Цели урока:
- Обучающие – способствовать повторению формулы для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда; обучению применять формулы для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда для решения прикладных задач.
- Развивающие – развивать творческую активность учащихся, их познавательную деятельность, логическое мышление, память, умение работать в проблемной ситуации, добиваться умения правильно, последовательно, рационально излагать свои мысли, способствовать реализации межпредметных связей, в том числе связи с профессией.
- Воспитательные – воспитывать стремление к самосовершенствованию, трудолюбие, воспитывать активность, содействовать побуждению интереса к математике, способствовать расширению кругозора учащихся, повышению уровня их математической культуры.
Тип урока: урок комплексного применения знаний. Урок рассчитан на 45 мин.
Оборудование: Презентация к уроку (Презентация), карточки для индивидуальной работы и работы учащихся в группе (Приложение 1), посылочные коробки, индивидуальные модели параллелепипеда, таблица результатов для жюри (Приложение 2).
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся заранее разделены на 3 группы.
Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
2. Целеполагание и мотивация
Так как урок проходит среди студентов, обучающихся профессии “Оператор связи”, то учащимся предлагается назвать свои группы “Почта России”, “EMS” и “1 класс” и рассказать про эти виды посылок и бандеролей. Выступающие студенты акцентируют внимание на том, какой геометрической фигурой является посылочная коробка и как важны её измерения при отправлении.
Учитывая ранее изученный материал, учащиеся формулируют тему урока и цели. Учитель поясняет, что во время урока будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах, а также, что на уроке будут использованы элементы игры “Что? Где? Когда?”
3. Актуализация опорных знаний:
Разминка. За верный ответ 1 балл. (Для всей группы): (Слайд 2,3)
Установите соответствие:
Блиц-опрос. За каждый верный ответ 1 балл. (Для каждого члена команды) (слайды 4,5)
- Для измерения объёмов применяются такие единицы измерения:...
- Если фигуру разделить на части, то объём её равен...
- Объём параллелепипеда равен произведению...
- Объём прямоугольного параллелепипеда равен произведению...
- Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объёмы всегда...
- Если у двух параллелепипедов объёмы равны, то их измерения...
- Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объёмы...
- Если объёмы двух кубов равны, то их рёбра...
- В 1 дм3 содержится 1000 см3
- В 1 м3 содержится 1000 дм3
- В 1 м3 содержится 1 000 000 см3
- В 1 л содержится 1 дм3
- Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объём увеличится.в 2 раз.
- Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объём увеличится.в 4 раз.
- Если длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объём увеличится.в 8 раз.
- Чтобы составить куб с ребром 5 см, нужно взять 125 кубиков с ребром 1 см.
- Прямоугольный параллелепипед с объёмом 24 см3 может иметь такие измерения: a=......., b=......,c=....
4. Применение знаний и умений:
в знакомой ситуации
- Повторим ещё раз: За каждый верный ответ 1 балл.
- Как найти объём параллелепипеда? (Слайд 6)
- Как найти объём прямоугольного параллелепипеда? (Слайд 7)
- Найдём его объём, если
a=8, b=125, c=7
a=25, b=24, c=4 - Как найти объём куба? (Слайд 8)
a=10 см, a=2 см, a=1 см - Повторим единицы объема (мм3, см3, дм3, м3, км3, л)
Занимательная минутка. За каждый верный ответ 1 балл.
Немного отдохнём и разгадаем кроссворд (Слайд 9)
- Фигура, имеющая три стороны. (треугольник)
- Четырёхугольник (прямоугольник)
- Геометрическая фигура, похожая на кирпич (параллелепипед)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
- Он любит чертить окружности и круги. (циркуль)
- Параллелепипед, у которого все измерения равны (куб)
- Помощник линейки и циркуля (карандаш)
в изменённой ситуации
№1 За верный ответ 1 балл.
Вычислить объём посылочной коробки.
№2 За каждый верный ответ 1 балл.
Задание для каждого участника группы: Вычислить объём своей модели.
№3. За верный ответ 3 балла. (Слайд 10)
С вами играет работник почтового отделения №19 Маргарита Рыбина.
Мы купили аквариум в форме куба, вмещающий 64 л воды. Я наполнила аквариум водой, не долив 5 см до верхнего края. Какое наибольшее количество рыбок я могу запустить, если на 4 рыбки нужно 10 л?
Решение. (Слайд 11)
64 л = 64 дм3, а = 4 дм = 40 см. Высота воды 40 – 5 = 35 см, V = 40 * 40 * 35 = 56000 см3 = 56 дм3 = 56 л. 56 : 10 * 4 = 22 рыбки
Ответ: 22 рыбки
в новой ситуации
№4. За верный ответ 3 балла. (Слайд 12)
С вами играет работник почтового отделения №45 Александра Бандеролькина. На решение задачи 8 мин.
Мне нужно упаковать посылку, содержащую 6 литровых банок мёда. (Высота банки 16см, диаметр основания 9см) Коробку каких наименьших размеров я должна выбрать, и какой объём наполнителя мне нужно взять, чтобы заполнить пространство между банками?
Решение. (Слайд 13)
Vмёда=1л*6=6л=6дм3;
Размеры коробки: 18х27х16см;
Vкоробки=1,8*2,7*1,6=7,8дм3
Vнаполнителя=7,8-6=1,8дм3
Исторические сведения (Слайд 14)
- На Руси в старину использовались в качестве единиц измерения объема ведро (около 12 л), штоф (десятая часть ведра).
- В США, Англии и других странах используются баррель (около 159 л). галлон (около 4 л), бушель (около 36 л), пинта (от 470 до 568 кубических сантиметров). Сравните эти единицы. Какие из них больше 1 м3?
№5. За верный ответ 2 балла. (Слайд 15)
С вами играет клиент почтового отделения №555 Ирина Конфеткина.
Перед вами две коробки. Одна вдвое выше другой, зато другая в 1,5 раза шире. В основании коробки – квадрат. Какую коробку вы возьмете для посылки с конфетами, если нужно отправить как можно больше конфет?
Решение. (Слайд 16) Та, которая шире при равной высоте вмещала бы больше в (1,5)2 = 2,25. Но так как она ниже в 2 раза, то вмещает в 2,25 : 2 = 1,125 раза больше.
Ответ: коробка, которая шире, вмещает больше.
Итоги игры.
Информация о домашнем задании (Слайд 17)
с.349, №4
Итоги урока, рефлексия (Слайд 18)
- На какую тему мы решали сегодня задачи?
- Назовите единицы измерения объёмов.