Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Технология и материалы росписи по дереву»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Данные методические рекомендации предназначены для студентов, осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена, по специальности: 54.02.02. “Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы” по дисциплине: “Технология и материалы росписи по дереву”.

Данные методические указания помогут систематизировать содержание контрольного блока данной дисциплины, оказать методическую помощь студентам, предложить им методы эффективной организации самостоятельной работы студентов. Задача данных методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к организации самостоятельной работы студентов, а так же, для организации блока контроля при использовании технологий дистанционного обучения.

Цель выполняемой студентами самостоятельной работы:

  • получить специальные и дополнительные знания (сверх учебной программы курса) по выбранной теме;

Основные задачи выполняемой самостоятельной работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

Весь процесс выполнения самостоятельной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

д) оформление работы.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем.

Подготовку самостоятельной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций, прочитанных ранее, а так же просмотра лекций-презентаций. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может разграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке составляющих самостоятельной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тем.

Чтобы полноценно выполнить задания, помещённые ниже, студент должен ознакомиться с лекциями по данной дисциплине (лекции-презентации), выполнить задания, помещённые в конце каждой из лекций-презентаций. Предлагаемый курс лекций-презентаций содержит информацию об истории, стилистике, технологии различных видов росписи по дереву (хохломская роспись, городецкая роспись, уральская роспись, загорская роспись, мезенская роспись), данную информацию студент осваивает на аудиторных занятиях (или самостоятельно в случае болезни, или отсутствия по какой-либо другой уважительной причине).

Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине должна включать в себя несколько видов деятельности:

  • Перечень тем рефератов (компьютерных презентаций) для выполнения дистанционной контрольной работы.
  • Рабочая (тестовая) тетрадь (Приложение 1, Приложение 2).
  • Требования к выполнению курсового проекта.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Иметь практический опыт:

  • Копирования и варьирования исторических и современных образцов декоративно-прикладного искусства (роспись и резьба по дереву). При копировании оптимально подбирать инструменты, материалы и технологические приёмы.
  • Материального воплощения самостоятельно разработанных проектов изделий ДПИ. Использования технологии росписи по дереву в процессе воплощения проектов.
  • Применения технологических и эстетических традиций при исполнении современных изделий ДПИ.

Уметь:

  • Выполнять изделия на высоком профессиональном уровне;
  • Применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий ДПИ.

Знать:

  • Физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий ДПИ (роспись по дереву).
  • Технологический процесс исполнения изделий ДПИ (роспись по дереву).
  • Художественно-технические приёмы изготовления изделий ДПИ (роспись по дереву).
  • Специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий ДПИ (роспись по дереву).

Перечень тем для выполнения дистанционной контрольной работы.

По дисциплине: Технология и материалы росписи по дереву

Дистанционная контрольная работа выполняется в форме выполнения реферата или компьютерной презентации.

Темы рефератов (компьютерных презентаций):

  1. История возникновения и становления росписи по дереву в России.
  2. Поддержка правительства России народных художественных промыслов (документы, печатные источники, периодическая печать и т.п.).
  3. Обзор литературы по истории и технологии росписи по дереву.
  4. История и технология росписи деревянной игрушки.
  5. История и технология росписи мебели.
  6. Династии мастеров росписи по дереву.
  7. Обзор современных материалов для росписи по дереву.
  8. Сочетание росписи по дереву с другими технологиями (резьба, декупаж, коллаж).
  9. Обзор современных видов росписи по дереву.
  10. Технология хохломской росписи по дереву.
  11. Технология городецкой росписи по дереву.
  12. Технология уральской росписи по дереву.
  13. Технология Сергиево-Посадской росписи по дереву.
  14. Технология мезенской росписи по дереву.
  15. Технология северодвинской росписи по дереву.

Порядок выполнения самостоятельной работы (реферат).

