Особенности организации урока в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи подчиняется организация работы как по усвоению учебных предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.

Формирование способов взаимодействия

Умение сотрудничать – основа коллективно распределенной деятельности. Именно в этой форме и осуществляется решение детьми учебных задач. Поэтому учитель использует все ситуации, в которых первоклассники хотят и могут оказать помощь друг другу, и обсуждает с детьми результат коллективных усилий. Такая работа начинается в первые дни обучения, например в рамках курса «Введение в школьную жизнь».

Основным заданием этого курса является подготовка детей к сотрудничеству: первоначальное освоение отношений (представление о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться) и знакомство детей с правилами совместной работы. Дети приобретают некоторый опыт работы в паре, группе и знакомятся с некоторыми правилами и знаками, их регулирующими: говорить можно по одному или вместе (знаки «я», «хор»); товарищ хочет узнать твое отношение к его точке зрения (знаки согласия «+» и несогласия «–»); нужно показать, что вы работали вместе (знак «мы»); хочу спросить (знак «?»).

Описанное далее занятие проводится последним в рамках этого курса. В ходе занятия каждый ребенок создает свой портрет (он послужит дополнительным источником информации для учителя, родителей и школьного психолога о будущем первокласснике, так как в детском рисунке проявляются многие индивидуальные особенности его автора). Из фигурок ребята составляют коллективный «портрет» (слово «МЫ») – символ складывающегося детского сообщества, которому еще предстоит стать учебным.

На занятиях курса «Введение в школьную жизнь» дети делают только первые шаги к сотрудничеству. С первых дней обучения важно организовать работу на уроке так, чтобы фронтальное обсуждение задавало образец учебного взаимодействия, коллективного учебного диалога, чтобы дети учились обращаться друг к другу, высказывать свое мнение и отношение к мнению товарища.

Сориентировать, развернуть первоклассников друг на друга помогает прием «содержательной паузы» (когда учитель не торопится с ответом ребенку, оценкой его версии, а дает возможность сделать это другим детям). Вместе с тем важно привлекать ребят постоянно высказывать свое отношение к мнениям других (одноклассников и учителя): напоминая («Наташа хочет узнать, согласны ли вы с ней), спрашивая («Вы согласны?», «Какие еще есть мысли?», «Кто думает так же?»), благодаря («Спасибо всем, кто высказал свое отношение»).

В начале обучения дети склонны во фронтальном обсуждении апеллировать к учителю (поворачиваться, смотреть на него даже тогда, когда их высказывание обращено к однокласснику). Для того чтобы научить детей обращаться непосредственно к адресату, можно использовать прием «переадресация высказывания». Учитель поощряет обращения детей друг к другу не только вопросами («Ты не согласен со мной, с моим мнением?») и просьбами («Обратись, пожалуйста, к Тимуру»), но и «физическими действиями» – создает пространство обсуждения (отходит в сторону, занимая позицию не в центре обсуждения; при необходимости мягко разворачивает детей друг к другу). Кроме того, учитель должен сам обращаться непосредственно к ребенку («Сережа, мне кажется…») и передавать мысль ученика как авторскую («Саша считает…», « вывод Юры связан с …»).

В диалоге учителю важно придерживаться требования говорить от своего имени, используя такие речевые обороты: «Я думаю…», «Я считаю…», «На мой взгляд…», «Я согласен (не согласен) с …, потому что…», «Я хочу возразить (имя), потому что…» и т.д. При этом нужно эмоционально поддерживать ребят, которые поступают так же, и помогать другим детям, используя приемы корректировки и перефразирования. Так, уточняющий вопрос дает возможность первокласснику перестроить высказывание.

Например, фразу ученика: «Неправильно! Так не нужно делать!» – можно попросить уточнить: «Ты считаешь, что это неправильно? Ты сделал бы иначе?» В результате высказывание может стать таким: «Я считаю, что ты… (вы)… сделали неправильно, потому что… Я предлагаю сделать так…» Если ребенку трудно оформить мысль, учитель перефразирует его высказывание и обращается с просьбой оценить его точность, например: «Правильно ли я тебя поняла, что…?» или «Ты хотел сказать, что…?». Очень важно привлекать к этому других ребят: «Что имел в виду Саша?», «Кто понял  мысль Павла ?» – и, обращаясь к автору: «Мы правильно тебя поняли? Ты говорил об этом?»

Таким образом, если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и так реализуют свое право самостоятельно мыслить, – это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать на уроках такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: “Я считаю, что это правильно, так как...”, “Это должно быть иначе, потому что...”, “Я думаю, что ...”.

Успешное освоение детьми правил и способов учебного взаимодействия невозможно без систематической организации парной и групповой работы.

Этапы работы по дальнейшей организации взаимодействию детей в 1 классе представлены в таблице.

Этапы работы по организации взаимодействия первоклассников.


п/п

Этапы работы

Педагогические средства

1

Введение первоклассников в ситуации, когда им необходимо сотрудничать с одноклассниками и учителем

Специальные задания.
Игры.
Драматизация.

2

Организация процесса формулирования норм сотрудничества самими детьми

Специальные знаки.
Таблица-опора.
Сюжетные рисунки.
Разновозрастные занятия.

3

Обучение первоклассников использованию норм сотрудничества.

