План-коспект урока по теме «Сложные слова и их использование в речи для характеристики людей»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  1. Закрепить алгоритм написания соединительной гласной в сложных словах
  2. Расширить словарный запас.
  3. Уметь различать части речи.
  4. Развивать умение слушать друг друга и работать в группе
  5. Учить проводить самооценку.

Оборудование:

  • Оперы для обнаружения орфограмм.
  • Презентация.
  • Печатный модуль для каждого ученика (1 уровень, 2 уровень, 3 уровень).
  • Индивидуальные блокноты с опорными схемами.
  • Словари Даля и Ожегова.
  • Алгоритм проверки написания соединительных гласных в сложных словах.
  • Музыка для настроя.
  • Иллюстрация дворца.

1. Оргмомент. (1 мин. Звучит музыка.)

- В некотором царстве в словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот, что от них осталось.

(На доске таблички: гласные, согласные, Ъ и Ь, пробел)

2. Повторение изученного.(4 мин.)

- Давайте вспомним полное название орфограмм.

Ученики называют полные названия: безударные проверяемые и непроверяемые гласные, соединительные гласные; парные, удвоенные, непроизносимые согласные; Ь-показатель мягкости, разделительный Ь и Ъ знак, пробел между словами.

- Где находятся орфограммы гласные и согласные, которые мы изучаем? (в корне)

- В написании сложных слов какую орфограмму вы должны знать? (соединительную гласную)

- Значит, нам нужно повторить алгоритм написания соединительной гласной в сложных словах.

(Ученики повторяют алгоритм по своим индивидуальным блокнотам, а затем алгоритм повторяется в коллективной работе и открывается на доске)

Алгоритм

  1. Произнес слово
  2. Выдели корни
  3. 1 корень на твёрдый согласный – О; 1 корень на мягкий согласный – Е
  4. Запиши слово
  5. Подчеркни орфограмму

3. Работа по печатному модулю.(34 мин.)

УЭ-0 3 мин

- Какие цели вы поставите на уроке?

- Спрогнозируйте свою работу на уроке с точки зрения “Я”, “Мы”, “Дело”.

УЭ Входной контроль 7 мин.

- Работу выполняете на печатном листе, после проверки поставьте себе отметку.

УЭ-1 6 мин.

В каждую группу учитель даёт два слова. Ученики определяют на какой вопрос отвечают слова, какой частью речи являются. Выясняют значение слов.

Отвечают представители групп, учитель уточняет значение слов по словарям Ожегова и Даля.

По словарю Ожегова

КНИГОЛЮБ - любитель книг, чтения.

РИФМОПЛЁТ – стихоплёт, плохой, бездарный сочинитель стихов.

ТУГОДУМ – медленно соображающий человек.

ВЫСОКОМЕРНЫЙ – презрительно надменный.

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ – не знающий уныния, радостный, бодрый.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

По словарю Даля было найдено значение только трёх слов

РИФМОПЛЁТ – плохой стихотворец.

ВЫСОКОМЕРНЫЙ – гордый, надменный.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ – дельное любопытство, любовь к наукам, к познаниям, желание поучаться.

УЭ – 2 6 мин.

Упражнение 136, стр.94 (учебник русского языка для 3 класса Е.В.Бунеевой и Р.В.Бунеева)

Ученики работают в паре. Пара, выполнившая первой, отвечает.

Учитель уточняет по словарю Ожегова значение слов ПУСТОМЕЛЯ, ПУСТОЗВОН, ПУСТОСЛОВ – это синонимы, так называют людей, ведущих пустые разговоры.

УЭ – 3 6 мин.

Упражнение 137, стр.94 (учебник русского языка для 3 класса Е.В.Бунеевой и Р.В.Бунеева)

Ученики работают в паре. Пара, выполнившая первой, отвечает.

Учитель уточняет значение слов по словарю Ожегова.

СЕРДОБОЛЬНЫЙ – сострадательный, жалостливый.

МИЛОСЕРДНЫЙ – готовый помочь любому из человеколюбия.

ДОБРОДУШНЫЙ – добрый и мягкий по характеру, незлобливый.

БЛАГОРОДНЫЙ – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.

ВЕЛИКОДУШНЫЙ – обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.

УЭ –n 5 мин.

Выходной контроль

Ученики определяют, как они усвоили тему. выполняя самостоятельную работу. Отметку ставит учитель после проверки печатного модуля.

УЭ –n-1 1 мин.

Ученики определяют результаты своей работы на уроке.

- Определите свои результаты работы на уроке с точки зрения “Я”, “Мы”, “Дело”.

4. Подведение общего итога урока. (1 мин)

Приложение.