Работа над формированием ключевых компетенций учащихся через методические возможности УМК Н.Е.Кузнецовой

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.

Л. Фейербах

Общество в нашей стране всегда ставило перед учительством непростые задачи. Последние годы – увы, не стали исключением. В то время, когда мы все обеспокоены уменьшением количества часов, а у детей заметно падает интерес к учебе, учителя, должны не только передать ребятам определенные знания, умения и навыки, но и, что гораздо более важно, обеспечить формирование у учащихся ключевых компетенций.

Современному выпускнику нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания нужно использовать, не определен план действий, а, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. Хотя так ли уж нова эта задача?

Хочется вспомнить мудрые слова одного из педагогов-практиков, директора подмосковной школы К.Г. Кравцова: «Наше учреждение занимается внедрением инновационных технологий восемь лет. И главное, что мы осознали, работая в этом направлении…, – это то, что инновационная технология хороша тогда, когда она не отрицает, а развивает классику». По моему мнению, это относится и к системе проектирования учительской деятельности.

С конца XX века мы живем в такое время, которое характеризуется быстрым прогрессом науки, техники и общества. Всем приходится учиться и переучиваться всю жизнь. Поэтому еще в 70-е годы заговорили о том, что результатом обучения должно стать умение учиться, интерес к учению. В жизни оказывается в выигрыше не тот человек, у которого были одни пятерки в аттестате, а тот, кто учился с увлечением.

Многочисленные изменения приоритетов в системе образования, конечно, мотивируют глубоко продуманный выбор педагогами учебно-методического комплекта.

Для нас несомненным помощником в организации успешной деятельности по формированию ключевых компетенций учащихся стал УМК Н.Е.Кузнецовой. Работать по нему (еще по первому изданию) мы с ребятами начали с 1998 года. С тех пор был усовершенствован и сам учебник (были изданы книги для изучения химии на базовом и профильном уровнях), и методические материалы к нему.

Нас сразу привлекли основные принципы, которыми руководствовались авторы при работе над УМК. Вот они:

  1. Сначала познавательный интерес, а затем учение.
  2. Прежде изучаем вещество, а затем его строение.
  3. Сначала практика, а затем теория.
  4. Изучать химию в контексте.
  5. Нужны твердые знания.
  6. Формулы и уравнения познаем через расчеты.
  7. Создаем ситуацию успеха.

С чего стоит начать работу с учащимися? С того, чтобы научить работать с источником информации. Считается, что современные дети хорошо владеют информационными технологиями, о многом знают. Однако, эти знания поверхностны и бессистемны. Кроме того, у современных учеников есть огромная проблема, которой не было у ребят 15-20 лет назад: наши дети не умеют долго удерживать свое внимание на одном предмете, отсюда невнимательность и отсутствие усидчивости.

Вот если не все, то, по крайней мере, некоторые из этих проблем и нацелены решить современные учебно-методические комплекты, в частности УМК Н.Е. Кузнецовой.

Почему появился интерес к этому учебнику и желание по нему работать? Во-первых, учебник рассчитан на работу в условиях вариативного обучения. Во-вторых, материал учебника логически выстроен и отвечает дидактическим принципам систематичности, научности, доступности. Буквально с первых уроков химии мы начинаем поэтапно знакомиться с таблицей Д.И.Менделеева. Большую часть материала предлагают не заучить, а научиться извлекать из справочных таблиц. В-третьих, это современный учебник, он построен таким образом, что полностью позволяет организовать образовательный процесс.

С чего обычно начинается урок? Ну, разумеется, с традиционной актуализации опорных знаний. Для облегчения работы учителя авторы в начале каждого параграфа приводят вопросы и задания.

Проверенный годами способ организации лучшего восприятия и усвоения материала – представление его в виде опорных схем, таблиц, рисунков. Пользуясь разнообразными схемами и таблицами удобно организовать составление опорного конспекта на уроке. Они же позволят быстро вернуться к материалу темы при повторении. Для организации обобщения на уроке каждый параграф снабжен вопросами, упражнениями и заданиями. Каждая тема содержит выводы и основные термины. Принципы построения учебника едины по всем классам.

Чего скрывать, наши дети плохо умеют анализировать текст, выбирать из текста главное, составлять и работать по алгоритму и опорному конспекту. Они перегружены разнообразной информацией, но не в состоянии ее систематизировать. Мало кто из них приучен мыслить, самостоятельно работать с источником информации, поэтому ребята испытывают большие трудности, обучаясь в ВУЗах. Возможности преодолеть это положение заключаются в применении некоторых методов преподавания.

