Приоритеты инновационных технологий на современном уроке

Разделы: Технология


Современный урок – свободный урок, урок, освобождающий от страха: где никто никого не пугает и никто никого не боится.
Щуркова Н.Е.

Внедрение в процесс обучения инноваций способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые инновационные образовательные технологии в учебный процесс. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование же несет собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования К.Д. Ушинский.

«Век живи – век учись»,– так гласит народная мудрость. Всю жизнь в вечном поиске находятся педагоги – люди с беспокойной душой, беспокойным сердцем. И это, наверное, правильно, потому что как только педагог перестает работать над собой, когда нет ни времени, ни материальных возможностей на это, в первую очередь страдают учащиеся. В нашем Учебно-профориентационном центре делается все, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и образовании. Одной из форм такого обучения стало изучение метода проектов. Преподаватели работают над темой семинара: «Применение инновационных технологий на современном уроке». Актуальность выбора темы продиктована тем, что в наше время требуются компетентные специалисты, владеющие информационными технологиями. умеющие заинтересовать учащихся и раскрыть их творческий потенциал.

Инновационный опыт педагога – это, пожалуй, одно из основных и приоритетных направлений образования. Каждый педагог обязан внести что-нибудь своё, качественно новое в общении с учащимися, и через это постичь своё истинное предназначение. Конечно, невозможно передать все знания, но важно научить учащихся самостоятельно находить их, показать им путь, алгоритм постижения знания. Это сложно, банальным штудированием учебника этого не добьёшься. Современные подходы в обучении учащихся предполагают использование таких технологий, таких приёмов и средств обучения, которые способны обеспечить продуктивную деятельность.

Современные образовательные технологии наглядно демонстрируют широкие возможности и перспективы сотрудничества учащихся и преподавателя в ходе работы над проектом, когда решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, так как цель сегодняшнего, и в первую очередь, современного образования, чтобы из учебного заведения выходил не человек, напичканный знаниями, а человек – личность. Совместная работа над проектом, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействовали качественному усвоению темы учащимися, продвижению их в общем развитии, раскрытию их талантов.

Обсуждая проблемы использования проектно-исследовательской технологии, рассмотрев вопросы актуальности поставленной проблемы, преподаватели пришли к единому мнению о том, что проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями, способность к целеполаганию, самообразованию и самоорганизации. Отсюда очевидна задача преподавателя – акцентировать внимание на формировании коммуникативных навыков, творческой самореализации учащихся посредством работы над проектным заданием, так как в ходе работы над проектом формируются, а затем на практике применяются все выше перечисленные умения и навыки. Презентация и творческий проект из своей практики и по своей специальности.

В управлении образовательным процессом и разработке стратегии развития на краткосрочный и долгосрочный периоды в «Тираспольском учебно-профриентационном центре» используется система проектов и программ, что позволяет значительно повысить гибкость управления и дает возможность создать творческую атмосферу в педагогическом коллективе. Управление с использованием проектов и программ основано на том, что они являются частью общей управленческо-организационной структуры учебного учреждения. Проектная деятельность организована на уровнях тактического и стратегического управления учреждением, акцентируя внимание на предметном содержании и инновационных способах реализации проектов.

Система управления УПЦ, включающая проектную деятельность, основывается на основных принципах профессионального обучения: гуманизации и демократизации обучения; профессионально-технической направленности; соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, системности и последовательности обучения.

В УПЦ разработаны и реализуются проекты и целевые образовательные программы по наиболее актуальным проблемам подготовки специалистов. С целью повышения эффективности управления проектами и программами сформированы творческие группы педагогов и учащихся. Деятельность творческих групп основана на переводе с оперативного (исполнительского) уровня на уровни тактического и стратегического управления. Важным условием проектной деятельности творческих групп является умение работать в команде, т.к. содержанием работы является социальное проектирование, а общественные проблемы решаются коллективно, и только группа может внести устойчивые изменения в проблемную ситуацию.

Таким образом, созданная проектно-ориентированная модель управления инновационным развитием УПЦ позволяет на профессиональном уровне решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, повышает эффективность управленческой деятельности, обеспечивает личностный и интеллектуальный рост участников проектов, способствует активизации творческой деятельности и развитию креативности. В конечном итоге реализация проектов позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, что является важнейшей задачей профессионального образования.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к образованию. Если раньше традиционной была задача дать учащемуся определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Современный урок требует применение инновационных технологий. Одной из которых является метод проектов. Технология метода проектов способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе, самообразованию и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Такая технология наглядно демонстрирует широкие возможности и перспективы сотрудничества учащегося и преподавателя в ходе работы над проектом, когда решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, так как цель сегодняшнего, и в первую очередь, современного образования, чтобы из учебного заведения выходил не человек, напичканный знаниями, а человек-личность. Совместная работа над проектом, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействовали качественному усвоению темы учащимися, продвижению их в общем развитии, раскрытию их талантов.

Сегодня наполнять досуг подростка увлекательными, полезными делами, творческим, созидательным поиском – задача исключительной важности. К решению таких проблем нужно чаще привлекать учащихся – это позволит интегрировать их техническую и творческую деятельность, организовать их на проекты способные захватить своей новизной.

При проведении различных мероприятий нередко требовалось объединить усилия учащихся и их силами создавались замечательные, оригинальные и необычные проекты. Они становятся актуальными для демонстрации на выставках, используют как подарочные экземпляры, становятся украшением кабинета и выступают полезным материалом для наглядности. Накопленный опыт убеждает, что для поддержания интереса к труду учащимся необходимо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное выразить их индивидуальность и раскрыть творческий потенциал.

Применение метода проектов на занятиях изменяет деятельность преподавателя. С одной стороны, появляется возможность совместной творческой работы с учащимися. С другой стороны, возникает необходимость затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым, глубокого знания их возможностей, опасность поставить нереальные для них задачи.

Всем учащимся в начале учебного года предлагается предварительный перечень проектов. Темы проектов определяются на основе анализа материала, изучаемого по программе. Иногда темы проектов продиктованы местными, городскими и республиканскими акциями, конкурсами и другими мероприятиями. Выбор проекта имеет социальную направленность. Проект становится домашним практическим заданием учащихся и его конкретная задача – социальная помощь в организации развивающего досуга. Необходимостью является проведение сравнительного анализа предлагаемых тем, учащийся должен остановить свой выбор на одной и целенаправленно готовить свой проект. Если представлено право выбора, то и результат будет успешным, добровольность усиливает интерес. Тематику проектов зачастую подсказывают сами учащиеся.

Банк идей и предложений является основанием для выбора проекта.

Идея 1. Изготовить изделие по своему вкусу и увлечениям. Учащийся, который профессионально занимается футболом, решил выполнить проект печатного издания с описанием футбольных новостей. При защите проекта, он ребятам задал вопрос из своей книги: «Знают ли они 10 лучших футболистов мира», ребят идея захватила, у каждого родился проект создания издания по своей тематике и интересам.

Идея 2. Блокнот с разделителем по алфавиту и видам. Это всем понравилось, возникла идея подарочных вариантов.

Идея 3. Записные книжки, приуроченные датам или конкурсам, выступающие наглядной информацией. Важно иметь художественный вкус, а дизайнерское оформление поможет создать маленькие шедевры.

Идея 4. Профессиограмма профессии в виде раскладной книги.

Несет характеристику и познание специальности.

В программе «Искусство полиграфии» предусмотрено 4 занятия по верстке изданий. Учащиеся учатся работать на компьютере в программе верстки и создают готовые проспекты на разную тематику. Некоторые из них – это проекты рекламного и агитационного назначения:

Социальный проект:

  • Открытка ветерану
  • Спорт и здоровье
  • Город, в котором я живу
  • Журнал семейных ценностей

Творческий проект:

  • От ремонта до дизайна
  • Наша газета
  • Родителям с любовью
  • Альбом своими руками

Исследовательский проект:

  • Моя будущая профессия
  • Роль книги в жизни человека

Проявленный интерес к книжному искусству, а не аудио– и видеоинформации – это живой интерес. Он имеет право на существование. Потому, что ничто не заменит нам их внутренней теплоты.

Каждый проект – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Решать эти проблемы необходимо темы средствами, которые могут привести к ожидаемому положительному результату.

«Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на создание детьми нравственной ценности трудового начала жизни».
Лернер П.С.

Творческий проект «Книга – путешествие через века» из своей практики и по своей специальности, выполнил учащийся 11 класса Данилов Александр (см. «Проект»).

В наше время, время информационных технологий, интерес к чтению у учащихся падает. Информационный поток вытесняет традиционные печатные издания, они подвергаются опасности исчезновения. Книга становится не востребованной. Для того, чтобы обратить внимание на эту проблему, привлечь и призвать учащихся заинтересоваться этим феноменом, мы и создали этот проект.

В целях профориентации была выбрана модель рекламного постера, книги как исчезающего вида. Из нескольких предложенных вариантов был выбран один, который здесь представлен. Проект выполнен поэтапно с соблюдением условий техники безопасности и культуры труда.

В технологической части проекта предусмотрена технологическая карта для детального и последовательного выполнения технологического процесса изготовления изделия. Один из пунктов по данному проекту представлен в виде таблицы. Качественное составление технологического проекта ведет к успешному его применению. Экономически выгодные проекты имеют спрос.

Структура метода проекта отличается рядом признаков:

  1. учебно-исследовательская деятельность – главный итог достижение истины;
  2. проект – предполагает получение практического результата.

Любой проект – это маленькая победа.
Маленькая, но уже твоя.
И лишь тогда она станет большая
Когда трудился ты не зря.
Любой проект – это след в твоей жизни,
Маленький, но уже твой.
И лишь тогда он станет важный,
Когда трудился ты с душой.
В любой профессии открытия важны,
Мы их увидеть и показать должны,
Если преподаватель заинтересовать смог,
То это и есть современный урок!
В мир новых технологий, в современный век,
Широкий выбор: учиться, трудиться…
Раскрыть вас поможет – удачный проект.
УПЦ этим будет гордиться!

Жизнь требует от современного руководителя и педагога инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, комплексов, мешающих реализации инновационной деятельности, необходимо использовать все возможности для раскрытия и формирования личности учащегося.

Сегодня проектно-исследовательская технология одна из самых востребованных. Знание ее основ позволяет исключить учение без интереса, сделать процесс обучения интенсивным и результативным. Современные учащиеся в совершенстве владеют компьютером, им доступны любые информационные ресурсы. Преподавателю на уроке нужно лишь направить их знания и умения в нужное русло, и тогда исчезнет скука, учащиеся будут увлечены интересной работой, результатом которой станут их проекты: сборники стихов, собственные книги, литературные постановки, творческие и исследовательские работы, презентации, буклеты, газеты. Тогда учение будет проходить с увлечением. А значит, будут учиться педагоги! Будут осваивать новые технологии, экспериментировать, пробовать.

Желаю всем успехов и творчества!!!

Презентация