школы.

Личностные: установка на безопасный здоровый образ жизни, ориентация на успех в учебной деятельности.
Коммуникативные: умение взаимодействовать с учителем и коллективом.
Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные: уметь осуществлять анализ; умение работать с информацией.

II. Проектирование
(планирование деятельности)

Ставит проблемный вопрос.
Направляет деятельность детей.
Помогает сформулировать гипотезу.
Предлагает учащимся зафиксировать роли в группах и спланировать деятельность по решению проблемы.

 

 

Формируются группы по реализации проекта. Обсуждают в группах проблемные вопросы, предлагают решения проблемы, планируют деятельность. Формулируют гипотезу.
Читают информацию в учебнике. Предлагают  вывести  правила здорового образа жизни.

Регулятивные: планирование и осуществление работы по реализации проекта.
Коммуникативные: грамотно задавать вопросы; строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные: осуществлять поиск информации для решения разнообразных задач; умение выдвигать гипотезы.

III. Исследовательский этап (осуществление деятельности по реализации проекта)

Наблюдает за работой групп, поддерживает  и направляет процесс анализа информации.
Координирует деятельность детей, отвечает на вопросы учащихся
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
Направляет процесс защиты (если необходимо).
Задает вопросы в роли рядового участника.

Осуществляют поиск информации из книг, учебников, Интернета.
Отбирают  информацию, систематизируют подобранный материал.
 Продумывают, какой получат  продукт групповой работы (формулирование правила).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных  данных в группах.
Участвуют в коллективном анализе  по выполнению проекта, выясняют причины успехов, неудач.

 

Личностные: знание правил здорового образа жизни.
Предметные: знания о мерах профилактики заболеваний; выделение составных частей здорового образа жизни, факторов, отрицательно влияющих на здоровье.
Коммуникативные: умение договариваться, грамотно задавать вопросы, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные: способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах.

IV. Оформление результата

Организует представление результатов проектной деятельности

 

 

Обсуждают свое представления результата работы в группе
(продукта).
Репетируют представление результата работы в группе.
На листах форматаА4 оформляют Правила здорового образа жизни (с использованием аппликаций, рисунков).

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; строить речевое высказывание в устной форме.

V. Презентация результата

Выступает в качестве эксперта.
Заполняет рефлексивную карту.

Участвует в  коллективном анализе  и оценке результатов деятельности каждой группы на основе заполненных рефлексивных карт  (Приложение 1)

Представление  работ, выполненных в группах. Каждая группа презентует результаты своей работы.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать собеседника, грамотно задавать вопросы.

VI. Рефлексивный этап
(оценка результатов и процесса деятельности).

Подводит итоги работы над проектом, указывает на положительные моменты, неиспользованные возможности, качество отчета
– Достигнута ли  поставленная цель?
– Какой вопрос хочется задать классу?
– Какой вывод следует сделать каждому?
– Что расскажете своим близким о нашем проекте?
– Может ли наш проект помочь другим? Как?
– У кого появилось желание сделать валеологический самоанализ  «Какое у тебя здоровье и как оно зависит от твоего образа  жизни?».

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
– коллективного обсуждения;
– самоанализа;
–  оценивание умений: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность.

Регулятивные: оценка, самооценка.
Коммуникативные: обсуждение полученных результатов проектных групп и способов их объединения в одно целое открытие.

Приложение 1