Цель: развитие познавательной активности учащихся, формирование положительной мотивации к учению.
Задачи:
- развивать интерес учащихся к учебной деятельности, к изучаемым предметам, наукам;
- формировать творческий потенциал учащихся, интерес к учебе;
- вырабатывать у учащихся способность к целостному видению мира.
Условия проведения:
Игра может быть проведена с одним классом или нескольким классами, в группе продлённого дня. Если в игре принимают участие один класс или группа, то игра может проводиться в одном кабинете; если в игре принимают участие несколько классов или групп, то игра проводится в нескольких кабинетах, передвижение по кабинетам (станциям) осуществляется с помощью маршрутных листов (Приложение 1), передвижение по станциям произвольное.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран,
интерактивная презентация;
Ход игры
Вступительное слово (линейка)
Вы знаете, что 8 февраля отмечается День Российской науки.
Сегодня мы проводим игру “Хочу всё знать!”. (Слайды 2-3)
(Слайд 3 - это "домашняя" страница: с неё отправляемся в путешествие по станциям, на неё же возвращаемся. Чтобы завершить игру - надо пройти по стрелке.)
Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Наша игра “Хочу всё знать!”
(Дети раскалывают орех и достают маршрутные листы продвижения по станциям. Приложение 1).
Много пословиц народ сложил об учении и науках, и вы отправляетесь по маршруту. На каждой станции вы будете получать карточку со словом пословицы. Таким образом, после прохождения станций, у вас будет 4 части пословицы, которую вы должны будете собрать. Желаем удачи!
(Варианты пословиц:
- Знание собирается по капле.
- Мудрым никто не родился, а научился.
- Учение – путь к умению.)
“Занимательная словесность”
Введение (Слайд 4)
Вы на станции “Занимательная словесность”.
Знакома ли вам наука филология? Что она изучает? (Ответы детей.)
Филология – содружество гуманитарных дисциплин: литературоведческой, исторической, лингвистической (изучает языки).
"Выучить несколько языков - дело одного или двух лет, а научиться говорить на своем языке, как следует, надо полжизни." (Вольтер)
Сегодня вы познакомитесь с несколькими словесными головоломками.
Задание “Метаграмма” (Слайды 5-8)
Первое задание – метаграмма.
Метаграммы – это слова-загадки, которые получаются из другого слова при замене в нём одной буквы.
С “И” - ветвями шевелит,
Пчёл цветочками манит.
С “У” - поможет видеть глазу:
Увеличит всё и сразу.
(Липа-лупа)
Из-под ёлки, ёлки
Вылезли иголки.
Поменяли “Ё” на “У” -
Растянулся он в длину.
(Ёж-уж)С буквой “М” -
Янтарный, сладкий,
С буквой “Л” -
Холодный, гладкий.
(Мёд-лёд)С “Д” - из года в год встречаем,
С “Т” - за нами ходит вслед,
С “П” - в лесу мы замечаем,
С “Л” - труду наносит вред.
(День-тень-пень-лень)
Задание “Криптограмма” (Слайды 9-10)
Перед вами запись, сделанная способом тайного письма. Она называется криптограммой. Здесь зашифрована пословица о русском языке. Разгадайте шифр и прочитайте пословицу.
Проверьте: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”.
Задание “Анаграмма” (Слайд 11)
Следующая литературная загадка – анаграмма. Это перестановка букв определённого слова или словосочетания, в результате которой получается другое слово или словосочетание.
Поменяйте буквы местами и составьте из них слова.
В награду за хорошую работу вы получаете карточку со словом пословицы. (Учитель отдает карточку со словом пословицы. Приложение 5) (Слайд 12)
“В царстве Математики”
Введение (Слайды 13-14)
Почему так говорят: “Математика - царица наук”? (Ответы детей.)
Кому принадлежит это высказывание? (Немецкому математику Карлу Гауссу.)
Карл Гаусс считается одним из величайших математиков мира. (Дополнительная информация для учителей и учащихся 4 классов: “Дед Карла был бедным крестьянином, отец был каменщиком, садовником, смотрителем каналов. С двухлетнего возраста маленький Карл показал себя вундеркиндом. В три года он умел писать, читать, даже исправлял ошибки отца при подсчётах.
