Современная информационно-образовательная среда (ИОС) в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования является наличие информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения.

Под информационно-образовательной средой понимают системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса.

Компьютеры, интерактивные доски, коммуникационные каналы, системное и прикладное программное обеспечение, информационные и коммуникационные технологии являются технологической основой ИОС (Приложение 1, слайд 2).

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности (слайд 3).

Кроме того, эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Одним из универсальных учебных действий в рамках ФГОС основного общего образования является формирование и развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (слайд 4).
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии в обучении играют важнейшую роль и являются:

  • технологической основой информационной образовательной среды;
  • одним из важнейших средств реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта;
  • важнейшим инструментом деятельности учителя и ученика (слайд 5).

Одной из особенностей развития образования на современном этапе является необходимость постоянной перестройки системы работы в связи с глобальным нарастанием информационного поля. Сегодня информационные технологии используются везде.

Электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР и ЦОР) стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной школы, позволяя повышать  эффективность обучения за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа. 
ЭОР, ЦОР – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем (слайд 6).

Компьютер перестал быть для наших учителей лишь печатной машинкой и способом хранения информации. Большая часть педагогического коллектива уверенно владеет современной компьютерной техникой, применяет в процессе образования детей с ОВЗ (слайд 7).

Широкомасштабное использование ЭОР и ЦОР в учебном процессе детей с ОВЗ требует изменений в методике проведения учебных занятий, активного освоения и применения информационных технологий педагогами и обучающимися.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, ЭОР вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Электронные и цифровые образовательные ресурсы позволяют выполнять значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР и ЦОР изменяется получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я  запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности учебной работы (слайды 8, 9).

Очень помогает в работе электронный образовательный ресурс i-школы, расположенный по адресу http://iclass.home-edu.ru, которым пользуются учителя и учащиеся нашей школы, дистанционного образования (слайд 10). Содержание образовательного ресурса – учебные предметные курсы, факультативы, дополнительное образование, консультирование по вопросам технической поддержки, которые учитель может выбирать (слайд 11).

На ресурсе одновременно могут работают учитель и ученик, взаимодействуя в ходе интерактивного урока. Ученик может  выполнять задания, используя различные формы контроля, например, тестовый контроль знаний, в режиме on-line, результат можно узнать на этом же уроке.
Для подготовки к следующему уроку, проверочной работе, контролю знаний ученик может работать на ресурсе самостоятельно (слайд 12).

С появлением ЭОР появилась возможность изменять не только способы получения информации, но и использовать их при проведении интегрированных  уроков учащихся нашей школы и участников проекта «Дистанционное образование».

Учителя нашей школы используют информационные технологии при проведении интегрированных уроков  и мероприятий как в  образовательном, так и в воспитательном  процессах (слайд 13). ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в

цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанных» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Использование на уроках математики, физики цифровых  образовательных ресурсов (ЦОР) – ключ к формированию творческой личности ученика (слайд 14). 

Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, кроме того, применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности, так как создает условия для самостоятельной учебной деятельности в индивидуальном темпе с использованием оптимальных для конкретного обучающегося способа восприятия информации. 

Немаловажным положительным свойством электронных и цифровых образовательных ресурсов является возможность их применения в дистанционном обучении, которое повышает мобильность школьников, расширяет их возможности.

Таким образом, ЭОР и ЦОР выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся (слайд 15).

Существует ряд специальных аппаратных и программных разработок по применению ИКТ в обучении детей с ОВЗ.
Рабочее место ученика дистанционного образования включает в себя:

  • Компьютер
  • Программное обеспечение
  • Периферийное оборудование
    • Сканер
    • Принтер
    • Веб-камера
    • Комплект компьютерных датчиков
    • Цифровой микроскоп
  • Высокоскоростной Интернет  (слайд 16).

Сейчас становится возможным получение качественных знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в том числе и дистанционных, в связи с появлением специальных технических устройств, компенсирующих двигательные и другие расстройства (нарушения зрения, слуха и др.).

специализированное компьютерное оборудование:

– специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода,
– цифровое устройство для просмотра микропрепаратов,
– компьютерный роллер (применение роллера, больших выносных кнопок)
– брайлевский портативный дисплей (для незрячих пользователей)
–  принтер с рельефно-точечным шрифтом Брайля (для незрячих пользователей)
– клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка),
– применение  интерактивного  конструктора LEGO (слайды 17-20).

Основная  форма учебной деятельности  учителей ресурсного центра дистанционного образования (РЦДО) – интерактивный урок, который включает в себя различные формы обучения.

На дистанционном уроке доступны самые необходимые средства – коммуникация посредством веб-камер, обмен мгновенными текстовыми сообщениями, демонстрация презентации, передача файлов (слайд 21).

Общение в процессе дистанционного занятия также может быть организовано  с помощью программы Skype в режиме on-line, что формирует  новый формат дистанционного занятия.  Технология дистанционного обучения через программу Skype не исключает общения учащегося  с преподавателем, напротив, создаёт эффект живого общения в режиме видео.

Виртуальный урок воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

А если еще и создана Skype-группа  или организована конференц-связь, то такое дистанционное занятие выходит по интерактивности на самый высокий уровень (слайд 22).

Технические возможности компьютерного оборудования позволяют детям общаться со сверстниками, получать дополнительное музыкальное и художественное образование, предпрофессиональные навыки.

ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ.

В целом, целесообразность использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ, заключается в следующем:

  • уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
  • повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
  • формирование информационной культуры у ребенка;
  • развитие ИКТ-компетентности ребенка;
  • более быстрое формирование универсальных учебных действий;
  • возможность выбора оптимального темпа прохождения материала (слайд 23).

Образование детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием специально оборудованных рабочих мест включено в комплекс системных мероприятий, ориентированных на цели образования, развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями. Использование в обучении специализированного компьютерного оборудования, электронных образовательных ресурсов направлено на улучшение восприятия детьми-инвалидами учебного материала путем расширения дидактических возможностей за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности.

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.
Каждый ребенок по-своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его родители, педагоги захотят, чтобы этот талант был реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Создавая презентации вместе с детьми, они, тем самым, обучают их.
Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете,  преодолеть «комплекс беды», характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.

Виртуальное общение представляет собой особый мир, в котором человек может быть самим собой или кем-то другим, не боясь выражать свои эмоции, чувства, совершая самые невероятные поступки, не боясь пожалеть об этом. Поэтому для многих детей с ограниченными возможностями здоровья виртуальный общение становится едва ли не единственным инструментом, при помощи которого, чувствуя себя вполне защищёнными, могут взаимодействовать с Другими и проявлять своё «Я» (слайды 24-27).

Таким образом, учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Использование современной информационно-образовательной среды в процессе образования детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слайд 28).