В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.
Но если результаты образования – это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то в новых условиях особое значение приобретает их контроль и оценка: виды, содержание, а главное – цели и задачи. В педагогической теории и практике различают входной, текущий, тематический и итоговый контроль.
В практической деятельности в преподавании географии наиболее часто используются следующие виды контроля:
- теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного раздела);
- практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);
- комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).
Тестирование, широко используемое в практике современной школы, является одной из технологичных форм проведения контроля. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений; ведётся учет успеваемости; корректируются учебные достижения.
Тестирование (от слова test — испытание, проверка). Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям. Традиционный тест по географии представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционных тестов - установить уровень знаний, полученных на уроках географии. И на этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых.
Понятие "длина теста" введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.
В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
Тест — это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура, после которой обязательно должна проводиться коррекция знаний или работа над ошибками.
Работа над ошибками – это работа учащихся, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью работы над ошибками является разбор и отработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Данный процесс обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках учащихся, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке географии:
- Консультация
- Коррекция ЗУН
- Диагностика результатов
- Оценочная деятельность
Фронтальная работа над ошибками выполняется после проведения контрольного тестирования. Целью этой работы является восполнение самых серьезных и частых пробелов, обнаруженных в знаниях учащихся. Учитель должен придерживаться следующих правил:
Из числа допущенных ошибок надо выделить 3-4 их типа для анализа в классе. Следует помнить, что нельзя переходить от одной закономерности к другой и ограничиваться лишь их поверхностным перечислением, бессистемным и малоэффективным повторением.
При определении того, какие типы ошибок следует взять для разбора на данном уроке, надо руководствоваться:
а) степенью значительности ошибки;
б) ее распространенностью;
в) степенью трудности соответствующего правила или закономерности для понимания и усвоения его учащимися.
Для успешного проведения работы над ошибками нужно:
а) подобрать материал (примеры) для повторения на соответствующую закономерность;
б) продумать дифференцированное домашнее задание.
Индивидуальная работа – это обязательно учёт индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальная работа над ошибками имеет основную цель: развитие у учащихся умения анализировать собственную деятельность, научиться исправлять и предупреждать ошибки. Учащийся, самостоятельно выписывая и классифицируя собственные ошибки, готовит устный ответ. Защита работы над ошибками, если она готовится учеником в домашних условиях, может проходить и в нетрадиционной форме ( в виде игры, викторины, кроссворда). Отрабатывается определенная группа ошибок, вызывавшая затруднение у нескольких учащихся в тесте.
Групповая работа является на мой взгляд наиболее интересной. Цель данной работы: развитие умения составлять сообщения на тему, классифицировать допущенные ошибки, воспитывать чувство коллективизма. Формируются группы по 5-6 человек, в группе обязательно должен быть сильный ученик. Существуют ролевые алгоритмы деятельности каждого ученика этой группы.
Роли | Главный | Исполнители | Контролер |
Задачи | Объясняет суть ошибок | Подбирают практический материал из учебника для проверки знаний | Анализирует и оценивает работу всей группы |
Вся группа составляет алгоритм для более быстрого запоминания данного правила или какой-либо закономерности. Групповая работа над ошибками отличается от фронтальной тем, что она позволяет учащимся работать более самостоятельно и восполнять именно пробелы в знаниях каждого ученика, а не разбирать всем классом (что особенно неприемлемо для “сильных” ребят) несложные ошибки.
Эффективная, грамотно выстроенная система контрольных мероприятий позволяет осуществить обратную связь для корректировки образовательного процесса, а в конечном итоге, высокого качества результативности обучения.