Гаусс свободно владел несколькими языками, одно время стоял перед выбором науки – филология или математика, но предпочёл математику. Много своих трудов Карл Гаусс написал на латинском языке, любил французскую, английскую, русскую литературу. В 62 года Карл Гаусс начал изучать русский язык и преуспел в этом деле”)
Задание “Математическая дорожка” (Слайды 15-16)
А сегодня мы отправимся в гости в воображаемое царство Математики. Для того чтобы попасть в царство, нужно пройти по математической дорожке. Расположите чётные числа в порядке возрастания.
158, 40, 12, 55, 305, 17, 39, 302, 416, 42, 25,100, 541
(12, 40, 42, 100, 158, 302, 416)
Проверим. Получилась дорожка из цветов радуги.
Задание “Найди геометрические фигуры” (Слайды 17-18)
Во дворце вас встретила царица Математика. Рассмотрите, из каких геометрических фигур она состоит? Вам нужно раскрасить соответствующие фигуры на рисунке таким же цветом.
Возможны 2 варианта выполнения задания:
1 - на ноутбуках в программе ПервоЛого дети раскрашивают фигуры с помощью инструмента “заливка” (Приложение 2);
2 - дети раскрашивают цветными карандашами распечатанные карточки с геометрическими фигурами (Приложение 3).
(Работать можно в парах, группах и индивидуально.)
А теперь проверьте свою работу на экране.
Задание “Узнай число” (Слайд 19)
Во дворце много цветов. Все они математические. Царица Математика превратила числа в цветы, то есть каждый цветок – это число. Узнайте, какое число обозначает каждый цветок.
- нарцисс + нарцисс = ромашка
- нарцисс - анютины глазки = анютины глазки
- анютины глазки + нарцисс = орхидея
- орхидея - мак = роза
(На экране поочередно появляются цветочные примеры. Два цветка уже известны: ромашка - 8, мак - 1.)
Царица Математика благодарит вас за работу и желает вам учиться только на “розы”.
А вот и “сбежавшее” слово. (Учитель отдает карточку со словом пословицы.) (Слайд 20)
“Математика в мире профессий”
Введение (Слайд 21)
Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. Но с математикой связана и литература, и история, и изобразительное искусство, и физическая культура, и музыка и др.
А какие профессии связаны с математикой? (Ответы детей.)
Задание “Отгадай загадку” (Слайды 22-29)
Я загадаю загадки о профессиях, а потом из отгадок вы составите кроссворд.
(За правильный ответ ребёнок получает две карточки со словами-отгадками, одно слово - по горизонтали и одно - по вертикали для моделирования кроссворда. Приложение 3).
Расчёт зарплаты - знать пора -
Проводят в срок ... (бухгалтера)
Как эта профессия связана с математикой? (Этот вопрос задаётся после каждой загадки.)
С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
Так рассказывает классно
Наш любимый ... (педагог)
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (банкир)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ... (продавцы)С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт ... (почтальон)Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома ... (строитель)Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу,
И рукой крутя баранку... (шофёр)От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас ... (программист)
Задание “Составь кроссворд”
Отгадка последней загадки прикрепляется на доску.
Начинается моделирование кроссворда. Дети поочерёдно прикрепляют свои слова, выбирая расположение слова по вертикали или по горизонтали.
А теперь расскажите, как математика связана с профессиями ваших родителей. (Ответы детей.)
Вы получаете карточку со словом пословицы. (Учитель отдает карточку со словом пословицы.) (Слайд 30)
“Удивительный мир природы”
Введение (Слайд 31 )
Вы попали на станцию “Удивительный мир природы”. Догадайтесь, с каким школьным предметом она связана? (Окружающий мир.)
Но предмет “окружающий мир” – это не наука. А изучение каких наук включает в себя окружающий мир? (Биология, география, физика, астрономия, химия, обществознание, история, ботаника, зоология, экология, экономика и др.)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми областями наук, которые изучает окружающий мир.
(На экране 5 карточек. Выбор происходит в произвольном порядке.)
Задание “Кроссворд” (Слайды 32-33)
Знакомимся с наукой астрономией. Что изучает эта наука? (Небесные тела.).
