Цель:
- дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века;
- учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке;
- воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её “золотого века”;
- воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за предков и страну, которую они любили и прославляли своими научными достижениями и творческим поиском.
Тип: урок систематизации и обобщения знаний.
Вид: смешанный (продуктивный творческий урок с элементами ролевой игры)
Методы:
- эвристических заданий;
- стимулирующий;
- частично-поисковый.
Оборудование: Пискарёв В.И. История Татарстана XIX век. Казань, 2010, §3; История Казани под редакцией Б.Ф. Султанбекова. ТаРИХ, 2001. Казань. Времён связующая нить. Казань, Титул, 2000; М. Лисевич. История Казани глазами эрудитов. Казань, Титул, 2002; компьютер, проектор, мультимедиа презентации.
За несколько дней до прохождения темы урока дети делятся на 3 группы, каждая из которых получает поисковое задание(внутри группы дети сами распределяют работу, которую координирует назначенный учителем старший группы):
- 1 группа: рассказать о научных открытиях и изобретениях, сделанными педагогами и выпускниками Казанского университета
- 2 группа: воспроизвести традиции светского салона середины века (как менялись стиль и мода первой половины XIX века, традиции кухни, музыкальный вкус)
- 3 группа: выпустить свой вариант рукописного журнала “Заволжский муравей”, где отразить важнейшие культурные события того времени.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Вступительное слово учителя: “Сегодня на уроке мы продолжаем изучать очень непростой и интересный период в истории отечественной науки и культуры, получивший впоследствии название “золотого века”. По времени он охватывает несколько десятилетий первой половины XIX века, включает десятки имён и сотни произведений. Мы попытаемся взглянуть на эпоху двух русских императоров глазами их современника нашего земляка -казанца. Считается, что поколения сменяют друг друга каждые 25 лет. Человек, вступивший во взрослую жизнь в начале царствования Александра I , к концу правления Николая I был пожилым человеком, вырастившим детей, имеющим взрослых внуков. Попытаемся взглянуть на культурную жизнь его глазами и ответить на следующие вопросы:
- Как изменились за полвека представления человека об окружающем мире?
- Как изменились стиль и мода?
Их знали. О них говорили. О них писали. Их читали и слушали. Ими восторгались и о них судачили (светские новости)
Казанцы были тогда жителями губернского города и информацию чаще всего получали от тех, кого лично знали. И сегодня информацию по всем интересующим нас вопросам мы получим из “первых уст”. Группа учащихся №1 проведёт “заседание научного студенческого кружка” и расскажет на нём о научных достижениях и открытиях. Группа учащихся №2 пригласит нас в светский салон и познакомит с новинками моды. Группа учащихся №3 предложит свой вариант издания “Заволжского муравья” и перелистает для нас его наиболее интересные страницы. Работу всех групп будут отслеживать члены “Художественного совета”, которые оценят ваши ответы на соответствие критериям:1. Научность 2. Оригинальность 3.Краткость (ответ не более 4 минут)4. Активность членов группы 5. Наглядность(Критерии ответа оформлены в форме плаката на стене)”
Учащиеся проводят жеребьёвку и начинают работу групп.
Выступления учащихся:
Группа №1 (выступления сопровождаются показом портретов и слайдов презентации)
В 1804г был основан первый в Поволжье и третий в России Казанский университет, порог которого 22февраля переступили первые 33 гимназиста, произведённые в студенты. Под №1- будущий писатель Сергей Аксаков. Очень быстро университет приобрёл всероссийскую и мировую известность и сыграл огромную роль в развитии науки и просвещения, связанные в первую очередь с именами и научными открытиями Н.И Лобачевского, И.М. Симонова, Н.Н.Зинина и других. В первые годы существования университета татары, башкиры, представители других нерусских народов неправославной веры не имели возможности стать его студентами. Лишь через двенадцать лет после основания университета поступило разрешение на прием 20 мусульман на медицинский факультет. Это правило было подтверждено в 1849 г. Общее их число к середине XIX в. составляло несколько десятков человек.
Почти два десятилетия Казанский университет возглавлял сын землемера и выпускник университета Николай Иванович Лобачевский(1792-1856), ставший профессором в 24 года. 12 февраля 1826г. он публично прочитал “Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных линиях”, положив начало неэвклидовой геометрии и заложив основы новых представлений о природе пространства. Современники прозвали его “Коперником геометрии”. При его поддержке были открыты астрономическая обсерватория, химическая и физическая лаборатории, анатомический театр, клиника, основаны экономическое общество и сельскохозяйственная ферма. В 1811 г. в университете начались астрономические наблюдения. В этих наблюдениях участвовал вместе с Н.И. Лобачевским студент ИМ. Симонов (1794-1855),впоследствии один из основателей Казанской астрономической школы.
