Планируемые результаты деятельности:
Предметные:
- развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и;
- правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью;
Метапредметные:
Регулятивные:
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре, в группе.
Личностные:
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению правила постановки запятой в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но;
Средства: технология системно-деятельностного подхода.
Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии.
Ход урока
Результаты этапа | Ход урока | Взаимодействие в
образовательном процессе |
|
Действия педагога | Действия обучающихся | ||
1. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности. | |||
Формальная готовность к уроку.
Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка,
самооценка. Эмоциональный настрой. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. |
Психологический настрой на урок. СЛАЙД 2 - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит много работы: мы будем выполнять задания в группах, в парах, самостоятельно. - Кто желает оценить свою готовность к уроку и настрой на работу? Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью “Оценочных листов” Приложение 1 Я желаю вам успеха. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности; создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); управляет ситуацией самооценки. | Выполняют самооценку готовности по
критериям. Настрой на урок. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. | |||
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 1. – Откройте тетрадь. Что надо
записать? (Дату и вид работы.) Комментированная запись. 2. Прочитайте ключевые слова темы (с.77). Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках и дополните этот ряд ключевых слов. СЛАЙД 3. 3. Работа с деформированным предложением. СЛАЙД 4 - Составьте предложение из слов: удар, вспыхнула, грома, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула молния, и раздался удар грома.) - Запишите предложение, выделите
грамматическую основу. Составьте схему (одна
пара работает у доски). (сделать чтобы слова на
доске двигались) |
Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий; организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, определений, алгоритмов; активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу . | Выполняют задание. Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью. Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа. Проверяют свои работы по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. | |||
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | 1. Графический диктант. Приложение
2. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте “+”,с неверными “–”. Самопроверка. СЛАЙД 5 Проверьте по эталону: - + - - + - Кто допустил ошибки? - В чём причина? - Кто справился без ошибок? Оцените свою работу (лист оценивания п.2) |
Организует ситуацию для определения границ знания и незнания; уточняет алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; | Формулируют своё затруднение
(недостаточность знаний, способов действий). Проговаривают проблему. Анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения. |
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. | |||
Постановка целей деятельности и на этой
основе - выбор способа и средств их реализации. Сформулированная и зафиксированная учебная задача. |
1.Вспомните утверждения и
попробуйте сформулировать тему нашего урока. СЛАЙД 6. ТЕМА: “Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами с союзами И, А, НО”. Какие цели перед собой поставим? СЛАЙД 7. 1. Научится различать сложные и простые предложения . 2. Выявить сходство и различие в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами Составим план. СЛАЙД 8. 1. Повторить алгоритм постановки запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. 2. Сравнить правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами. 3. Выполнить ряд упражнений для закрепления умений постановки запятой в предложениях с союзами А,И,НО. 4. Составление схем предложений. Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Оцените свою работу (Лист оценивания п.3) : – Активность и правильность ответов на вопросы (1 балл – активность; 1 балл – правильность) |
Организует ситуацию формулирования
цели и темы для изучения Фиксирует учебную задачу. |
С помощью учителя формулируют цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Формулируют индивидуальную цель своих будущих действий ; выбирают способ и средства . устанавливают, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать. |
5. Этап реализации построенного проекта. | |||
Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | I. Давайте сейчас вспомним правила
постановки знаков препинания в простом и сложном
предложениях, если в них есть союзы. - Вспомним алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Приложение 3. СЛАЙД 9 Проверим правильность. Оцените свою работу (лист оценивания п.4.) Работаем в группах. Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение. Задания для групп: СЛАЙД 10. 1). Определить, к какому типу относятся предложения. 2) В соответствии с этим поставить недостающие знаки препинания 3) Подобрать к предложениям схему Представление групп результатов работы: Сравните случаи постановки знаков препинания в сложном и простом предложении. – Какие случаи похожи? – Какие случаи надо особенно проверять? Сравните свои результаты с эталоном . СЛАЙД 11-12. Оцените работу группы (Лист оценивания п.5). |
Организует ситуацию решения задания, проговаривая его во внешней речи; организует ситуацию решения учебной задачи. Организует ситуации построения модели понятия; организует деятельность по построению (уточнению) алгоритма. | Самостоятельно работают в группах. Соотносят свои результаты с эталоном для самопроверки. |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. | |||
Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | У кого были затруднения. - Какие? - Как вы их решали? 1. Составление рассказа на грамматическую тему по плану упр. 81 с использованием примеров из заданий рабочей тетради. Можно сначала построить коллективный рассказ по цепочке (не озвучивая вопросы). Затем заслушиваются 2–3 рассказа целиком. Исправления и дополнения вносятся после ответа ученика. Оцените свою работу (Лист оценивания п.6) : – Активность и правильность ответов на вопросы (1 балл – активность;1 балл - правильность) Работа в группе: Составьте для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. Схема может быть такой. СЛАЙД 13. Защита проекта-схемы. Оцените свою работу (Лист оценивания п.7) ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 14-15 |
Организует обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения; особое внимание здесь следует уделяется тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. | Участвуют в обсуждении затруднений. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | |||
Умение применять алгоритм в
самостоятельной деятелности. Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. |
1. Откройте “мудрые книги”. Найдите
такую схему и дополните её словами. СЛАЙД 16
Оцените свою работу (Лист оценивания п.8) 2. Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО. СЛАЙД 17 I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания: СЛАЙД 18 Взаимопроверка. Проверьте правильность выполнения задания. СЛАЙД 19-21. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? Оцените свою работу (Лист оценивания п.9.) |
Предлагает выполнить систему заданий
по алгоритму. Организует самооценку усвоения детьми способа действия. |
Самостоятельно выполняют задания с
проговариванием алгоритма. Сравнивают с
эталонам. Осуществляют самоконтроль и
самооценку своей работы и фиксируют знаково
результаты; Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | |||
Использование алгоритма деятельности. применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного . |
- Какова роль союзов в предложении? (Соединяют части предложения или однородные члены) - Какие вы знаете союзы? (И,А,НО). Перед вами карточки. Слайд 22. а) подбери подходящие по смыслу союзы; б) расставь недостающие запятые; в) составьте схемы предложений. Проверка задания. СЛАЙД 22. Оцените свою работу (Лист оценивания п.10): правильность постановки союза – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении). Соедините вид предложения с нужными союзами: СЛАЙД 23. свой выбор объясните. Оцените свою работу (Лист оценивания п.11) ТЕСТ Приложение 10. СЛАЙД 24. Проверка. СЛАЙД 25. Оцените свою работу (Лист оценивания п.12) |
Организует самостоятельную работу; организует работу, в которой рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой. | Выполняют задание. Оценивают работу. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий. |
9. Этап рефлексии деятельности на уроке. | |||
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. | – Какие цели перед собой ставили? – Достигли мы их или нет? – Что самого важного для себя вы поняли на уроке? – Что было легко на уроке? Почему? – В чем затруднялись? Почему? - Какие умения формировались? Выставляем оценку за урок. Подсчёт баллов. 22-19 баллов – “5” 18-15 балла – “4” 14 -11 баллов – “3” СЛАЙД 26. |
Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. | Участвуют в диалоге с учителем. Оценивают работу свою и класса в целом. Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. |
10. Домашнее задание. | |||
Задание для домашней работы вы можете выбрать сами: СЛАЙД 27. | В соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание. |