Я вам предлагаю разгадать кроссворд:
- Как называется сторона света, где заходит солнце? (Запад.)
- Горячее, светящееся небесное тело. (Звезда.)
- Вселенная, мир - синонимы этого слова. (Космос.)
- Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце.)
- Что находится внутри нашей планеты? (Ядро.)
Какое ещё слово спряталось в кроссворде? (Земля.) Как оно связано с космосом? (Планета.)
Задание “Разбей на группы” (Слайды 34-36)
Знакомимся с наукой географией. Что изучает эта наука? (География изучает страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села.)
Вы получите карточки, на которых написаны географические понятия. Ваша задача – распределить понятия на группы и назвать эти группы.
(Дети получают карточки: Юпитер, восток, Лена, Меркурий, Москва, Париж, северо-запад, Киев, Дон, Венера, Енисей, Рим, юг, Днепр, Плутон, север. Приложение 4)
- Сколько групп у вас получилось?
- По какому принципу вы объединили слова?
- Давайте проверим вашу работу.
- Какое слово можно распределить в 2 столбика? Почему? (Москва - и город (столица), и река.)
Задание “Викторина” (Слайд 37)
Знакомимся с науками ботаникой и зоологией.
Что изучает ботаника? (Растения.)
Что изучает зоология? (Животных.)
Я буду задавать вопросы, а вам нужно быстро на них отвечать. (Вопросы на слайде можно выбирать в любом порядке. При нажатии на кнопку, появляется вопрос, а цифра подкрашивается красным. При повторном нажатии - вопрос и цифра на кнопке исчезают.)
- Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Потому что птица бросает гнездо, если тронуть яйцо руками.)
- Почему комнатные растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его лучи, как маленькие увеличительные стёкла, и растение может при этом получить ожог.)
- Что значит “волка ноги кормят”? (Волк не стережёт добычу в засаде, как кошки, а догоняет её бегом.)
- Какой лесной зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки. Она подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкормку другим птицам.)
- Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет.)
- Чем стрекочет кузнечик? (На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)
- Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак действительно всегда назад, но к пище всегда устремляется вперёд.)
- Растёт ли дерево зимой? (Не растёт: замирает).
- Почему ласточки перед дождём низко летают? (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле.)
- Куда обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу, т.е. прямо на юг.)
Задание “Невидимые чернила” (Слайд 38)
Знакомимся с наукой химией. Что изучает эта наука? (Вещества, взаимодействие веществ.)
Я расскажу вам, какой опыт можно проделать дома самостоятельно. Благодаря этому опыту, вы сможете создать секретные “невидимые чернила”.
В чашечку налейте немного молока или лимонного сока. Возьмите белый лист бумаги и пипетку (или кисть). Наберите в пипетку немного сока или молока и напишите что-нибудь на бумаге.
Затем дайте бумаге хорошенько просохнуть. Надпись исчезнет и станет невидимой. Поднесите лист к настольной лампе, чтобы он немного нагрелся. Не прислоняйте плотно. Через некоторое время надпись проявится.
Задание “Игра “Песчинки” (Слайд 39)
Как вы думаете, что изучает обществознание? (Наше общество и связи в нём.)
Предлагаю вам игру, в которой вы покажете, насколько у вас дружный и сплочённый коллектив.
Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень лёгкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда “Ветер дует”, вы начнёте двигаться по комнате. Когда я назову число, например, три - песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
В награду за хорошую работу вы получаете карточку со словом пословицы. (Учитель отдает карточку со словом пословицы.) (Слайд 40)
(После прохождения всех станций идёт перемещение с 3 слайда на (Слайд 41) по стрелке.
Итог игры (линейка)
(Если игра проводится в одном классе, то итог игры подводится в классе, если играют несколько классов, то все команды собираются на линейку.) (Слайды 41-42)
Прикрепите карточки со словами на доску. Какая пословица у вас получилась? (Ответы детей)
Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)
Поздравляем! Вы успешно справились со всеми заданиями на станциях и правильно собрали пословицу. Помните, что ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.
Желаем вам никогда не останавливаться на достигнутом и двигаться вперёд.
До новых встреч, друзья!
(Слайды 43-44 - ссылки на используемые источники.)