В 1819-1821 гг. русские мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен предприняли кругосветную экспедицию к Южному полюсу. Научным руководителем, астрономом этой экспедиции был Иван Михайлович Симонов (1794-1855) , который стал профессором Казанского университета в двадцать два года. Были открыты Антарктида и двадцать девять островов, один из которых носит имя Симонова. Вернувшись из путешествия, он написал ряд астрономических трудов, работу по климату Антарктики. За свои научные труды он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. С именем И.М. Симонова связано создание городской астрономической обсерватории Казанского университета, которая сделала Казань астрономическим центром России, а также магнитной обсерватории. По инициативе ректора университета И.М. Симонова начали выходить “Ученые записки университета”. Им впервые был издан отечественный учебник по астрономии “Руководство к умозрительной астрономии”.
Мировой славой пользовался основатель казанской школы химиков Николай Николаевич Зинин (1812-1880). В химической лаборатории университета ему впервые удалось получить в 1842 г. анилин из каменноугольного дегтя (ранее это красящее вещество добытого из растения индиго). Это открытие положило начало новой эпохе в развитии химической науки, легло в основу создания синтетических материалов, производства лекарственных средств, душистых и других веществ. Ученик Н.Н. Зинина A.M. Бутлеров писал: “Зинину обязана русская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь, его труды впервые заставили ученых Западной Европы отвести русской химии почетное место”.
Первым из татар адъюнкт -профессором в Казанском университете стал преподаватель татарского языка Ибрагим Исхакович Хальфин(1778-1829). Сам хорошо владевший русским языком, он выступал за его изучение всеми татарами. При его участии было разработано несколько проектов организации светских национальных школ для татар, не поддержанных правительством. Идеи просветительства были продолжены другими востоковедами и преподавателями университета: Хусаином Фаизхановым(1828-1866), Салиджаном Кукляшевым (1811-1864), Мухаммад-Гали Махмудовым (1824-1891), Абдюш Ахтямовичем Вагаповым (1814-1876)и другими.
Группа №2: ( Каждое выступление о новинках моды сопровождается рисунком, сделанным учащимися. Оформляется выставочный стенд под общим названием “Мода и век.”)
В первые десятилетия XIX века в европейской культуре складывается романтизм. Романтики хотели с помощью одежды подчеркнуть неординарность , исключительность своей личности. Они не желали выглядеть как чиновники или лавочники. И если чопорный цилиндр, туго завязанный белый галстук и сюртук, застёгнутый на все пуговицы служили выражением приверженности порядку, то галстук с концами , свободно развивающимися на ветру, или плащ с полой, небрежно перекинутый через плечо, был знаком свободолюбия. Галстук кораллового цвета, названный в честь лорда Байрона даже завязывался особым узлом, “не сковывая духа”.
Моду диктовал Париж. В 1829г. герцогиня Беррийская устроила балл “Кадриль Марии Стюарт” с достоверными костюмами XVI в. и аксессуарами. Для бала нашли веер, по легенде принадлежащий Марии Стюарт. Париж, а затем весь мир и Россию захватила мода на исторические веера, костюмированные балы (например, описанные у Лермонтова в поэме “После бала”). Историзм стал одной из главных тенденций XIX века и в Казанской губернии.
В 30-е годы в моду вошёл стиль , названный “венским шиком”. Именно Вена, живущая музыкой и развлечениями, становится центром моды. Женские наряды стали не просто разнообразны, а разграничены. Для каждого времени дня и каждого случая полагался отдельный туалет: утренний пеньюар, домашнее платье с вышитым фартучком, визитное (для прогулок), вечернее, бальное. Визитное платье всегда закрытое, с обязательным набором аксессуаров (шляпка,перчатки, зонтик). Шляпу во время визита не снимали. Шляпу во время визита не снимали. Визитное платье короче и уже бального, из-под него видны башмаки. Шляпы из соломки, шёлка, бархата украшали лентами, перьями страуса и цапли, букетами из дубовых веток с желудями, но самыми популярными украшениями были розы. Бальный туалет отличали декольте, короткие рукава, длинные перчатки, шлейф или пышный креолин, шёлковые туфли. К декольте полагались колье и серьги. Голову украшали тюрбаны из кисеи, шёлка, газа, тюля, живые цветы, наколки.
