Урок № 12. Определение тангенса и котангенса. Оси тангенса и котангенса.
1. Анализ самостоятельной работы.
2. Определение тангенса и котангенса.
3. Оси и доказательство (геометрическое) (Рис.3).
подобен (по острому углу)
подобен
(по острому углу)
4. Табличные углы и знаки (Рис.4) Здесь очевидно
Здесь же следует обратить внимание, что значения тангенса и котангенса повторяются через каждые пол-оборота.
5. Решение упражнений.
6. С29 на 6 минут.
В № 3 можно предложить ребятам переобозначить углы а) , б) , в) , г) , тогда задание можно выполнить на одной окружности – это займет меньше времени.
Не следует при выполнении заданий требовать изображения "идеального" круга. Ребята должны рисовать "понятный" (не маленький!) круг от руки.
Д/з: С29, ВIV, №8.5, 8.10, 8.11, 8.14, 8.15.
Урок № 13. Основные формулы для тангенса и котангенса.
1. Анализ самостоятельной работы.
2. Формулы этого параграфа уже известны ребятам из курса планиметрии. Важно обратить внимание, что зазубривать формулы мы не будем. В основном все тригонометрические формулы выводятся. На те формулы, которые следует вызубрить, учитель укажет.
Пример:
Дано:
Найти: (Рис.5)
1. Прежде всего найти:
2. Затем .
Хотим найти , следовательно,
3.
Или знаем , и хотим найти :
Знаем , значит, знаем и и т.д.
3. Решение упражнений.
- С30 на 8 минут.
4. Д/з: С30, ВIV, №8.22 (г, д), 8.25 (а), 8.26 (а), 8.27 (а, в).
Урок № 14. Формулы приведения для тангенса и котангенса.
Здесь мы снова отступим от традиционного изложения темы по указанным выше причинам.
1. Анализ самостоятельной работы.
2. Изложение нового материала здесь существенно проще, чем для и , т.к. мы уже наглядно доказали, что (Рис.6)
:
(по катету и острому углу)
Следовательно,
(по катету и острому углу)
по катету
и острому углу
Далее аналогично уроку № 5 выводим правило применения формул приведения.
3. Решение упражнений.
Д/з: № 171 (д, з), 172 (е, ж), 173.
Урок № 15. Арктангенс и арккотангенс.
1. Решить уравнения и .
2. Предложить решить уравнения и .
Ребята сами сделают вывод, что по аналогии с арксинусом и арксинусом нужно ввести понятие арктангенса и арккотангенса. (Рис.7)
Провести сравнительный анализ области определения арксинуса и арктангенса, арккосинуса и арккотангенса.
3. Решение упражнений.
Каждое решение сопровождается рисунком, как и на уроке № 9.
4. С 31 на 12 минут.
№ 1, 2, 3, 4*.
Д/з: С31, ВIV, № 8.37 (а, г, ж), № 8.35 (а, д, и), №8.36 (ж, и), 8.41 (а, г, ж), 8.42 (а, д, и), 8.43 (ж, л).
Урок № 16. Решение уравнений
- Анализ самостоятельной работы.
- Решение уравнений.
- Подготовка к контрольной работе.
Д/3: № 181, 184 (в, г), 186, 11.3 (в, г, и, к), 11.4 (б, ж), 11.8.
Урок № 17. Контрольная работа
К/р № 5 + № 1(б) из к/р № 7.