Методика преподавания тригонометрии в старших классах. Часть 4 "Тригонометрические функции и их графики"
Урок № 29. Функция 
- Анализ контрольной работы.
- Функция
(Рис.13).
Обсудить: область определения, множество значений. Выбрать
единичный отрезок на оси Х:
клеточкам, тогда 1 клеточка равно
. По оси
Y:
клеточкам. Составить таблицу и
построить график по точкам. Здесь учителю необходимо "заглянуть" в
каждую тетрадь и проконтролировать верное выполнение
заданий.

Рис.13
Исследовать функцию на нули функции, промежутки
монотонности. Ввести четность, нечетность, четкое определение
периодичности, понятие основного периода ![]()
- Решение упражнений.
,
,
продемонстрировать
решение на графике.
,
продемонстрировать решение на
графике.- Функции
Определить множество значений, построить
графики. - Функции
Определить
, построить графики. - Функция
.
Что происходит: куда сдвигается график (или оси)?
.
Д/з: 1) построить график
;
2) № 10.6, 10.7, 10.8 (в, е), 10.9 (а, в).
Урок №
30. Функция 
1. Проверка д/з.
.
Оказывается график функции
уже построен в д/з. Проверить по
таблице.
2. Исследовать функцию: построение урока аналогично уроку № 27.
3. С/р на 15 минут:
|
I |
II |
|
Построить график и исследовать функцию |
|
|
|
|
|
Найти |
|
|
|
|
- Д/з; вариант соседа, № 10.15, 10.16, 10.17 (а, г), 10.18 (а, в).
Урок № 31. Функции
, 
- Анализ с/р.
область определения, множество значений.
Построение графика по составленной таблице. (Рис.14)

-
Рис.14
Исследование функции, сравнение с функцией
(взаимно-обратные на промежутке
) (Рис.15)3.

Рис.15
Область определений, множество значений (аналогично пункту 2)
4. Решение упражнений.
5. С/р: построить графики и исследовать функции:
I-В:
, II-В:

Д/з:
1) вариант соседа;
2) показать на графике: № 7.77, 7.80, 7.86, 7.89.
Функции y= tgx и y = ctgx
Урок № 32. Функции
,
.- Анализ с/р.
область определения:
или
. Множество значений.
Составить таблицу и построить график.
Область определения
или
Множество значений.
Составить таблицу и построить график. Исследовать функцию.- Решение упражнений. Построение графиков функций: сжатие, растяжение, сдвиг, модуль, графическое решение уравнений и неравенств.
- С/р:
,

Д/з:
Вариант соседа 10.23
10.31
10.24
10.32
10.25 (а, б)
10.33 (а, б)
Урок № 33. Функции
,
.1. Анализ с/р.
2.
область определения, доказательство
значений (Рис.16)
Рис.16
Построить график, исследовать функцию, сравнить с
(Рис.17)
Рис.17
3. Аналогично,
(Рис.18).
Рис.18
4. Решение упражнений;
Д/з:
1) построить
;2) №8.41 показать на графике, № 8.34.
Уроки № 34, 35, 36 - резерв (решение задач).
Урок № 37. Контрольная работа
Предлагаемые варианты:
I вариант
II вариант
1) Найти область определения функции 

2) Найти множество значений функции 

3) Построить графики функций


Следует отметить, что данная подача материала очень плотная и насыщенная, практически не оставляет времени для опроса у доски. Устное общение учителя с учащимися должно осуществляться при обсуждении нового материала и разборе самостоятельных работ, которые выполняются практически на каждом уроке. Даже при такой форме работы мы с трудом вписываемся в отведенное планированием время. Но тем не менее, если в классе есть ребята, претендующие на высокие баллы при сдаче ЕГЭ, мы не имеем право упрощать программу.
Конечно, если результаты письменной работы неудовлетворительны у всего класса, следует "притормозить" и еще раз разобрать тему. Если же неудовлетворительные результаты у отдельных учеников, то им обязательно нужно предоставить возможность пересдать конкретную работу в течение 2–3 дней (не более, т.к. они не смогут усваивать следующие темы) и не выставлять в журнал плохую оценку. Если работа пересдана в оговоренные сроки, то оценку за нее без понижения и придирок следует выставить в журнал. Тогда у ребят появится дополнительный стимул к пересдаче.
Разумеется, может случиться так, что мы не уложимся в запланированное число уроков, даже при предусмотренном резерве. Сэкономить уроки можно в начале года, на теме "рациональные выражения, уравнения, неравенства", т.к. эта тема хорошо изучалась в курсе основной школы и на повторении в конце года. Злоупотреблять этим тоже не следует, но по паре уроков в начале и в конце года "отщипнуть" можно без фатальных потерь, тем более, что это единственная тема 10-го класса, где ребятам действительно непросто, остальные темы усваиваются ими намного легче и доставляют им большее удовольствие. Впрочем, если ученики усвоят тригонометрию хорошо, то решение тригонометрических задач будет доставлять им не меньше радости, чем решение задач по другим темам.