Романтичексие настроения сказались на причёсках: после гастролей Ференца Листа по Европе длинные волосы носила вся артистическая молодёжь. В пику “ бритым буржуа” отпускали бороды. С 1848г. борода демонстрировала политические симпатии( её носители подражали лидеру итальянского освободительного движения Джузеппе Гарибальди). Позднее мода на бороды прошла, сохраняясь лишь там, где было связано с обычаем. С 10-х годов XIX века был моден боливар- цилиндр с широкими полями в честь руководителя борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке Симона Боливара.
Группа №3 (Дети презентуют свой вариант журнала “Заволжский муравей”)
В 1801 году в Казани была открыта губернская типография, а 19 апреля 1811года вышел первый номер газеты “Казанские известия”- родоначальницы казанской периодической печати на русском языке. Так называемая Азиатская типография печатала книги на арабском, персидском, турецком языках ещё раньше, с 1800г., которые расходились по всей России..Через 10 лет вышел первый ежемесячный журнал “Казанский вестник”. Наш журнал мы назвали “Заволжский муравей”. Так назывался один из самых популярных в городе журналов, созданный группой учёных и литераторов, объединившихся вокруг профессора Карла Фёдоровича Фукса, прозванного друзьями “Светочем Заволжья”. С 1832 по 1834 годы он выходил два раза в месяц и широко освещал новости светской жизни, печатал произведения популярных поэтов, литераторов. Мы оставили прежний девиз журнала: “За труд мой не ищу себе похвал и славы; люблю трудиться лишь для пользы иль забавы”, но создали свою версию журнала о наиболее интересных на наш взгляд событиях культурной жизни города и страны., которые происходили в изучаемый нами исторический промежуток времени в Казани.
“Я не знаю другого города на свете, где бы гостеприимство было более распространено и было бы при том явлением обычным, чем в Казани”. Эти слова принадлежат преподавателю английского языка Казанского университета Эдуарду Турнерелли. Он прожил в Казани с 1837 по 1844годы и оставил книги: “Казань и её обитатели”, “ Россия на границе с Азией” и замечательный альбом литографий “Виды Казани, рисованные с натуры Эдуардом Турнерелли”
В 1806г. было создано Общество любителей отечественной словесности, председателем которого стал Николай Ибрагимов, а членами- Н. Лобачевский, К.Фукс, Г.Солнцев, В.Панаев, С.Аксаков, Н.Арцыбашев. Почётнейшим членом был выбран и А.С.Пушкин. 18 августа 1833г.началось знаменитое путешествие поэта в Казанскую и Оренбургскую губернии для сбора материалов о Пугачёвском восстании, впоследствии положенных в основу романа “Капитанская дочка”. 5 сентября он прибыл в Казань и остановился в гостинице Дворянского собрания (сейчас на реставрации Рахматулллина , 6). Утром из деревни Каймары к нему прискакал Евгений Абрамович Боратынский, друг Пушкина и многих декабристов, поэтическая звезда российского масштаба (кстати, в Казани сохранилась единственная городская дворянская усадьба первой половины XIX века- памятник архитектуры всероссийского значения на улице Горького, бывшей Большой Ямской). Он познакомил Пушкина с Эрастом Петровичем Перцовым- стихотворцем, сатириком, переводчиком и драматургом. Побывал поэт и в гостеприимном доме Фукса, где его встретила хозяйка дома Александра Андреевна, к которой поэт обратился со словами: “ Нам не нужно с Вами рекомендоваться- музы нас познакомили заочно, а Боратынский – ещё более”. За короткий визит Пушкин посетил военного губернатора С.С.Стрекалова, съездил в Суконную слободу, Горлов кабак, университет, Кремль, деревню Троицкая Нокса, встретился с 76-летним купцом Крупениковым, пленённым пугачёвцами. Рано утром 8 сентября покинул Казань.
3 ноября 1832г. на сцене построенного нового Александрийского театра в Петербурге был показан балет русского композитора К.А. Кавоса (в постановке Алексея Бланша) “Сююмбике, или покорение Казанского ханства”. Сююмбике танцевала известная балерина А. Истомина, упомянутая в романе Пушкина “Евгений Онегин”
В 1847г. во дворе Казанского университета был открыт памятник поэту и учителю Пушкина Гавриле Романовичу Державину. Он был уроженцем села Сокуры Лаишевского района, закончил в Казани первую мужскую гимназию. Несколько его стихов посвящены Казани. Памятник был отлит из бронзы. Татары называли его “Бакыр- бабай” (“Медный дедушка”) и часто у него назначали свидания.
