Цели урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме “сложение и вычитание смешанных чисел” и “средневековый город”.
Задачи:
- Обучающая: способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при сложении и вычитании смешанных дробей с разными знаменателями при решении задач, связанных с темой по истории “Средневековый город”;
- Развивающая: развитие речи учащихся, внимания, умения обобщать материал и применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать интеллектуальные и творческие способности;
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умения выступать перед аудиторией, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства товарищества.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: математика, история.
Оборудование:
- Проектор
- Презентация
- Интерактивная доска
- Музыкальный центр
Раздаточный материал:
- Приложение 1 (устный счет)
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7 (пояснения к рефлексии)
- Приложение 8 (монеты)
- Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4 (гербы для цехов)
Технологии: развивающее и проблемное обучение, развития критического анализа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята!
II. Устный счет.
Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Чтобы узнать, что нас ждет впереди, докажем, что нам не страшны трудности и преграды, и выполним задания. Каждая команда получает по 3 задания, которые необходимо выполнить. Сегодня устный счет мы проводим по правилам игры “Поле чудес”
Слайд 2, 3
Если вы выполняете задание верно, то открывается одна буква. Итак, вы выполняете по одному заданию, называете ответ и открываются буквы (Приложение 1).
Управление слайдом: Каждый прямоугольник пронумерован. Учащиеся называют букву, а учитель нажимает на тот прямоугольник, за которым скрывается отгаданная буква.
1 | С | 4 | Д | 9 | К | 13 | Й |
2 | Р | 5 | Н | 10 | О | 14 | Г |
3 | Е | 7 | В | 12 | Ы | 19 | ! |
Слайд 4
Мы получили словосочетание: СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД !
III. Работа по теме урока.
Учитель истории: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о средневековом городе и его жителях).
- Что такое средневековый город? (центр ремесла и торговли)
- Кем были жители города? (торговцами и ремесленниками)
Учитель математики:
Знания, каких наук необходимы, чтобы торговать и заниматься различными ремеслами? (математики). Итак, путешествовать нам поможет – математика.
А как вы думаете, какие именно математические знания могут понадобиться для занятия торговлей и ремеслом? (сложение, вычитание, умножение и деление чисел).
А действия, с какими числами мы рассматривали на уроках математики? (дроби с разными знаменателями и смешанные числа). С помощью опорных слов назовите задачи нашего урока с точки зрения математики.
Слайд 5
Примерные ответы детей:
Повторить правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и смешанными числами, сокращения дробей
Применить эти правила для решения примеров и задач
Оценить свои знания и умения
Учитель истории: А теперь с помощью опорных слов назовите задачи нашего урока с точки зрения истории.
Примерные ответы детей:
Повторить знания о Средневековом городе
Применить эти знания для изучения истории
Оценить свои знания и умения по теме “Средневековый город”.
Слайд 6
Учитель истории: Мы отправляемся с вами в средневековый город. Посмотрите на экран.
- В какой город мы с вами отправляемся. (Франкфурт-На-Майне)
- На что похожа запись города? (на дробь)
Слайды 7
- Объясните, почему такая запись с точки зрения математики возможна и по истории (города появлялись рядом с рекой)
- Сегодня наш урок будет необычный. Мы будем на уроке заниматься и историей, и математикой.
- Давайте вспомним, от какого слова произошло слово “город”? (Городить)
- С какой целью огораживали поселение? (Обезопасить поселение от врагов)
- В городе живет много ремесленников.
- Что позволило ремесленникам уменьшить конкуренцию между собой? (образование цехов)
- Что такое цех? (объединение ремесленников одной специальности)
- Какой документ существовал в каждом цехе? (устав – правила цеха)
Сегодня вы будете работать в группах, то есть в цехах. У каждого цеха есть правила, правила работы группах.
Послушаем, как необходимо работать, чтобы получить высокие результаты.
На партах правила:
4 ученицы выходят и читают правила.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Учитель истории: Эти правила помогут нам работать дружно.
Слайды 8, 9. На экране средневековый город. Появляется сельский ремесленник.
Эрих (сельский ремесленник): Наконец-то, я у города. Как он похож на замок. Его окружают зубчатые стены. Как же мне попасть в него?
