Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
- Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
- Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: самостоятельно выделять
и формулировать познавательные цели; сравнивать
свои знания с тем, что им предстоит узнать за
учебный год; осуществлять поиск необходимой
информации (из материалов учебника, из рассказа
учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Актуализация знаний и формулирование проблемы урока
На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ... (глобус). (Слайд 2)
- А что такое глобус?
- Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте) (Слайд 3)
- Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (детям предлагается фотография планеты на слайде) (Слайд 4)
- Какого цвета больше? (Больше голубого)
- Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты)
- А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
- Чего больше на планете Земля? (Воды)
Работа в парах.
(учитель напоминает о правилах работы в парах:
- Уважай своего товарища.
- Умей выслушать.
- Не согласен – предлагай)
У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).
К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)
Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”.
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд, море)
Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река) (Слайд 5)
- Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.)
- Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет)
- Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)
Постановка проблемного вопроса
- Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?) (Слайд 6)
- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки)
- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).
А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.
- Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)
- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.
- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки)
III. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику с.66
- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
(дети называют реку Осётр)
- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река) (Слайд 8)
- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)
- В какую реку впадает Осётр? (в Оку) (Слайд 9)
- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва) (Слайд 10)
- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)
- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)
- Назовите её. (Волга) (Слайд 11)
- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)
- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)
- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море) (Слайд 12)
- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).
Физкультминутка
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
(встать из-за парт)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(шаги назад)
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
(шаги вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками)
Набирая полный ход.
(ходьба на месте)
IV. Практическая работа в парах
Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (Про море)
- Рассмотрите фотографии в учебнике, как вы думаете, где река, а где море?
- Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? (различаются размером: река меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)
- А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море
Описание работы:
(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)
Цель: найти отличие морской и речной воды.
Оборудование:
На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.
План работы:
1. Сравните речную и морскую воду по цвету.
2. Сравните речную и морскую воду по запаху.
3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.
Результаты опыта дети заносят в таблицу, сравнивают полученные результаты и делают выводы
План работы | Наблюдения | Выводы |
1. Поднесите оба стакана к листу цветной бумаги и посмотрите сквозь стакан. Что заметили? | Через стаканы с водой можно определить цвет бумаги. | Морская и речная вода прозрачная, т.е. по этому признаку отличить нельзя. |
2. Определите, имеет ли вода в стаканах запах. Для этого понюхайте воду в каждом стакане. | Вода не имеет запаха | Морская и речная вода не имеют запаха, по этому признаку нельзя определить речную и морскую воду |
3. Попробуйте воду в каждом стакане на вкус. Что заметили? | В стакане под номером 1 вода на вкус пресная, а в стакане под номером 2 солёная. | Речная вода - пресная, а морская - солёная, т.е. вода в реке и в море отличается по вкусу. |
- Так чем же ещё отличается море и река?
Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.
- Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).
Физминутка
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, на месте замри!
V. Экологическая беседа
Почему воду нужно беречь и охранять? (Слайд 13)
– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется. (Слайды 14 - 15)
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Слайды 16 - 17)
Вывод:
Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Рассказ учителя откуда берется вода в реке (Слайды 18 - 19)
- Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество. Давайте посмотрим некоторые из них на слайдах и попробуем их запимнить. (Слайды 20 - 23)
- А теперь проверим как хорошо Вы запомнили названия рек о которых мы сегодня говорили.
Работа в парах.
Из букв собрать названия рек. (Слайд 24)
VI. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).
Ответили ли мы на главный вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)
Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:
Сегодня на уроке:
- Я научился.....(различать реку и море)
- Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)
- Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...)
6.1. Самооценка.
Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо).