Урок географии по теме "Климат Южной Америки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока: рассмотреть особенности климата  Южной Америки.

Задачи урока:

  • определить причины, определяющие особенности климата материка;
  • рассмотреть главные особенности климатических поясов;
  • продолжить формирования умения анализа климатограмм и климатических карт;
  • развивать логическое мышление, научное мировоззрение, устную речь;
  • формировать познавательную самостоятельность через решение проблемных вопросов;
  • формировать коммуникативные качества, чувства товарищества и взаимопомощи в групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: беседа, работа в группах, разбор проблемных вопросов, анализ карт, климатограмм, работа с таблицей.

Оборудование: физическая и климатическая карты Южной Америки, проектор, экран,    мультимедийная презентация (Приложение 1), листы с заданиями для групп, термометр, зонт.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

Класс разбивается на пять групп

II. Постановка темы и цели урока

Учитель приносит с собой термометр и зонт.

– Могут ли пригодиться сегодня на уроке нам эти предметы? Почему? (Мы будем изучать климат,  возможно на изучаемом материке часто идут дожди.)
– На какой материк мы отправляемся? (Мы изучаем материк – Южная Америка)    Приложение 1,  слайд 1
– Изучая другие материки, мы узнали, что, Африка самый жаркий материк, Австралия –засушливый. А какого звания заслуживает Южная Америка. Как нам это узнать? (Цель урока: изучить особенности климата Южной Америки)
– Давайте вспомним, что нам уже известно об этом удивительном континенте.

III. Повторение изученного

1. Из каждой группы выбрать географические объекты Южной Америки. Объяснить свой выбор.

  • Капские, Драконовы, Анды
  • Килиманджаро, Котопахи, Камерун
  • Лаплатская, Центральная, Оринокская
  • Аконкагуа, Косцюшко, Тубкаль

Слайды 2-5

2. Дополните предложения:

В основании востока материка лежит ___________ платформа.  В приподнятых участках платформ находятся  __________ и _____________ плоскогорья.     __________ самые ________ горы на суше. Название гор ______ произошло от слова "___________", что на языке инков значит "__________". На материке находятся действующие вулканы _________ и ____________.

Cлайд 6

IV. Изучение нового материала

Актуализация знаний

–  Я на урок принесла термометр. Вспомните, для чего используется прибор термометр? (С помощью термометра измеряют температуру воздуха).
– Температура воздуха – это показатель какого компонента природы? (Климата)
– Вспомните, что такое климат? (Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной территории).
– Какие климатообразующие факторы определяют климат территории? (Географическая широта, воздушные массы, течения, рельеф).
– Чего на Земле 13? (По особенностям климата вся поверхность планеты разделена на 13 климатических поясов).
– В каких климатических поясах расположена Южная Америка? (Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном).

Каждая группа проведет исследование одного из них.  Слайд 7

Перед началом работы каждая группа выбирает лидера.

Работа в группах   (Приложение 2)

Каждая группа получает задание, в котором   должны определить климатический пояс по климатограмме, ответить на проблемный вопрос и заполнить в тетради таблицу:

 Элементы климата

Климатический пояс

 

Средние температуры января
Средние температуры июля
Господствующие вм,ветра
Годовое количество осадков, мм
Режим осадков

Э

С\Э

Т

С\Т

У

 

 

 

 

 

(Учитель помогает группам, если возникает такая необходимость, особенно при работе с климатограммой).

Проблемные вопросы для групп:

  • Выясните, почему западную Колумбию называют "мокрым углом" Южной Америки?
  • Почему, когда на Гвианском плоскогорье идут дожди, на Бразильском – сухо?
  • Почему пустыня Атакама одна из самых засушливых пустынь мира?
  • Почему западные и восточные части этого пояса получают разное количество осадков?
  • Сравните климат Южной Америки и Африки.    (группа более сильных уч-ся)

(Каждая группа отчитывается, остальные слушают, заносят необходимые сведения в таблицу, задают вопросы, если что-то не понятно. При этом на слайде демонстрируется та климатограмма, с которой работала группа)

Слайды 8-12

После отчета групп беседа по вопросам: 

– Сделайте вывод, чем отличаются климатические пояса материка? (Климатические пояса Южной Америки отличаются значениями температур, количеством осадков и режимом их выпадения, воздушными массами и господствующими ветрами).
– Чем вызваны эти различия? (Такие различия определяют климатообразующие факторы – географическая широта, рельеф, течения, циркуляция ВМ).
– Нужен ли нам зонт при посещении этого материка? (Да, на материке Южная Америка выпадает очень много атмосферных осадков).
– Какого звания заслуживает этот материк? (Самый влажный)
– Достигли мы цели нашего урока? (Да, мы изучили особенности климата материка и выяснили, что Южная Америка самый влажный материк).
– Сделаем вывод, почему на материке выпадает много осадков? (Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах; над большей частью территории устанавливается область низкого атмосферного давления; в тропическом и субтропическом поясах материк сужается; вдоль восточного побережья проходят теплые морские течения (Бразильское и Гвианское); восток материка – равнинный; преобладающие ветры – пассаты с Атлантического океана).   
– Какой океан больше влияет на климат южной Америки? Почему? (Большее влияние оказывает Атлантический океан, от Тихого материк ограждают горы Анды).
– Почему северная часть материка жарче, чем южная? (Из-за географического положения – экватор пересекает Южную Америку в северной части)
– Почему на побережье Тихого океана протянулась полоса пустынь? (Пустыни образовались в тропическом климатическом поясе, в области высокого атмосферного давления. Образованию засушливых пустынь способствует холодное Перуанское течение).

V. Закрепление изученного (работа в группах)

– Сейчас мы посмотрим, какая группа быстрее справится с заданием и применит полученные знания. (Каждая группа получает карточки с заданием)

Выстройте факты в логической последовательности:

  • Тёплые течения усиливают влажность воздуха.
  • Материк Южная Америка хорошо нагревается.
  • Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.
  • Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

Верная последовательность: 2 – 4 – 1 – 3
Самооценка работы каждой группы. (Приложение 2)

VI. Итог урока

На уроке вы много работали и теперь наступило время подвести итоги.
Дополните эти предложения: (на доске карточки)

  • Сегодня на уроке я узнал ...
  • Было интересно ...
  • Понял, что ...
  • Теперь я могу …

Учитель даёт высказаться как можно большему количеству уч-ся

VII. Домашнее задание:

  • если вы полностью заполнили таблицу – п. 33, найти дополнительный интересный материал о реках Южной Америки;
  • если таблица заполнена не полностью – закончить таблицу, п.33, найти дополнительный интересный материал о реках Южной Америки.

Рефлексия – "Лесенка настроения" Уходя с урока, прикрепите к лесенке на доске человечка на ступеньку, соответствующую вашему настроению. Если всё понятно и урок понравился – на верхнюю ступеньку, если что-то непонятно – ниже, если во многом не разобрались – на самую нижнюю ступеньку лесенки.