Письменная работа (реферат) излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название учебного заведения (ГАОУ СПО СО “Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства” Бобровский филиал), название темы, фамилию, инициалы преподавателя (Дёгтева Т.А.), фамилию, инициалы автора, наименование специальности (профессии), номер группы.

На следующем листе приводится содержание письменной работы (реферата). Оно включает в себя: введение, наименование глав, заключение, список литературы.

Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе.

Изложение каждой главы (раздела) необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы. Каждая глава должна заканчиваться выводом.

Изложение содержания всей письменной работы (реферата) должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

Страницы письменной работы (реферата) должны иметь нумерацию (сквозной). Номер страницы ставится в нижнем правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём письменной работы (реферата) 15-20 страниц машинописного текста с иллюстрациями, (размер шрифта 12-14), через полуторный межстрочный интервал, на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –20 мм, нижнее –20мм, левое –30мм, правое –10мм.

В тексте письменной работы (реферата) не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем, и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена. По результатам проверки письменная работа (реферат) оценивается по пяти-бальной системе. В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.

Типичный недостаток письменных работ – неполнота ответов. Вопрос студентом правильно понят, но изложен схематично, фрагментарно, без аргументов, без примеров. По такому ответу трудно судить о глубине усвоения материала студентом. Если вы знаете материал, излагать его нужно максимально полно и последовательно.

Противоположный этому недостаток – многословие ответов. В большинстве случаев это связано со слабым знанием материала. Студент весьма приблизительно знает вопрос и потому пишет обо всем, что он знает (или хотя бы слышал) по выбранной теме. Иногда студент, не владея материалом, пишет ответ общими фразами, как можно многозначительнее, чтобы потом попытаться доказать, что он именно это и имел в виду, что требовал от него вопрос. Устранение такого недостатка – конкретика изложения материала!

Требования к содержанию и оформлению компьютерной презентации:

1. Планирование содержания разработки презентации:

  • продумывание студентом темы презентации;
  • формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  • выдвижение гипотез решения проблем;
  • составление плана работы;
  • выбор возможных источников информации;
  • составление презентации.

2. ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДОВ

  • Стиль: соблюдайте единый стиль оформления; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
  • Фон: для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый), для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Использование цвета: на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Анимационные эффекты: используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Содержание информации: используйте короткие слова и предложения; минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории
  • Расположение информации на странице: предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
  • Шрифты для заголовка – не менее 24; для информации – не менее 20; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
  • Способы выделения информации: следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстраций наиболее важных фактов.
  • Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Рейтинговая оценка презентации:

  • Содержание: материал изложен в доступной форме; слайды представлены в логической последовательности; содержание каждого слайда отобрано качественно; наличие титульного слайда (тема, автор); поставлена цель, задачи; 40 баллов
  • Техническая часть: минимальное количество слайдов –15; вставка таблиц, графиков, рисунков; использование элементов анимации. 40 баллов
  • Дизайн: дизайн не противоречит содержанию анимации; текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; анимационные эффекты не отвлекают внимания от содержания информации на слайде; отсутствуют орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки. 10 баллов
  • Элементы творчества и оригинальность: в презентации присутствуют авторские находки. 10 баллов.
    • 5” - 80-100 баллов
    • “4” - 60-80 баллов
    • “3” - 40-60 баллов

Сдача и защита презентации:

Презентацию на проверку можно сдать в двух вариантах:

  • Презентацию представить на компьютерном диске (сдать вместе с ним).
  • Презентацию представить на флеш-карте, но в этом случае предоставить распечатанный вариант презентации в тонкой папке с файлами.

Защита презентации проводится на аудиторных занятиях, во время часов, отведённых на зачёты или дифференцированные зачёты.

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта:

По структуре курсовой проект состоит из теоретической и практической части.

В теоретической части даётся теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы (описание истории и технологии выполнения изделия, презентация). Практическая часть представлена продуктом творческой деятельности: фото, иллюстрирующие этапы изготовления изделия.