Большие возможности для преодоления такого положения лежат в использовании алгоритмов и опорных конспектов.

Алгоритмы играют огромную роль в жизни людей: это рецепты, по которым в аптеках готовят лекарства, рекомендации поваренной книги и т.д. Алгоритм и опорный конспект – результат более или менее самостоятельной деятельности. Чтобы составить сжатый план темы, ученик вынужден структурировать материал, обобщить его, выделить главное.

Учебник Кузнецовой уникален в своем роде. Практически каждая тема снабжена алгоритмом выполнения тех или иных видов упражнений. Параграфы учебников кроме доступного изложения материала усилены графической подачей научного материала: схемы, диаграммы, сравнительные таблицы. Хочется отметить, что эти схемы и таблицы понятны и доступны ученикам, удобны в использовании на уроке и при организации самостоятельной работы школьников.

В последние годы в помощь учителю и учащимся появилось большое количество методических материалов, а именно: рабочие тетради, сборники задач и упражнений, методические пособия. Каждый раздел в сборнике задач и упражнений сопровождается кратким изложением теоретического материала. Нашим ученикам очень понравилось работать по кластерным схемам, обобщающим свойства органических веществ. Ребята активно используют их при повторении изученного материала и при подготовке к экзаменам. Многие задания снабжены диаграммами и обобщающими таблицами, что очень важно для развития компетенций учащихся и подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Любой учитель знает, что написать учебник просто сидя за письменным столом, наверное, можно, но он не будет востребован. Открывая учебник Н.Е. Кузнецовой, понятно, что его создавали совместно с учителями-практиками, проанализировав методические находки многих педагогов и выбрав лучшие из них. Многие преподаватели используют при решении задач алгоритмы решения, графические схемы. Это удобно и наглядно, благодаря этому ребенок представляет происходящие процессы и перестает бояться задач.

В учебнике и задачниках активно используется решение задач методом заполнения таблиц, метод визуализации решений задачи (много лет назад мы с ребятами называли это «нарисовать задачу»). Согласитесь, приятно видеть в составителях УМК единомышленников!

Химия – наука экспериментальная. Изучение способов получения и распознавания веществ – особенно важная задача в преддверие экзаменов. В последнем издании учебников не просто подробно описываются методы выполнения лабораторных и практических работ. Теперь мы можем использовать схемы проведения эксперимента, представленные в виде рисунков. В этом учебном году составители заданий ГИА и ЕГЭ особое внимание уделяют знанию основ аналитической химии, т.е. качественным реакциям, поэтому на первый план выходит знание внешнего вида, агрегатного состояния, цвета распространенных химических соединений. В помощь учащимся качественные реакции в учебнике теперь представлены в цвете.

Замечательные слова Николая Дмитриевича Зелинского «Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности – вот первое, что я хочу тебе посоветовать…» сегодня очень актуальны. Действительно, чтобы познать любую науку, нельзя ограничиваться заучиванием сухих терминов и цифр. Один из принципов изучения материала в современной школе – изучение химии в историческом и практическом контексте.

Хочется отметить, что учебник Н.Е. Кузнецовой интересный. В нем представлено много дополнительного (исторического, практического) материала. Это очерки о возникновении и развитии химии, об истории открытия химических элементов, рассказы о применении, биологическом значении химических веществ, ссылки на известные художественные произведения. Прослеживается стремление авторов учебника увеличить акцент на знания, необходимые в жизни учащихся. В учебнике поднимаются экологические проблемы, что усиливает воспитательное воздействие на детей.

Выполнение занимательных задач перерастает в создание ученических проектов.

Значение групповых проектов для формирования ключевых компетенций школьников заключается в умении работать в коллективе, анализировать ситуацию, принимать решение.

Привлекательна для учащихся тематика исследовательских проектов, посвященных изучению химической природы разнообразных веществ и явлений.

Заканчивая статью, приведем лаконичную и точную характеристику хорошего учебника Аристотеля: «…хорошая книга такая, в которой изложено все, что должно, только то, что должно, и именно так, как должно…»

Использованная литература:

  1. Грудзинская Е.Ю., Кочнева Е.Г. Проектирование уроков химии. – «Химия: методика преподавания в школе», № 4, 2002 г.
  2. Гузеев В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование уроков. – «Химия в школе», № 6, 2002 г.
  3. Гузеев В.В. Организационные формы обучения и уроков. – «Химия в школе», № 4, 2002 г.
  4. Лёвкин А.Н. Химия: 10 класс: базовый уровень: методическое пособие/ А.Н.Лёвкин. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 240 с.
  5. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Химия. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: методическое пособие/ М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. – 2-е изд.испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 256 с.