Слайды 10. Городские ворота в средневековом городе.
Стражник: Если ты хочешь попасть в наш город, то ты должен решить задачу. Город наш средневековый и единицы измерения средневековые. Для измерения длины в средние века использовали разные единицы:
Английский король Эдгард однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: “Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться “ЯРД”. Его подданные тут же приготовили бронзовый прут “от королевского носа до пальца. Длина ярда см.
Слайд 11
В средние века в Европе придумали еще одну единицу измерения длины - ФУТ. Фут - это средняя длина ступни взрослого мужчины. По-английски это означает “ступня”, “нога”. Эта мера определялась в средневековой Англии как средняя длина ступней 16 человек, выходящих с церковной службы в воскресенье. Один фут равен см. Была еще одна единица измерения длины - это локоть.
Слайд 12
Учитель математики: Прежде чем войти в город, давайте решим задачу (приложение 2).
Та команда, которая решит первой, получает монету номиналом .
Слайд 13. Мост в средневековом городе.
Эрих (сельский ремесленник): В городе все необычно. Как же мне попасть на рыночную площадь?
Густав (крепостной): Стой! По этому мосту нельзя пройти безнаказанно.
Эрих (сельский ремесленник): Я что-то не понял тебя, добрый человек. О чем это ты?
Густав (крепостной:) Сразу видно, что ты нездешний. Ты должен уплатить пошлину, которую получает наш феодал с каждого проходящего по этому мосту. Меня зовут Густав, я крепостной феодала, на земле которого простроен город. А крепостные, как известно, делают то, что им приказано...
Эрих (сельский ремесленник): А меня зовут Эрих... Я из деревни. Пришлось бежать от сеньора. Вся деревня стонет. Но ведь я кузнец и оружейник. Где хочешь, без земли прокормлюсь. А пахарю без земли никак нельзя.
Густав (крепостной): Ну, и как тебе город — нравится?
Эрих (сельский ремесленник): Нравится... Но больно много здесь чудного и непонятного.
Густав (крепостной): А что же, например, тебя удивляет?
Эрих (сельский ремесленник): Да вот хотя бы городские улицы...
Учитель математики: Что же удивило нашего героя, нам подскажут задачи, которые вы сейчас решите.
Решение задач о ширине улицы. Каждая группа решает задачу (Приложение 3), если решено верно, то команда получает монету (если не сократили - ).
Слайды 14-17. Проверка решения.
Слайд 18.
Эрих (сельский ремесленник): А почему они такие узкие?
Густав (крепостной) : Это оттого, что никому неохота понапрасну расстаться с домом, а то и с жизнью. Вот люди и строят дома только внутри городских стен, а стены- то не растянешь: они каменные. Вот и приходится лепить дома почти друг на друга.
Слайд 19
Эрих (сельский ремесленник): А почему же в вашем городе ходят свиньи — совсем как в деревне?
Густав (крепостной): Здесь им раздолье: ведь горожане выливают помои прямо на улицу! Да и надо кормить свою семью. У нас даже огороды есть, только они за крепостной стеной.
Эрих (сельский ремесленник): Говорят, что “Городской воздух делает свободным”? Как же мне стать свободным человеком? (Ответы детей: Надо прожить в городе 1 год и 1 день)
Густав (крепостной): Иди на главную площадь, там ты сможешь стать учеником мастера.
Слайды 20-22
Эрих (сельский ремесленник): А вот и рыночная площадь. Помогите разобраться, кто здесь кто на площади. (Ответы детей: Ремесленники, купцы, богачи, менялы)
Слайд 23
Учитель истории:
Городом управляли богачи – купцы, владельцы кораблей и домов, менялы. Их семьи роднились между собой. Их стали называть патриции. Они, как и рыцари имели гербы, роскошно одевались. В городе существовал значительный слой “низших” людей – городские бедняки. Это были нищие, чернорабочие, “вечные подмастерья”
- Кого называли “вечные подмастерья”? (Ответы детей: Те, кто не сдал экзамен на мастера (не сделал шедевр).
- А кто из жителей города составлял средний слой? (Ответы детей: Мастера (ремесленники), мелкие торговцы)
В каждом городе был меняла и не один. А зачем нужен меняла? (Ответы детей: Обмен денег, во время феодальной раздробленности каждый феодал мог чеканить свою монету)
Учитель математики : Попробуем разобраться в денежной системе Средневековья.