Таблица-опора.
Коврик мира.
Фронтальная работа. Групповая работа. Парная работа

4

Знакомство детей со специальными средствами, которые помогут им зафиксировать изменения, характеризующие класс как складывающееся учебное сообщество. Создание вместе с детьми таких средств.

Плакат «Наши догадки, вопросы, открытия».
Рисунки-цепочки.
Предметные и сюжетные рисунки.
Панорамы «Звуковой лес», «Приключения в Солнечном городе». Лестница знаний «Мы растем».

Уже в первом полугодии 1 класса проводится работа в малых группах, которую мы определяем как совместную работу в условиях решения практических задач. Основной целью такой работы является освоение первоклассниками разных форм кооперации.

Поначалу обсуждение способа сотрудничества в группах занимает столько же времени, сколько и анализ освоенного детьми предметного содержания. Возникает необходимость поиска резервов учебного времени для освоения детьми норм учебного сотрудничества.

Такие резервы можно найти на уроках художественного труда и ознакомления с окружающим миром.

Известно, что одной из ситуаций, в которых у детей возникает потребность объединить усилия, является выполнение задания большого объема. Для совместной работы важно подобрать такое задание, когда объем выполненной работы непосредственно зависит от четкости в распределении функций, от вклада каждого участника группы и слаженности работы маленького коллектива. Работу можно организовать так, как это сделал учитель в описанном ниже примере.

На уроке художественного труда дети получили задание в группах изготовить аппликацию на полосе белой бумаги. Им были выданы шаблоны для работы. В ходе фронтальной беседы были определены порядок работы и степень сложности трудовых операций (например, вырезать листочки оказалось легче, чем цветы). Затем первоклассники получили задание распределить работу в группе: двое учеников вырезали листья и цветы, третий ребенок раскладывал на листе элементы аппликации, а четвертый – наклеивал эти элементы на заготовку. Когда один лист аппликации был заполнен, дети получили следующую заготовку.

При подведении итогов работы выяснилось, что две группы изготовили по 2 листа аппликации и склеили их, одна группа смогла полностью подготовить и склеить 4 листа (1) и оставшаяся группа сделал лишь половину одной аппликации. Учитель предложил ребятам спросить у детей, которые успешно справились с заданием, как они организовали свою работу, что им помогло, в чем «секрет» их работы (можно предложить им показать, как они работали вместе). Своим опытом поделились не только успешные группы, другие рассказали о своих трудностях. Обсуждение завершилось обменом мнениями о том, как можно преодолеть эти трудности и организовать работу в следующий раз.

В 1 классе работа в группе обязательно должна завершаться рефлексией того, как ребята смогли организовать обсуждение без участия взрослого. Для этого нужно специально выделить время (3-5 мин), планируя работу на уроке.

При проведении рефлексии можно использовать специальную таблицу.

Показатели для оценивания

Группа

1

2

3

4

Обсуждали вежливо

 

 

 

 

Распределили задания

 

 

 

 

Говорили по очереди

 

 

 

 

Старались понять мнение других

 

 

 

 

Убедились, что все согласны с общим мнением

 

 

 

 

Результат изобразили аккуратно

 

 

 

 

Показатели для оценивания характера организации обсуждения в группах (а они представляют собой некоторые нормы, правила совместной работы) фиксируются в результате фронтального обсуждения перед непосредственным выполнением работы и могут меняться. Представители групп заполняют таблицу по окончании работы.

Желательно, чтобы в 1 классе заготовка таблицы постоянно находилась в поле зрения учащихся. Ко второму полугодию 2 класса, как правило, учащиеся, освоив нормы сотрудничества, могут оценивать работу группы без специальных опор.

Подвести итог работы в группе можно с помощью вопросов:
 – Как работала ваша группа?
 – Все ли дети приняли участие в работе?
 – Как вы понимали друг друга?
 – Ты доволен своей работой в группе?
 – Что вы в следующий раз сделаете по-другому?

Еще один вариант организации обсуждения результатов работы групп – создание группового портрета. Ученики по желанию собираются в группы, где каждый учащийся рисует другого члена группы. Затем все рисунки объединяются в коллективный портрет группы, название которой дети придумывают и записывают здесь же.

В групповых формах работы всегда имеется общая цель, понятная участникам группы, разделение труда в зависимости от общей готовности детей, их общения и взаимодействия на разных уровнях сотрудничества. Главная ценность группового взаимодействия состоит в том, что дети получают такой конечный продукт, в котором отдельные результаты объединяются не механически. Выполненное сообща (например, поделка, рассказ, рисунок) – это качественно новый продукт, обогащенный коллективными усилиями мысли и разнообразными чувствами.

Чтобы групповая работа имела положительные результаты, учителю необходимо формировать у детей положительное отношение к учебному сотрудничеству, при комплектовании групп учитывать симпатии и привязанности детей. Уже к концу первого класса участие детей в групповой работе может быть разнообразным:

  • учащиеся успешно работают вместе от начала и до конца над одним заданием;
  • каждый участник группы делает свою часть, из которых сообща составляется коллективная работа;
  • один ученик начинает делать, другой продолжает, третий заканчивает работу.

Безусловно, овладение младшими школьниками этими нормами – процесс длительный и непростой. Поэтому очень важно проводить данную работу последовательно и целенаправленно.