Цели:
- Закрепить алгоритм написания соединительной гласной в сложных словах
- Расширить словарный запас.
- Уметь различать части речи.
- Развивать умение слушать друг друга и работать в группе
- Учить проводить самооценку.
Оборудование:
- Оперы для обнаружения орфограмм.
- Презентация.
- Печатный модуль для каждого ученика (1 уровень, 2 уровень, 3 уровень).
- Индивидуальные блокноты с опорными схемами.
- Словари Даля и Ожегова.
- Алгоритм проверки написания соединительных гласных в сложных словах.
- Музыка для настроя.
- Иллюстрация дворца.
1. Оргмомент. (1 мин. Звучит музыка.)
- В некотором царстве в словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот, что от них осталось.
(На доске таблички: гласные, согласные, Ъ и Ь, пробел)
2. Повторение изученного.(4 мин.)
- Давайте вспомним полное название орфограмм.
Ученики называют полные названия: безударные проверяемые и непроверяемые гласные, соединительные гласные; парные, удвоенные, непроизносимые согласные; Ь-показатель мягкости, разделительный Ь и Ъ знак, пробел между словами.
- Где находятся орфограммы гласные и согласные, которые мы изучаем? (в корне)
- В написании сложных слов какую орфограмму вы должны знать? (соединительную гласную)
- Значит, нам нужно повторить алгоритм написания соединительной гласной в сложных словах.
(Ученики повторяют алгоритм по своим индивидуальным блокнотам, а затем алгоритм повторяется в коллективной работе и открывается на доске)
Алгоритм
- Произнес слово
- Выдели корни
- 1 корень на твёрдый согласный – О; 1 корень на мягкий согласный – Е
- Запиши слово
- Подчеркни орфограмму
3. Работа по печатному модулю.(34 мин.)
УЭ-0 3 мин
- Какие цели вы поставите на уроке?
- Спрогнозируйте свою работу на уроке с точки зрения “Я”, “Мы”, “Дело”.
УЭ Входной контроль 7 мин.
- Работу выполняете на печатном листе, после проверки поставьте себе отметку.
УЭ-1 6 мин.
В каждую группу учитель даёт два слова. Ученики определяют на какой вопрос отвечают слова, какой частью речи являются. Выясняют значение слов.
Отвечают представители групп, учитель уточняет значение слов по словарям Ожегова и Даля.
По словарю Ожегова
КНИГОЛЮБ - любитель книг, чтения.
РИФМОПЛЁТ – стихоплёт, плохой, бездарный сочинитель стихов.
ТУГОДУМ – медленно соображающий человек.
ВЫСОКОМЕРНЫЙ – презрительно надменный.
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ – не знающий уныния, радостный, бодрый.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
По словарю Даля было найдено значение только трёх слов
РИФМОПЛЁТ – плохой стихотворец.
ВЫСОКОМЕРНЫЙ – гордый, надменный.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ – дельное любопытство, любовь к наукам, к познаниям, желание поучаться.
УЭ – 2 6 мин.
Упражнение 136, стр.94 (учебник русского языка для 3 класса Е.В.Бунеевой и Р.В.Бунеева)
Ученики работают в паре. Пара, выполнившая первой, отвечает.
Учитель уточняет по словарю Ожегова значение слов ПУСТОМЕЛЯ, ПУСТОЗВОН, ПУСТОСЛОВ – это синонимы, так называют людей, ведущих пустые разговоры.
УЭ – 3 6 мин.
Упражнение 137, стр.94 (учебник русского языка для 3 класса Е.В.Бунеевой и Р.В.Бунеева)
Ученики работают в паре. Пара, выполнившая первой, отвечает.
Учитель уточняет значение слов по словарю Ожегова.
СЕРДОБОЛЬНЫЙ – сострадательный, жалостливый.
МИЛОСЕРДНЫЙ – готовый помочь любому из человеколюбия.
ДОБРОДУШНЫЙ – добрый и мягкий по характеру, незлобливый.
БЛАГОРОДНЫЙ – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.
ВЕЛИКОДУШНЫЙ – обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.
УЭ –n 5 мин.
Выходной контроль
Ученики определяют, как они усвоили тему. выполняя самостоятельную работу. Отметку ставит учитель после проверки печатного модуля.
УЭ –n-1 1 мин.
Ученики определяют результаты своей работы на уроке.
- Определите свои результаты работы на уроке с точки зрения “Я”, “Мы”, “Дело”.
4. Подведение общего итога урока. (1 мин)