Слайды 24
Решаем задачи на сравнение: Какая денежная единица больше и на сколько? Расположите их в порядке возрастания (Приложение 4).
Проверяем решение задач, вручаем монеты командам (если все верно - , если только часть, то или ).
Появляется городской ремесленник Генрих.
Эрих (сельский ремесленник) (обращаясь к ремесленнику): Добрый день, я из деревни. Хочу стать ремесленником - оружейником. Как это можно сделать в вашем городе?
Генрих (ремесленник): А меня зовут Генрих. Ну, что ж мне нужен ученик. Пойдем я тебе покажу, где ты будешь работать.
Эрих (сельский ремесленник): А что это за красивые здания на рыночной площади?
Генрих (ремесленник): Это ратуша. Здесь заседает городской совет. В этом здании проходят заседания, находится казна, тюрьма.
Слайд 25
Генрих (ремесленник): А это – собор.
Слайд 26
Эрих (сельский ремесленник): А что это там происходит?
Генрих (ремесленник): На этой площади не только торговали, но и наказывали преступников
Слайд 27
Эрих (сельский ремесленник): Генрих, скажите, а зачем это на камне высечены фигуры, цветы, изображения зверей?
Генрих (ремесленник): У вас в деревне все друг друга знают в лицо и дом любой с закрытыми глазами могут найти. А здесь вон сколько домов! Надо как-то отличать их друг от друга.
Слайд 28
Учитель математики: Чтобы узнать, в какой мастерской работает ваша команда, надо выполнить задание “Математическое лото”. На экране таблица, разделенная на 9 ячеек. В каждой находится пример. Найдите значения выражений (Приложение 5)
Учитель истории:
- Ребята, подскажите нашему другу, что у нас получилось? (гербы)
- Что можно определить по гербу? (ремесло)
- Кто же здесь живет, а значит и работает? (Мастерские сапожников, оружейников, булочников, гончаров, в мастерских работают мастер, подмастерье, 2 ученика)
Теперь каждая команда получает свой герб (раздаются гербы для каждой команды и за верное решение монеты - )
Слайды 29 - 32
Генрих (ремесленник): Здесь у нас разные цехи. Зайдем в мастерские: здесь трудятся булочники, здесь сапожники, а это - мастерская гончара.
Вот мы и пришли! Это моя мастерская.
Учитель математики: Выполните задание №6 (Приложение 6)
Проверка задания, монета - , если есть недочеты в решении, то монета - .
Слайд 33
IV. Подведение итогов.
Учитель математики: Пора подвести итог всего нашего путешествия. В нашем путешествии вы заработали деньги. Посчитайте ваши доходы.
- Почему наше путешествие было необычным (математика и история)
- Рассмотрим наш урок с точки зрения математики. Что сегодня повторили?
Учитель истории:
А теперь подведем итоги по истории.
- Кто жил в городе? (ремесленники, купцы, менялы)
- Что находилось на главной площади? (ратуша, собор)
- Какие объединения жителей существовали в городе (гильдии, цехи)
- Как можно было отличить друг от друга цех? (по гербу)
V. Рефлексия.
Во время путешествия вы тоже объединились в цехи. Создайте герб своего цеха, используя наклейки. У вас несколько основ разного цвета:
- жёлтый цвет – на уроке мне было все понятно, я доволен своей работой;
- зелёный цвет – на уроке было интересно, но у меня остались вопросы;
- синий цвет – на уроке мне было трудно.
VI. Выставление оценок.
Монеты, собранные вами за ответы в течение урока, меняются на оценки.
Литература.
- Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 кл. – М.: ВАКО, 2004
- Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся 7 кл. сред. Шк./сост. Н. И. Запорожец; Под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990
- Шевченко Н.И. Преподавание истории в 6 классе. Сценарии тематических уроков. – М.: АРКТИ, 2003 г.
- http://www.bibliotekar.ru/polk-9/index.htm
- http://www.osh.ru/index.htm
- http://www.munze.ru/mid.html
- http://pro-france.com/about_france/monety-frantsii.html
- http://dvfiles.ru/