Содержание курсового проекта:

  1. Фото, иллюстрирующие этапы изготовления изделия.
  2. Описание курсового проекта.
  3. Презентация.

Цели курсового проектирования:

  • Выявить уровень освоения теоретической базы и уровень практических навыков в области изучаемой дисциплины, изделий из дерева (роспись, резьба).
  • Способствовать формированию адекватной самооценки в профессиональной сфере.
  • Способствовать развитию навыков самостоятельной профессиональной деятельности.

Требования к оформлению курсового проекта:

1. Фотографии, иллюстрирующие поэтапное изготовление изделия, можно оформить в виде презентации, слайд-шоу, видеофрагмента, в виде папки с распечатанными изображениями или в виде демонстрационного стенда.

2. Содержание описания курсового проекта.

  • Введение;
  • Историческая справка;
  • Описание технологии изготовления изделия;
  • Заключение;
  • Использованные источники информации.

3. Общие требования к оформлению описания курсового проекта:

  • Описание курсового проекта (пояснительная записка к изделию) должно быть отпечатано на листах формата А4, компьютерный шрифт № 14, с 1,5 межстрочным интервалом.
  • Листы оформляются без рамки, но должны иметь поля: левое – 30мм., верхнее, нижнее и правое – 20 мм.
  • Нумерация листов описания курсового проекта производится арабскими цифрами в правом нижнем углу листа без точки.
  • Объём описания курсового проекта 5-10 листов с иллюстрациями.
  • Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на титульном листе не проставляют.
  • Образец титульного листа.
  • Рисунки помещаются в тексте, они должны иметь название и сквозную нумерацию.
  • Таблицы помещаются в тексте, они должны иметь сквозную нумерацию независимую от нумерации рисунков.
  • В тексте запрещается использование сокращений слов.
  • Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке (фамилии автора); содержит информацию о Ф.И.автора, название книги, город, издательство, год издания;

Перечень тем для написания курсового проекта

По дисциплине (дисциплинам) “Исполнительское мастерство (роспись по дереву)”

Для учебной группы________

  1. Изделие с имитацией хохломской росписи.
  2. Изделие с мезенской росписью.
  3. Изделие с городецкой росписью.
  4. Изделие с уральской росписью.
  5. Изделие с пермогорской росписью.
  6. Изделие с имитацией сергиево-посадской (загорской) росписи.
  7. Изделие с имитацией семёновской росписи.
  8. Изделие с имитацией Полх-Майданской росписи.
  9. Изделие с имитацией росписи “эбру” (мраморирование).
  10. Изделие с точечной росписью.
  11. Изделие с элементами декупажа.
  12. Изделие с трафаретной росписью.
  13. Изделие с фантазийной росписью.
  14. Изделие с декором нескольких видов росписи.
  15. Изделие с росписью и элементами состаривания.
  16. Роспись на изделии с использованием объёмных контуров.
  17. Изделие с росписью красками “металлик”.

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература для студентов:

  1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2005.
  2. Алфёров Л.Г. Технология росписи. Ростов-на-Дону “Феникс”. 2002.
  3. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982.
  4. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: “Просвещение”. 1975.

Дополнительная литература для студентов:

  1. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск. Издательство “Титул”. 1996.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнамент народов мира. С-П.: Кристалл.1998.
  3. Полянский В.И. Композиция в художественных ремёслах. Екатеринбург. Издательство “СОКРАТ”. 1999.

Основная литература для преподавателя:

  1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2005.
  2. Алфёров Л.Г. Технология росписи. Ростов-на-Дону “Феникс”. 2002.
  3. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982.
  4. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: “Просвещение”. 1975.

Дополнительная литература для преподавателя:

  1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: “Дрофа”. 2000.
  2. Рыженко В.И. Художественные работы по дереву. М.: Оникс 21 век. Центр общечеловеческих ценностей. 2005.