Нет человека в России, который бы не знал песен “Во поле берёзонька стояла”, “Ты душа ль моя, красна девица”, “Вечерком красна девица”. Их считают народными. Но авторы этих песен - наши земляки отец и сын Николай Мисаилович и Лев Николаевич Ибрагимовы. Оба- преподаватели 1-й казанской гимназии. В 1815г. во время большого пожара дом Ибрагимовых сгорел и их приютил К.Ф.Фукс. Лев Николаевич посвятил хозяйке дома Александре Андреевне четверостишие:
Вот образ женщины прекрасной,
Всё совершенство красоты:
В очах сияет гений ясный
И вдохновение мечты.
Александра Андреевна Фукс хозяйка гостеприимного дома и жена профессора Казанского университета и известного в городе врача была племянницей Гаврилы Петровича Каменева (1772-1803) родоначальника нового направления в литературе предромантизма. С его именем связано зарождение баллады в русской литературе. Его “Громовал”-одна из первых русских баллад. Во время посещения дома Фукса А.С.Пушкин сказал о нём: “Этот человек достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма”.
Яркой страницей биографии гениального русского писателя Льва Николаевича Толстого был казанский период (1841-1848 годы). Дед писателя , Илья Андреевич Толстой был казанским губернатором в 1815-1820гг. После смерти родителей детей Николая Ильича взяла на воспитание его сестра Пелагея Ильинична Юшкова и привезла в Казань. Здесь они получили образование: Н:иколай, Сергей и Дмитрий закончили университет, Мария- Родионовский институт благородных девиц. В 1844г. Лев Толстой поступил в университет на арабо-турецкий “разряд”, но, не окончив курса в 1847г. уехал в Ясную Поляну. В 1845г. Лев вместе с братом Сергеем участвовали в двух благотворительных спектаклях в пользу приюта.
В 1834 г. в Казани побывал замечательный русский писатель , автор знаменитых романов “Обломов”, “Обрыв”, путевых очерков “Фрегат “Паллада” Иван Александрович Гончаров (1812-1891). После окончания Московского университета он возвращался на родину в Симбирск и всего на один день остановился в Казани. Он побывал в Кремле, во дворе Казанского университета, где ещё стоял памятник Г.Державину. Но город не произвёл на него благоприятного впечатления, он назвал его улицы “горбатыми”.
Татарскому историку, философу, просветителю Марджани (Багаутдинову) Шигабуддину (1818-1889), уроженцу деревни Япанчи Арского района, вернувшемуся в Казань в 1849г.из Бухары, где он получал образование, принадлежат слова: “Необходимо знать три вещи: язык, письмо и законы государства, где живёшь...” Марджани 40 лет был имамом Соборной (Юнусовской )мечети, где открыл медресе, которое носило его имя. Преподавал в Татарской учительской школе, издал многотомную историю мусульманского Востока и его деятелей. Переписывался со знаменитым Шамилем. Его перу принадлежат около тридцати работ, которые знали в Турции, Иране, Сирии, Египте, Индии. Его автобиография и портрет были запрошены Лондонским издательством энциклопедий.
Вопросы для закрепления: На стенде подготовлена портретная галерея деятелей науки и культуры первой половины 19 века, живописные портреты людей той эпохи. Нужно выбрать деятелей науки, культуры, чья жизнь и деятельность, творчество были связаны с Казанью.
Слово для анализа выступлений учащихся и работы групп предоставляется членам “Художественного совета”. Подводятся итоги. Выставляются оценки.
Домашнее задание: подготовить обзор литературы, по которой шла подготовка творческих заданий к уроку.
Казань глазами современников.
Казань всегда производила сильное впечатление на современников. Её называли татарским Римом. Англичанин Гельмерсен в 1833г. даже после страшного пожара, в очередной раз уничтожившего полгорода, считал, что “Казань бесспорно принадлежит к наилучше построенным городам России”. Существовала поговорка: “Казань - городок - Москвы уголок”. “Я не знаю другого города на свете, где бы гостеприимство было более распространено и было бы притом явлением обычным, чем в Казани”- писал уроженец Лондона Эдуард Турнерелли в книге “Казань и её обитатели”